Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Выгодная аренда опалубки м2 в наличии на складе в Москве

Учебное оборудование и учебные пособия

Психология > Возрастная психология > Сравнительное изучение...

 

О.И. Мотков
кандидат психологических наук

Сравнительное изучение личностных особенностей учащихся, занимающихся и не занимающихся туристско-краеведческой деятельностью (ТКД)

Актуальность исследования

До сих пор в нашей психологии и в детском туризме не проведено ни одного исследования, позволяющего точно, количественно определить, какие особенности личности действительно существенно изменяются у учащихся под влиянием длительных и регулярных занятий ТКД (в течение нескольких лет подряд), а какие не претерпевают серьезных изменений. Наш эксперимент призван проверить истинность деклараций опытных туристов-педагогов об эффективности ТКД как практического средства более гармоничного развития личности детей (см. Остапец А.А. Могучее средство развития личности. Ж. “Доп. образование”, 2000, № 2 , с. 23 – 27; Остапец А.А., 1985).

Есть экспериментальные доказательства эффективности других, организуемых извне, видов деятельности, например, тренингов личностного роста, в развитии личностных особенностей педагогов и старшеклассников. Например, имеются современные экспериментальные данные о повышении психологической культуры их личности – важного компонента психологической гармонии человека (Юренко Т. , 2000; Статирова Н.М., 2001).

Теоретический подход

Исследование опирается на теоретические представления автора о личности и психологической гармонии, а также на разработанные на их основе методики. Изложенные ниже некоторые определения позволяют лучше понять суть этого подхода.

Психика – орган тела живого существа, обеспечивающий организацию и регуляцию поведения по удовлетворению изначальных и прижизненно образующихся потребностей. Генетически заданный набор базовых стремлений включает как мотивации, ориентированные на самовыживание и выживание вида, так и потребности в саморазвитии и самореализации. Последние включают и “духовные” стремления – нравственные, познавательные, эстетические и т.п. Психика является саморегулирующейся биологической системой, имеющей в своем составе управляющий и исполнительный блоки. Главным управляющим блоком выступает личность. Важнейшая функция психики – выстраивать оптимальное, адекватное ситуации поведение по осуществлению актуальных потребностей организма, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

Личность - это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа психики. Состоит из мотивационной сферы, включающей все образования, которые побуждают, направляют, организуют и контролируют поведение, и из аппарата внутреннего программирования поведения (“внутреннего программиста”). Фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности является ее корневой подблок, который можно обозначить как "Базовая личность". Из данного здесь определения следует, что личность есть и у животных. Личностью и рождаются, и становятся.

Искусственное разделение советской психологией (А.Н. Леонтьевым, А.Г. Асмоловым и др.) единой сущности личности на “индивида” и “личность” в угоду марксистско-ленинской идеологии подобно отрезанию корней от остальной части живого дерева. А.Н. Леонтьев выбросил из личности систему природных потребностей, темперамент и характер – и поместил их в мифическом “индивиде”. Такая операция разрушает единое и затемняет понимание природы, структуры и развития личности. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что по крайней мере наполовину черты личности определяются генотипом (см. "Детство идеальное и настоящее": сборник работ современных западных ученых/ Ред. Слободская Е.Р. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994,. Глава “Наследственность и воспитание” - статьи: Пломин Р. “Среда и гены. Что определяет поведение?”, Матени-младший А.П. “Генетические основы развития детей”. Его же – “Темперамент и несчастные случаи в детстве”.)

“Внутренний программист” - инстанция личности, соотносящая и оценивающая различные актуальные мотивации друг с другом, а также эти мотивации с внутренними текущими психологическими, физическими, материальными возможностями и с особенностями внешней ситуации. В результате определяется наиболее актуальная и, в то же время, инструментально обеспеченная мотивация для построения программы поведения по ее дальнейшему осуществлению. Строится план ее реализации – программа, в ходе выполнения которой идет процесс регуляции, контроля, коррекции способов осуществления программы или даже самой программы. В сложных случаях возможен и отказ от реализации выбранной цели. Блок программирования личности (см. у А.Р. Лурия) тесно связан как с мотивационной, так и с познавательной сферой, а также с блоком активации, сознания. Он является фактически той составляющей личности, которая в западной психологии обозначается как “реальное Я” (З. Фрейд, К. Роджерс, Р. Бернс и др.) , “творческое Я” (А. Адлер). В нашей психологии эта инстанция личности обозначается часто словом “субъект” (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).Она отвечает за выбор наиболее актуальной потребности, цели и способов действий, за самостоятельность, произвольность , разумность личности и выстраиваемого ею поведения.

Полярная природа личности - личностные образования любого уровня изначально имеют двойственную, полярную природу. Каждому стремлению (в широком смысле - т.е. любому мотивационному образованию) можно отыскать в личности противоположное по направленности побуждение. Например, стремлению жить противостоит стремление умереть. Полярность свойств проявляется и в Исполнительном , неличностном блоке психики: в восприятии, памяти, внимании, мышлении, моторной сфере, речи, сознании, способностях.

Базовая личность - природный каркас личности. Это система главных, заданных Природой, жизненных ориентиров, стремлений (потребностей) и тенденций , вокруг которых при жизни создаются целые деревья, иерархии различных мотиваций. Она содержит следующие, общие у всех людей, основные компоненты: Базовые стремления, Характерологические и Культурологические тенденции, Жизненные предназначения, Функциональные тенденции к осуществлению адаптивно необходимых занятий(видов поведения), адаптивно полезного образа жизни. Если набор основных природных ориентаций остается всю жизнь неизменным и одинаковым у всех людей (универсальность личности), то их изначальная выраженность и дальнейшее созревание и изменение могут быть весьма различными у разных индивидуумов (изначальная уникальность личности). Характер реализации базовых особенностей личности в поведении определяется и возможностями и характеристиками внешних по отношению к структурам базовой личности сред: внутрипсихической, телесной, социальной сферами, живой и неживой Природой, Миром в целом. Таким образом, личность всегда одновременно и универсальна, и уникальна.

Вперед


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение