Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > аннотация

Методики организации познавательной и творческой деятельности школьников
на уроках географии

Зварич Оксана Михайловна
г. Новокузнецк

Описание методики и ее внедрения

В наиболее общем виде цель географического образования — формирование в сознании обучаемых системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к географической среде.

Я согласна с И.В. Душиной в том, что « учебный процесс должен строиться исходя из задачи развития школьников, а не ориентироваться исключительно на усвоение знаний и умений» .Н а мой взгляд, качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый (называть, показывать, определять, описывать, объяснять, прогнозировать).

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Что же понимать под активизацией познавательной деятельности учеников в процессе обучения? Познавательная активность - это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Я связываю познавательную активность, прежде всего, с активизацией мышления школьников.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование игровых моментов на уроках. Именно они требуют минимальных затрат времени и сил учителя, но их использование позволяет решать целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. Использование на уроках кроссвордов достаточно эффективно. Причем работу с кроссвордами организовываю по-разному:

  1. Предлагается ученикам сетка кроссворда и даётся задание заполнить ее названиями географических объектов (например, указать названия рек Северной, Центральной, Южной Америк. Это позволяет проверить номенклатурные знания учащихся в 7 классе.
  2. Сетки кроссвордов уже заполнены словами - терминами, а ученики должны сформулировать вопросы к ним, таким образом, можно проверить знание терминологии.
  3. Составление кроссворда на заданную тему в качестве домашнего задания. При выполнении этой работы обучающиеся учатся формулировать лаконичные вопросы. Лучшие работы используются на уроках при проверке знаний

Прежде чем организовать учебную деятельность школьников, необходимо позаботиться о мотивах их деятельности. Например, посредством создания «ситуации интереса» В качестве примера: «Однажды, в одной африканской школе, ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ. А теперь посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств», В обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них - к содержанию. Мотивация действий и поступков направлена на :

  • обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;
  • сознательное отношение к их усвоению;
  • эмоциональный подъём;
  • формирование познавательных интересов.

Привлекательным материалом в данном случае могут быть необычные факты, процессы, феномены природы или же нетрадиционные формы уроков, например, урок - игра. Существуют различные классификации игр. Приведу пример одной из них.

В процессе преподавания мною используются имитационные игры с экологической проблематикой, такие как пресс-конференции, встречи за круглым столом, суды и защиты проектов. Эти игры связаны с исследовательским и прогностическим поиском, с созданием принципиально нового , благодаря активному обращению к фантазии или простейшему эксперименту. Опытничество, техническое творчество и моделирование школьников по своей сути есть игра в ученых, конструкторов, модельеров, практиков. Решение познавательных задач в данном случае невозможно без привлечения творческих способностей всех играющих.

В своей работе я заметила, что подростки принимают и с удовольствием разыгрывают самые простые роли. Старшеклассников больше интересуют профессиональные роли. На уроках географии им предлагаются следующие профессии: эколог, почвовед, климатолог, экономист, предприниматель и т.д. Причём следует отметить, что стрелка интереса к роли специалиста у младших школьников отклоняется в сторону «занимательно», а у старших школьников приближается к отметке «серьёзно».

Содержание школьной географии таково, что его невозможно усвоить только с помощью простого запоминания, репродуктивного мышления. Важно, чтобы обучающиеся получали знания не в готовом виде, а добывали их самостоятельно, находя при этом способы их получения. В большинстве случаев правильно поставленная перед обучающимися проблема вызывает практически у каждого из них желание найти решение, хотя бы сделать такую попытку. При этом мотив может и не быть внутренним, но возникающая у школьника потребность — самый эффективный мотив, побуждающий его к учению.

В развитии мышления психологи выделяют три уровня:

  • уровень восприятия и понимания;
  • уровень логического мышления;
  • уровень творческого мышления.

Мышление начинается с ощущения и восприятия объектов и явлений в определенной ситуации. Без чувственного познания невозможно мышление школьников. Именно поэтому, считаю необходимым проведение практических работ на местности: «Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоемов, растительности и животного мира», «определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод; их использование и охрана».

Один из основных признаков умственного развития обучающихся — способность выделять наиболее существенное в явлении, развивать данную способность позволяет проведение демонстрационных опытов. Например, опыты, демонстрирующие различные свойства воздуха.

Для развития логического мышления школьников использую оценку наблюдений и экспериментов, прогнозирование ожидаемых результатов; обучаю своих учеников самостоятельно анализировать изучаемые процессы, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы. Например, построение и анализ графиков температуры воздуха на основе наблюдений, сделанных учащимися ранее. Я предлагаю ребятам определить самый жаркий и холодный месяцы года и выяснить причины годового хода температуры. Если ученики не могут связать ход температуры с изменением высоты Солнца над горизонтом, то задаю ряд вопросов подводящих их к этому выводу.

Решение задачи развития творческого мышления обучаемых основано на развитии познавательной активности школьников. Начальным этапом решения учебных проблем служат познавательные задачи. Например, при изучении рек Северной Америки познавательной задачей может служить обращение к топонимике. Внимание учащихся обращается на то, что названия рек можно объединить в три группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи, Огайо и др.), английские (Маккензи), испанские (Рио-Колорадо, Рио-Гранде). Школьникам требуется объяснить происхождение этих названий. Или другой пример, когда ученикам выдаётся карточка с занимательными фактами о той или иной стране. К ней прилагается график годового хода температуры и задаётся вопрос: «В каком полушарии находится данная страна?». А на следующем этапе ребята самостоятельно составляют подобные задачи. Так постепенно из урока в урок рождается самостоятельность в творчестве учащихся: от прослушивания материала до отработки его сначала на репродуктивном уровне, а затем на творческом.

Под словом творчество понимается: умственная активность, быстрая обучаемость, смекалка и изобретательность, стремление добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задач, способность видеть общее и главное в различном и, наоборот, находить различия в сходных явлениях и т.д. Результатом творчества является — игрушка, модель, макет и т.д. Проявляется творчество хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству:

  • 1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей.
  • 2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности.
  • З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца.
  • 4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе.

Развивает не само знание, а специальное его конструирование. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует познание этой системы ребёнком.

В результате творческого мышления ребята способны самостоятельно объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

Основой моей работы по развитию самостоятельной познавательной активности учащихся является:

  • 1. Многократное повторение учениками изучаемого материала, постоянный возврат к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного.
  • 2. Генерализация изучаемого материала.
  • 3. Обязательная отработка навыков и умений по работе с картой.
  • 4. Включение в каждый урок пусть небольшой, но самостоятельной работы учащихся.
  • 5. Как можно меньше уроков без опроса, что является необходимым условием развит ия у у чащихся речи, памяти, а также проверки усвоения учениками изучаемого материала.

Большую роль в развитии познавательной активности обучаемых играет построение учебного процесса на различных типах уроков. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующей системы уроков:

  • вводные уроки;
  • уроки изучения нового материала;
  • комбинированные уроки;
  • уроки формирования способов самостоятельного добывания знаний;
  • уроки проверки, контроля и коррекции;
  • уроки повторения изученного материала;
  • обобщающие уроки

Особое внимание уделяю практическим работам в географии.

Практические работы - неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружать жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.д. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности. Специфика географии заключается в том, что необходимым условием её усвоения является налич ие у о бучаемых умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими, и др. Практические программные работы ориентированны на формирование умений : называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т. д.; определять направления, географические координаты и т. д.; измерять расстояния, азимуты и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экономические и др. ситуации; прогнозировать возможные направления различных явлений и процессов.

Важное место в обеспечении учебного процесса занимают средства обучения, которые способствуют, по моему мнению, развитию самостоятельной познавательной активности. Это:

  • Учебник - (в современных учебниках представлены разнообразные задания, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а так же в качестве познавательной задачи при изучении нового материала.);
  • Карты - (виды работ с картой: чтение, анализ, сопоставление карт различного содержания, создание моделей новых карт);
  • Картосхемы, профили;
  • Таблицы;
  • Диаграммы;
  • Графики;
  • Схемы — (это запись рассуждений в краткой форме, позволяет развивать умение выделять главное на общем фоне);
  • Видеофильмы, телепередачи — (позволяют ближе перейти к непосредственному восприятию действительности);

Таким образом, основные средства обучения я рассматриваю как материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы.

Итак, подвести итог хотелось бы японской поговоркой: «Образование — это то, что остаётся, когда всё забыто». В числе других прочих смыслов в ней заложено неприятие энциклопедического обучения и понимания необходимости формирования навыков самообразования.

Данная методика позволяет решать и задачи здоровьесбережения в условиях учебно-познавательной деятельности, а в частности:

  • 1. Создание таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
  • 2. Формирование у обучающихся личной ответственности за своё здоровье.

Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников.

Во время фазы врабатывания (первые 3 —5 мин. урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам войти в работу. В период устойчивой, оптимальной работоспособности (среднее звено, старшие классы 20 —25 мин. урока) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т.к. развивается утомление.

Отсюда понятно, что лучше первую часть урока посвятить изложению нового материала, а проверку домашнего задания отнести на вторую, менее продуктивную. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», посвящаю закреплению нового материала, обращаю внимание на узловые моменты пройденного материала.

Безусловно, всё это не является догмой, это руководство к действию, т.к. я считаю, что структура урока должна быть достаточно гибкой.

На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение