Сравнительное изучение
личностных особенностей учащихся,
занимающихся и не занимающихся
туристско-краеведческой
деятельностью (ТКД)
Вперед
В начало статьи
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Психологическая культура личности (О.И. Мотков)
- Личностная биография (О.И. Мотков)
- ДМО – Диагностика межличностных отношений (Лири- Л.Н.
Собчик)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ (Неугартен
с соавт.)
- Психологический портрет учащихся (О.И. Мотков)
- Экспертная оценка гармоничности личности учащихся(О.И.
Мотков) - экспертом выступала О.В. Озерская, знающая оба
класса, а с ребятами 10 В ходившая несколько раз в многодневные
походы.
Процедура проведения обследования
В первый день - по всем пяти методикам обследуется 10-ый “Г”
класс школы № 689, в котором есть занимающиеся и не занимающиеся
ТКД учащиеся. Каждый испытуемый получает специально разработанный
для данного исследования Бланк для ответов по всем методикам
(см. Приложение). Ассистент после окончания эксперимента собирает
тут же все бланки в отдельную папку.
Во второй день - по всем методикам обследуются
ребята 10-ого “В” класса той же школы, в котором также есть
учащиеся, занимающиеся и не занимающиеся ТКД. Также применяются
специальные Бланки, которые затем собираются.
Эксперт получает Бланки экспертной оценки
личности учащихся и оценивает по 5-балльной шкале личностные
особенности (Гармоничность личности - ГЛ э) каждого ученика
10 Г и 10 В классов (методика “Экспертная оценка личности
учащихся”). Бланки с оценками передаются ассистенту.
Главные показатели использованных методик:
МЕТОДИКА
“ Психологическая культура личности”(О.И. Мотков)
Мотков О.И. “Психологическая культура личности”
/Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9
Изучается один из аспектов гармоничности личности – гармоничность
процесса функционирования личности, ее стремлений и процессов
самопознания, общения и ведения дел, саморегуляции эмоций,
творчества, саморазвития. Характеристики процесса реализации
всего комплекса таких культурно-психологических стремлений
в каждодневном поведении выражают психологическую культуру
личности в целом. Определяются: сила шести видов культурно-психологических
стремлений и выраженность их реализации в поведении, в том
числе и величина психологической культуры в целом.
18 пунктов, ответы по 5-балльным шкалам:
А (культурно-психологические стремления) и
Б ( их осуществление в поведении).
Показатели культурно-психологических стремлений:
- к самопознанию
- к конструктивному общению
- к улучшению психической саморегуляции
- к творчеству
- к конструктивному ведению дел
- к гармоничному саморазвитию
- к психологической культуре в целом(ПК)
Показатели реализации культурно-психологических стремлений:
- самопознание
- конструктивное общение
- саморегуляция эмоций, мыслей и действий
- творчество
- конструктивное ведение дел
- гармоничное саморазвитие
- психологическая культура в целом – интегральный
показатель
По таблице уровней гармоничности выраженности
того или иного показателя определяется уровень каждого показателя.
МЕТОДИКА
”Личностная биография” (О.И. Мотков)
Мотков О.И. Методика “Личностная биография”
/Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9
Определение степени общей конструктивности личности, гармоничности
выраженности ее составляющих. Конструктивность личности –
это интегральная характеристика, главными составляющими которой
являются гармоничность личности и ее самореализация. Здесь
высокий результат по показателю “гармоничность личности” интегрирует
в себе следующие аспекты: частое ощущение полноты и гармоничности
своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года;
здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних
противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать
внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный
тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с миром
в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с
друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка
изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над
“вечными” вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы
активно и конструктивно прожить желаемое число лет.
25 вопросов (часть из них – составные, с подпунктами), всего
48 пунктов. По составным вопросам подсчитываются средние.
По трем вопросам ответы переводятся по обратной шкале. Далее
основные расчеты идут, с учетом частично обработанных некоторых
ответов, по 25 вопросам.
Применяется 5 - балльная шкала возможных ответов.
Ряд вопросов касается проявлений личности
в прошлом и в ближайший год, что придает методике дополнительный
биографический характер и позволяет изучать динамику изменений
в личности, возникающих в ходе ее жизни .
Изучаемые факторы личности:
- жизненное самоопределение ЖСО
- жизненная самореализация ЖСР
- трансформация личности ТЛ
- гармоничность личности ГЛ
- общая конструктивность личности ОКЛ - интегральный показатель,
объединяющий все предыдущие.
МЕТОДИКА “Диагностика межличностных отношений”
ДМО
(Лири - Л.Н. Собчик) Собчик Л.Н. Введение
в психологию индивидуальности.
М.: Ин-т практ. психологии, 1998, с. 55-71,405,406
Определение стиля межличностного общения. 128 пунктов, ответы
“да” или “нет”.
Восемь индивидуальных стилей межличностных отношений:
1 - властный-лидирующий,
2 - независимый-доминирующий,
3 - прямолинейно-агрессивный,
4 - недоверчивый-скептический,
5 - покорно-застенчивый,
6 - зависимый-послушный,
7 - сотрудничающий-конвенциальный,
8 - ответственно-великодушный.
Стили 1 - 4 - преобладание неконформных тенденций,
из них 3 и 4 - склонность к конфликтным проявлениям,
1 и 2 - к независимости, упорству, лидерству и доминированию.
Стили 5 - 8 - преобладание конформных или сотрудничающих
тенденций. Из них 5 и 6 - подчиняемость, неуверенность,
конформность; 7 и 8 - склонность к компромиссам, конгруэнтность,
ответственность в контактах.
Высокая связь с особенностями темперамента, измеряемого методикой
ИТО (Индивидуально-типологическим опросником) Л.Н. Собчик,
что указывает на во многом изначальный, генетически детерминируемый
характер выделенных стилей .
МЕТОДИКА “Индекс жизненной удовлетворенности”
ИЖУ (Неугартен)
Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности
/В кн. “LifeLine и др. новые методы психологии жизненного
пути”.
Сост., ред. А.А. Кроник. М.: Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114
Позволяет определять величину удовлетворенности жизнью. Интегральный
показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности
как психологическое состояние, степень психологического комфорта
и социально-психологической адаптированности. Тесно связан
с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных
планов, наличием творческого дела.
20 вопросов, ответы трех видов: “согласен”, “не знаю”,
“не согласен”.
Определяется один общий показатель - индекс жизненной удовлетворенности
(life satisfaction).
МЕТОДИКА “Психологический портрет учащихся”(О.И.
Мотков)
20 пунктов, 5-балльная шкала возможных ответов.
Изучаются следующие характеристики (показатели):
- Эмоциональные
- Социально-психологические
- Творческие
- Самореализация и самосовершенствование
- Общекультурные интересы
- Уровень развития личности - интегральный показатель.
Экспертная оценка гармоничности личности
учащихся
(О.И. Мотков, 1999)
Функцию эксперта выполняла завуч школы №
689 О.В. Озерская, хорошо знающая старшеклассников. С учащимися
10 "В" она ходила в многодневные походы, жила сними бок о
бок, участвовала в общем интересном деле. С ребятами 10 "Г"
она знакома в основном только по работе в школе.
Гармоничность личности оценивается экспертом по 8 вопросам
методики “Личностная биография”, входящим в фактор “Гармоничность
личности” (всего в этот фактор входит 12 вопросов). Желательно,
чтобы эксперт понимал сущность психологической гармонии, хорошо
знал оцениваемого (-ых). Ясно, что представления старшеклассников
о гармонии личности в чем-то отличаются от таковых у их педагогов
и руководителей походов. Методика помогает определить степень
сходства и степень различий в этих представлениях у экспертов
и оцениваемых ими лиц, влияние общего с учащимися дела на
экспертную оценку, а также с помощью корреляционного анализа
– тесноту связи между экспертными оценками педагога и самооценками
учащихся. В данном случае – между оценками эксперта и самооценками
учащихся, опытных в ТКД и не занимающихся ТКД.
Вперед
В начало статьи
|