Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Возрастная психология > Сравнительное изучение...

 

Сравнительное изучение личностных особенностей учащихся, занимающихся и не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью (ТКД)

Вперед

В начало статьи

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    1. Психологическая культура личности (О.И. Мотков)
    2. Личностная биография (О.И. Мотков)
    3. ДМО – Диагностика межличностных отношений (Лири- Л.Н. Собчик)
    4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    5. Индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ (Неугартен с соавт.)
    6. Психологический портрет учащихся (О.И. Мотков)
    7. Экспертная оценка гармоничности личности учащихся(О.И. Мотков) - экспертом выступала О.В. Озерская, знающая оба класса, а с ребятами 10 В ходившая несколько раз в многодневные походы.

Процедура проведения обследования

В первый день - по всем пяти методикам обследуется 10-ый “Г” класс школы № 689, в котором есть занимающиеся и не занимающиеся ТКД учащиеся. Каждый испытуемый получает специально разработанный для данного исследования Бланк для ответов по всем методикам (см. Приложение). Ассистент после окончания эксперимента собирает тут же все бланки в отдельную папку.

Во второй день - по всем методикам обследуются ребята 10-ого “В” класса той же школы, в котором также есть учащиеся, занимающиеся и не занимающиеся ТКД. Также применяются специальные Бланки, которые затем собираются.

Эксперт получает Бланки экспертной оценки личности учащихся и оценивает по 5-балльной шкале личностные особенности (Гармоничность личности - ГЛ э) каждого ученика 10 Г и 10 В классов (методика “Экспертная оценка личности учащихся”). Бланки с оценками передаются ассистенту.

Главные показатели использованных методик:

МЕТОДИКА “ Психологическая культура личности”(О.И. Мотков)

Мотков О.И. “Психологическая культура личности”
/Газ. “Школ. психолог”, 1999, № 15, с. 8-9

Изучается один из аспектов гармоничности личности – гармоничность процесса функционирования личности, ее стремлений и процессов самопознания, общения и ведения дел, саморегуляции эмоций, творчества, саморазвития. Характеристики процесса реализации всего комплекса таких культурно-психологических стремлений в каждодневном поведении выражают психологическую культуру личности в целом. Определяются: сила шести видов культурно-психологических стремлений и выраженность их реализации в поведении, в том числе и величина психологической культуры в целом.

18 пунктов, ответы по 5-балльным шкалам:
А (культурно-психологические стремления) и
Б ( их осуществление в поведении).

Показатели культурно-психологических стремлений:

  1. к самопознанию
  2. к конструктивному общению
  3. к улучшению психической саморегуляции
  4. к творчеству
  5. к конструктивному ведению дел
  6. к гармоничному саморазвитию
  7. к психологической культуре в целом(ПК)

Показатели реализации культурно-психологических стремлений:

  1. самопознание
  2. конструктивное общение
  3. саморегуляция эмоций, мыслей и действий
  4. творчество
  5. конструктивное ведение дел
  6. гармоничное саморазвитие
  7. психологическая культура в целом – интегральный показатель

По таблице уровней гармоничности выраженности того или иного показателя определяется уровень каждого показателя.

МЕТОДИКА ”Личностная биография” (О.И. Мотков)

Мотков О.И. Методика “Личностная биография”
/Газ. “Школ. психолог”, 1998, № 38, с. 8-9

Определение степени общей конструктивности личности, гармоничности выраженности ее составляющих. Конструктивность личности – это интегральная характеристика, главными составляющими которой являются гармоничность личности и ее самореализация. Здесь высокий результат по показателю “гармоничность личности” интегрирует в себе следующие аспекты: частое ощущение полноты и гармоничности своей жизни; хорошее самочувствие (здоровье) в течение года; здоровый и разнообразный образ жизни; малое число внутренних противоречий в личности и обстоятельств, мешающих переживать внутреннюю гармонию; преимущественно положительный эмоциональный тонус; чувство единства со всеми сферами своей жизни, с миром в целом; высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом; положительная оценка изменений в личности с возрастом; наличие размышлений над “вечными” вопросами; прикладывание значительных усилий, чтобы активно и конструктивно прожить желаемое число лет.

25 вопросов (часть из них – составные, с подпунктами), всего 48 пунктов. По составным вопросам подсчитываются средние. По трем вопросам ответы переводятся по обратной шкале. Далее основные расчеты идут, с учетом частично обработанных некоторых ответов, по 25 вопросам.

Применяется 5 - балльная шкала возможных ответов.

Ряд вопросов касается проявлений личности в прошлом и в ближайший год, что придает методике дополнительный биографический характер и позволяет изучать динамику изменений в личности, возникающих в ходе ее жизни .

Изучаемые факторы личности:

    1. жизненное самоопределение ЖСО
    2. жизненная самореализация ЖСР
    3. трансформация личности ТЛ
    4. гармоничность личности ГЛ
    5. общая конструктивность личности ОКЛ - интегральный показатель, объединяющий все предыдущие.

МЕТОДИКА “Диагностика межличностных отношений” ДМО

(Лири - Л.Н. Собчик) Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.
М.: Ин-т практ. психологии, 1998, с. 55-71,405,406

Определение стиля межличностного общения. 128 пунктов, ответы “да” или “нет”.
Восемь индивидуальных стилей межличностных отношений:

1 - властный-лидирующий,
2 - независимый-доминирующий,
3 - прямолинейно-агрессивный,
4 - недоверчивый-скептический,
5 - покорно-застенчивый,
6 - зависимый-послушный,
7 - сотрудничающий-конвенциальный,
8 - ответственно-великодушный.

Стили 1 - 4 - преобладание неконформных тенденций, из них 3 и 4 - склонность к конфликтным проявлениям, 1 и 2 - к независимости, упорству, лидерству и доминированию.

Стили 5 - 8 - преобладание конформных или сотрудничающих тенденций. Из них 5 и 6 - подчиняемость, неуверенность, конформность; 7 и 8 - склонность к компромиссам, конгруэнтность, ответственность в контактах.

Высокая связь с особенностями темперамента, измеряемого методикой ИТО (Индивидуально-типологическим опросником) Л.Н. Собчик, что указывает на во многом изначальный, генетически детерминируемый характер выделенных стилей .

МЕТОДИКА “Индекс жизненной удовлетворенности” ИЖУ (Неугартен)

Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворенности
/В кн. “LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути”.
Сост., ред. А.А. Кроник. М.: Прогресс-Культура, 1993, с. 107-114

Позволяет определять величину удовлетворенности жизнью. Интегральный показатель, в котором обобщаются такие характеристики удовлетворенности как психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности. Тесно связан с самочувствием, уровнем активности и определенностью жизненных планов, наличием творческого дела.

20 вопросов, ответы трех видов: “согласен”, “не знаю”, “не согласен”.
Определяется один общий показатель - индекс жизненной удовлетворенности (life satisfaction).

МЕТОДИКА “Психологический портрет учащихся”(О.И. Мотков)

20 пунктов, 5-балльная шкала возможных ответов.

Изучаются следующие характеристики (показатели):

  1. Эмоциональные
  2. Социально-психологические
  3. Творческие
  4. Самореализация и самосовершенствование
  5. Общекультурные интересы
  6. Уровень развития личности - интегральный показатель.

Экспертная оценка гармоничности личности учащихся

(О.И. Мотков, 1999)

Функцию эксперта выполняла завуч школы № 689 О.В. Озерская, хорошо знающая старшеклассников. С учащимися 10 "В" она ходила в многодневные походы, жила сними бок о бок, участвовала в общем интересном деле. С ребятами 10 "Г" она знакома в основном только по работе в школе.

Гармоничность личности оценивается экспертом по 8 вопросам методики “Личностная биография”, входящим в фактор “Гармоничность личности” (всего в этот фактор входит 12 вопросов). Желательно, чтобы эксперт понимал сущность психологической гармонии, хорошо знал оцениваемого (-ых). Ясно, что представления старшеклассников о гармонии личности в чем-то отличаются от таковых у их педагогов и руководителей походов. Методика помогает определить степень сходства и степень различий в этих представлениях у экспертов и оцениваемых ими лиц, влияние общего с учащимися дела на экспертную оценку, а также с помощью корреляционного анализа – тесноту связи между экспертными оценками педагога и самооценками учащихся. В данном случае – между оценками эксперта и самооценками учащихся, опытных в ТКД и не занимающихся ТКД.

Вперед

В начало статьи

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение