О.И.
Мотков
кандидат психологических наук
Сравнительное изучение
личностных особенностей учащихся,
занимающихся и не занимающихся
туристско-краеведческой
деятельностью (ТКД)
Актуальность исследования
До сих пор в нашей психологии и в
детском туризме не проведено ни одного
исследования, позволяющего точно,
количественно определить, какие
особенности личности действительно
существенно изменяются у учащихся под
влиянием длительных и регулярных занятий
ТКД (в течение нескольких лет подряд), а
какие не претерпевают серьезных изменений.
Наш эксперимент
призван проверить истинность деклараций
опытных туристов-педагогов об
эффективности ТКД как практического
средства более гармоничного развития
личности детей (см. Остапец А.А. Могучее
средство развития личности. Ж. “Доп.
образование”, 2000, № 2 , с. 23 – 27; Остапец А.А.,
1985).
Есть экспериментальные
доказательства эффективности других,
организуемых извне, видов
деятельности, например,
тренингов личностного роста,
в развитии личностных особенностей
педагогов и старшеклассников. Например,
имеются современные экспериментальные
данные о повышении психологической
культуры их личности – важного компонента
психологической гармонии человека (Юренко
Т. , 2000; Статирова Н.М., 2001).
Теоретический подход
Исследование опирается на
теоретические представления автора о
личности и психологической гармонии, а
также на разработанные на их основе
методики. Изложенные ниже некоторые
определения позволяют лучше понять суть
этого подхода.
Психика
– орган тела живого существа,
обеспечивающий организацию и регуляцию
поведения по удовлетворению изначальных и
прижизненно образующихся потребностей.
Генетически заданный набор базовых
стремлений включает как мотивации,
ориентированные на самовыживание и
выживание вида, так и потребности в
саморазвитии и самореализации. Последние
включают и “духовные” стремления –
нравственные, познавательные, эстетические
и т.п. Психика является саморегулирующейся
биологической системой, имеющей в своем
составе управляющий и
исполнительный блоки.
Главным управляющим блоком выступает личность.
Важнейшая функция психики – выстраивать
оптимальное, адекватное ситуации поведение
по осуществлению актуальных потребностей
организма, с учетом своих физических и
психологических возможностей и
особенностей окружающей среды.
Личность
- это центральный
организатор и регулятор поведения, главная
управляющая программа психики. Состоит из
мотивационной сферы, включающей все
образования, которые побуждают, направляют,
организуют и контролируют поведение, и из
аппарата внутреннего программирования
поведения (“внутреннего программиста”).
Фундаментальной,
генетически детерминируемой, природной
основой личности является ее корневой
подблок, который можно обозначить как "Базовая
личность". Из данного здесь определения
следует, что личность есть и у животных.
Личностью и рождаются, и становятся.
Искусственное разделение советской психологией
(А.Н. Леонтьевым, А.Г. Асмоловым и др.) единой сущности личности
на “индивида” и “личность” в угоду марксистско-ленинской идеологии
подобно отрезанию корней от остальной части живого дерева.
А.Н. Леонтьев выбросил из личности систему природных потребностей,
темперамент и характер – и поместил их в мифическом “индивиде”.
Такая операция разрушает единое и затемняет понимание природы,
структуры и развития личности. Последние данные психогенетики
со всей определенностью доказывают, что по крайней мере наполовину
черты личности определяются генотипом (см. "Детство идеальное
и настоящее": сборник работ современных западных ученых/
Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994,.
Глава “Наследственность и воспитание” - статьи: Пломин Р.
“Среда и гены. Что определяет поведение?”, Матени-младший
А.П. “Генетические основы развития детей”. Его же – “Темперамент
и несчастные случаи в детстве”.)
“Внутренний программист”
- инстанция
личности, соотносящая и оценивающая
различные актуальные мотивации друг с
другом, а также эти мотивации с внутренними
текущими психологическими, физическими,
материальными возможностями и с
особенностями внешней ситуации. В
результате определяется наиболее
актуальная и, в
то же время, инструментально обеспеченная
мотивация для построения программы
поведения по ее дальнейшему осуществлению.
Строится план ее реализации – программа, в
ходе выполнения которой идет процесс
регуляции, контроля, коррекции способов
осуществления программы
или даже самой программы. В сложных случаях
возможен и отказ от реализации выбранной
цели. Блок программирования личности (см. у
А.Р. Лурия) тесно связан как с мотивационной,
так и с познавательной сферой, а также с
блоком активации, сознания. Он является
фактически той составляющей личности,
которая в западной психологии обозначается
как “реальное Я” (З. Фрейд, К. Роджерс, Р.
Бернс и др.) , “творческое Я” (А. Адлер). В
нашей психологии эта инстанция личности
обозначается часто словом “субъект”
(К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский и др.).Она отвечает за выбор
наиболее актуальной потребности, цели и
способов действий, за самостоятельность,
произвольность , разумность личности и
выстраиваемого ею поведения.
Полярная природа личности
- личностные
образования любого уровня изначально имеют
двойственную, полярную природу. Каждому
стремлению (в широком смысле - т.е. любому
мотивационному образованию) можно отыскать
в личности противоположное по
направленности побуждение. Например,
стремлению жить противостоит стремление
умереть. Полярность свойств проявляется и в
Исполнительном , неличностном блоке
психики: в восприятии, памяти, внимании,
мышлении, моторной сфере, речи, сознании,
способностях.
Базовая личность - природный
каркас личности. Это система главных,
заданных Природой, жизненных ориентиров,
стремлений (потребностей) и тенденций ,
вокруг которых при жизни создаются целые
деревья, иерархии различных мотиваций. Она
содержит следующие, общие у всех людей,
основные компоненты: Базовые стремления,
Характерологические и Культурологические
тенденции, Жизненные предназначения,
Функциональные тенденции к осуществлению
адаптивно необходимых занятий(видов
поведения), адаптивно полезного образа
жизни. Если набор основных природных
ориентаций остается всю жизнь неизменным и
одинаковым у всех людей (универсальность
личности), то их изначальная выраженность и
дальнейшее созревание и изменение могут
быть весьма различными у разных
индивидуумов (изначальная уникальность
личности). Характер реализации базовых
особенностей личности в поведении
определяется и возможностями и
характеристиками внешних по отношению к
структурам базовой личности сред:
внутрипсихической, телесной, социальной
сферами, живой и неживой Природой, Миром в
целом. Таким образом, личность всегда
одновременно и универсальна, и уникальна.
Вперед
|