Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

Внеклассная работа >

Программа по патриотическому воспитанию «Я – гражданин»
на 2007 – 2012 годы
для воспитанников 1-4 классов

ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"

  заместитель директора по воспитательной работе
I квалификационной категории
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат",
г.Мичуринска Тамбовской области
Трунов Дмитрий Васильевич

I . Введение

Данная программа является продолжением Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006-2010 годы»

Содержание программы – один из разделов концепции воспитательной системы ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат". В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством РФ государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006-2010 годы даёт право учителю, классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Данная программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине.

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

II .Цели и задачи программы

Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

IV . Основные направления реализации программы

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 1-4 классов предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

I ступень – 1 класс – «С чего начинается Родина»

II ступень – 2 класс – «Моя малая Родина»

III ступень – 3 класс – «Россия – Родина моя»

IV ступень – 4 класс – «Я – гражданин России»

2. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса патриотического воспитания:

а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих интересам воспитанников, соответствующих цели программы

б) использование различных методов, форм, обеспечивающих устойчивый интерес и познавательную активность учащихся

3. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания:

а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях

б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы

в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.

V . Мероприятия по реализации программы

1 класс – «С чего начинается Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Символы России»

Классный час

2.

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час – вернисаж

3.

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

4.

Май

«День Победы»

Устный журнал

2 класс – «Моя малая Родина»

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Мичуринск знакомый и незнакомый»

Экскурсии в музеи

2.

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир, котором ты живёшь!»

Конкурс стихов и рисунков

3.

Ноябрь

«Летопись природы родного края»

Классный час

4.

Февраль

«Честь имею»

Игровая программа

5.

Май

«За мирное детство – спасибо»

Литературно-музыкальная композиция

3 класс – «Россия – Родина моя»

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

Обычаи и традиции русского народа

Утренник

2.

Ноябрь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

3.

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

4.

Апрель

«День космонавтики»

Классный час

5.

Май

«Подвигу народа жить в веках»

Литературно – музыкальная композиция

4 класс – «Я – гражданин России»

Месяц

Название

Форма проведения

1.

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2.

Ноябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3.

Февраль

«Герои Советского союза – наши земляки»

Урок Мужества

4.

Февраль

«Защитникам Отечества»

КВН для мальчиков

5.

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

 

VI . Прогнозируемый результат воспитания

1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребёнком себя гражданином и патриотом своего народа.

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе.

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции

Программа

по патриотическому воспитанию

ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"

«Я – гражданин» на 2007 – 2012 годы

для воспитанников 5-8 классов

 

I . Введение

Воспитание детей и молодёжи осуществляется в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций.

В то же время высшая цель и благо Отчизны – благополучие людей, и одной из непременных основ этого благополучия является патриотизм каждого человека. Понятие «патриотизм» вновь возвращается в российскую действительность. Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства, констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания и неотложность их решения на государственном уровне.

В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы патриотического воспитания.

II . Цель и задачи программы

Исходя из общественной проблемы «Формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны», обозначим следующую основную цель программы по патриотическому воспитанию: формирование и развитие таких социально-значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм у воспитанников 5-8 классов.

Реализация данной цели будет способствовать решение следующих задач:

•  дать учащимся представление о Родине как о месте, где человек родился и познал счастье жизни;

•  воспитывать любовь к прошлому Родины, к её языку, к её великой культуре, формировать нравственные и эстетические идеалы;

•  формировать стремление к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности;

•  помочь ребёнку понять ценностную значимость семьи, как ячейки общества, свою роль в ней, ощутить связь с родом, знать свою родословную, воспитывать уважение к родным.

III . Проблематика программы.

Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна в современной России, потому что:

•  условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания

•  в настоящий момент Россия переживает духовный кризис; наиболее очевидное проявление кризиса – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров

•  утилитаризм, который прежде всего находился на периферии российской культуры, занял одно из центральных мест в системе ценностей

•  наблюдается рост асоциальных молодёжных объединений

•  дезинтеграция социальной среды уменьшает значимость коллективной общероссийской идентичности и взаимности её формирования.

Цель будет достигнута, если реальной мотивированной моделью поведения станет осознание общих интересов граждан России, ассоциирование собственных интересов с жизнью всей страны, восприятие образов, символов российского государства как «своих», как части своего «я».

Именно поэтому основная проблема, над которой работает классный руководитель 5-8 классов, определена следующим образом: «Самопознание, саморазвитие и самореализация как средство формирования классного коллектива с высокой гуманистической направленностью, активной жизненной позицией, осознающего социальную и нравственную значимость каждого его члена как граждан великой России».

Для воспитания школьников 5-8 классов значимо, что патриотическое состояние личности актуализируется, если возникают ситуации позитивные, светлые, радостные, если есть удовлетворённость от сделанного, если получена высокая общественная оценка, призывающая к новым патриотическим делам.

Данная программа рассчитана на 4 года и проходит апробацию в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"

IV . Основные направления реализации программы.

Инновационные технологии патриотического воспитания предусматривают групповую работу, сюжетно-ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, круглые столы, моделирование и т.д.

В ходе реализации данной программы по патриотическому воспитанию учащиеся должны знать:

- что такое патриотизм

- нравственные законы социальной жизни

- права ребёнка как гражданина и человека

- символику российской государственности

- традиции и образцы патриотического служения в истории и культуре России

1 блок «Россия – родина моя».

Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. Символика российского государства: герб, гимн, флаг. Родная Тамбовщина, её города и сёла. Знаменитые земляки. Мичуринск, его прошлое и настоящее. История переименования Козлова в Мичуринск. Мичуринск-Наукоград РФ. И.В.Мичурин – учёный-садовод, генетик. Последователи Мичурина, современные учёные – Гудковский, Черненко, Будаговский. Достопримечательности Мичуринска. ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", система обучения в лицее, известные педагоги и лицеисты. День защитника Отечества в школе.

2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».

Язык и традиции. Народные обычаи и обряды. Из истории письменности. Великие лингвисты России. Словари – наши помощники. Своеобразие языка художественной литературы. Наш современник – справедливый, благородный, честный человек – в произведениях литературы (в творчестве А.Алексина, В.Яковлева, А.Шаламова). Патриотизм повести А.Алексина «В тылу как в тылу», нравственная и социальная проблематика повести А.Алексина «Сигнальщики и горнисты».

3 блок «Великие люди России».

Тамбовский губернатор Г.Р.Державин: значение личности, творчество, общественная деятельность. А.С.Пушкин, его связь с Тамбовщиной. Царскосельский лицей, его традиции. Сопоставление лицея 19 века и лицея 21 века. Пушкин в юные годы, его друзья – Пущин, Кюхельбекер, Горчаков. Дружба Пушкина и Баратынского. Баратынский – наш земляк, оригинальный лирик философского склада.

4 блок «Моя семья – моё богатство».

Семья – источник любви, пример взаимной заботы, часть общества, а значит – часть Родины. Родословная, её составляющие. Осознание собственных корней. Понятие фамильной чести. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники.

5 блок «Нормы жизни в обществе».

Понятие права, обязанности и ответственности. Ребёнок и его права. «Международная конвенция о правах ребёнка», её сущность. Права и обязанности воспитанников ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", Устав ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат". Мораль и право.

V . Мероприятия по реализации программы

1 блок «Россия – родина моя».

•  урок гражданственности и мира «Будущее России – твоё будущее»

•  тематический классный час «Земля-краса родной Тамбовщины»

•  организация и проведение конкурса-выставки «Люблю тебя, мой край родной!»

•  конкурс рисунков «Лицей – мой дом второй»

•  ролевая игра «Мичуринск-Наукоград РФ»

•  тематический классный час «Каким я вижу своё Отечество в будущем?»

•  урок мужества «Как он был от нас далёк…Великий 1945»

2 блок «Быть патриотом – значит знать, понимать и любить великую литературу России, её язык».

•  устный журнал «Из истории письменности»

•  акция «Великие лингвисты России и сохранении и развитии родного языка»

•  участие в фольклорном празднике «Масленица»

•  читательская конференция по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

3 блок «Великие люди России».

•  беседа «Тамбовский губернатор Г.Р.Державин»

•  экскурсия в дом-музей им. И.В.Мичурина «Его имя носит наш город»

•  заочное путешествие «Лицейские годы А.С.Пушкина»

•  проект «И.В.Мичурин – преобразователь природы»

•  литературно-музыкальная гостиная «Пушкин и его друзья – лицеисты»

4 блок «Моя семья – моё богатство».

•  встреча с интересным человеком «Мои родные»

•  круглый стол «Семейные традиции»

•  тематический классный час «Семейный альбом»

•  весёлые старты «Моя семья и спорт»

•  конкурс проектов «Моя семья летом»

•  конкурс рисунков «Моя семья – моё богатство»

5 блок «Нормы жизни в обществе».

•  КТД «Я – личность»

•  школа правовых знаний «Кто такой гражданин?», «Что такое общество?»

•  тематические классные часы «Ребёнок и его права», «Мораль и право»

•  встреча с сотрудниками ИДН «Нормы жизни в обществе: права, обязанность, ответственность»

VI . Прогнозируемый результат.

Воспитанники в результате работы по данной программе по патриотическому воспитанию должны показать следующий результат:

•  гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность

•  сформированность у учащихся представления о сущности социальных ролей: настоящий сын бережёт покой родителей, всегда готов помочь старшим в работе по дому; настоящая дочь заботится о благе своей семьи, умеет и любит трудиться

•  осознание учащимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает её историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордится Родиной, готов защищать своё Отечество

•  осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение высокой этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания

•  осознание учащимися смысла своего существования на планете, любовь и бережное отношение к природе

 

Программа

по патриотическому воспитанию

ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат"

«Я – гражданин» на 2007 – 2012 годы

для воспитанников 9-11 классов

I . Введение.

Данная программа является продолжением Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" и областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Тамбовской области на 2006 - 2010 годы".

Содержание программы – один из разделов концепции воспитательной системы ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат".

В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов.

Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся. Особенно в процессе конкретных видов общественно полезной деятельности. Это чувство является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности.

Несмотря на актуальность патриотического воспитания в настоящее время, деятельность по данному направлению требует активизации, так как:

•  наблюдается отсутствие системы работы по возрождению культурных, духовных традиций своей Родины;

•  не в полную силу решается проблема преемственности поколений;

•  не на должном уровне проводится подготовка молодёжи к участию в общественно-политической жизни страны, управлению.

II . Цель и задачи программы.

Основной целью программы является создание и совершенствование системы патриотического воспитания в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат", способствующей формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

•  становление многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном и нравственном отношениях:

- развитие и углубление знаний об истории и культуре своей семьи, родного края, Отечества;

- воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, активной жизненной позиции;

•  совершенствование нормативно - правовой и организационно-методической базы функционирования и развития патриотического воспитания в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат";

•  обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.

III . Основные направления реализации программы.

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием учащихся 9-11 классов Мичуринского лицея.

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания среди старшеклассников предусматривается:

1. Организация работы по формированию гражданской позиции воспитанников, предполагающей гармоничное развитие личности:

а) развитие представлений у учащихся о культурно-историческом наследии, достижениях предшествующих поколений в различных областях деятельности с изучением героических страниц прошлого Отечества и родного края в урочной деятельности;

б) проведение цикла мероприятий «Шаги к Великой Победе» 1 раз в четверть, коллективного творческого дела, посвящённого Дню Победы;

в) работа творческой исследовательской группы «Память», направленная на поиск, изучение, систематизацию и сохранение материалов, представляющих национальную ценность и вызываемых чувство гордости за героическое прошлое Тамбовского края;

г) включение воспитанников в экскурсионный вид деятельности (акцентировать внимание на посещении мест Боевой Славы);

д) проведение ежегодных акций «Поздравляем ветеранов!» (посещение участников боевых действий и тружеников тыла), «Никто не забыт, ничто не забыто!» (поддержание порядка, озеленение в мемориальных комплексах, посвящённых погибшим в годы ВОВ), участие в городском митинге, посвящённом Дню Победы;

е) социальное партнёрство с военно-патриотическим клубом «Патриот», военным комиссариатом г. Мичуринска, воинской частью № , с целью проведения совместных мероприятий;

ж) ежегодный выпуск сборника материалов, отражающих деятельность воспитанников 9-11 классов ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.

2. Организация работы по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания:

а) систематизация имеющихся нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность по патриотическому воспитанию на различных уровнях;

б) разработка и создание локальных актов, обеспечивающих реализацию данной программы;

в) создание базы данных из опыта работы педагогического коллектива ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" по патриотическому воспитанию.

3. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса гражданско-патриотического воспитания:

а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих запросам и интересам воспитанников, соответствующих цели программы;

б) проведение диагностики (в начале и в конце учебного года), выявляющей уровень правовой культуры личности воспитанника и гражданско-патриотической направленности, позволяющей корректировать программу с учётом её эффективности;

в) учитывая возрастные особенности воспитанников, реализацию программы по патриотическому воспитанию необходимо осуществлять посредством активных и интерактивных методов, использованием разнообразных форм, что обеспечит устойчивый интерес и познавательную активность у воспитанников.

IV . Мероприятия по реализации программы.

Месяц

Мероприятия

в классе

Мероприятия

в лицее

9

10

11

Сентябрь

Входная диагностика «Уровень правовой культуры и гражданско-патриотической направленности

личности старшеклассника»

Линейка памяти,

посвящённая трагедии Беслана

Октябрь

классный час

«Начало ВОВ»

классный час

«Сталинградская битва»

классный час

«Битва за Кавказ и Крым»

Акция «Поздравляем ветеранов»

Ноябрь

Экскурсии по местам боевой Славы: Москва, Волгоград, Тула, Санкт-Петербург, Воронеж

Работа исследовательской группы «Память»

Декабрь

классный час

«Битва за Киев»

классный час

«Оборона Севастополя»

классный час

«Курская битва»

 

Январь

Посещение воинской части

 

 

Интеллектуальный турнир «Шаги к Великой Победе»

Февраль

классный час

«Ленинградская битва»

классный час

«Битва за Днепр»

классный час

«Разгром на востоке»

Работа исследовательской группы «Память»

 

Встреча с ветеранами ВОВ, боевых действий в Афганистане

 

Спортивно-развлекательная программа «От рядового до генерала»

Март

Читательские конференции, круглые столы, диспуты

«Нам эти годы забывать нельзя»

Встреча с сотрудниками военного комиссариата

 

Апрель

классный час

«Битва за Москву»

классный час

«Смоленское сражение»

классный час

«Берлинская операция»

Акция «Зелёный обелиск»

Операция «Ветеран живёт рядом»

Работа исследовательской группы «Память»

Май

Выходная диагностика «Уровень правовой культуры и гражданско-патриотической направленности личности старшеклассника»

Выпуск информационного сборника материалов по патриотическому воспитанию

Участие в городском митинге, посвящённом Дню Победы

КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

 

Июнь   Организация туристических походов совместно с клубом «Патриот»
 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Вершловский С.Г. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании. С.Пб - 2005г.

2. Государственная Программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»

3. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике . Москва. ИКЦ. 2005г

5. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. Ростов н/Д, « МАрТ»2002г.

6. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006г.

7. Палева З.Г. Справочник объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитание м молодежи . Сыктывкар Министерство образования и высшей школы Республики Коми.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение