Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Оглавление сборника > аннотация

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Филиппова Илзе Яновна
школа № 550 г. Санкт-Петербург

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются нами как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. В данной работе представлена методика организации такой работы. Более подробно с результатами работы автора в указанном направлении можно познакомиться на сайте школы по адресу school.ort.spb.ru / library / physics / itech /.

Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на несколько блоков:

  • - создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
  • - использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов;
  • - применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний.

Мультимедийные сценарии уроков

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office . Таких сценариев автором создано более 100. По сути дела, создано авторское мультимедийное сопровождение преподавания курса физики с 7 по 11 класс. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Разработаны также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года для 8-11 классов. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Автор использует входное тестирование в течение нескольких последних лет и отмечает, что такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение.

Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служили:

•  CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »).

•  Материалы из Интернет-источников , например, с сайтов "Физика. ru " http :// fizika . ru , сайта физического факультета МГУ http :// phys . web . ru и многих других.

•  Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, фрагменты художественных фильмов, отсканированные рисунки с различных печатных изданий.

Использование компьютерных датчиков для демонстрационных опытов

В учебном процессе автором используется компьютерная лаборатория Philip Harris . Компьютерные датчики этой лаборатории позволяют регистрировать параметры опыта, которые через специальный интерфейсный блок передаются на компьютер. Программное обеспечение лаборатории позволяет проводить самую разнообразную обработку полученных данных, проводить над ними различные математические преобразования. На каждом этапе обработки данных можно вывести на экран компьютера графическую информацию о зависимости изучаемой физической величины от времени или зависимости одной измеряемой на опыте величины от другой. В компьютерную лабораторию Philip Harris входят датчики для измерения расстояния, давления, температуры, параметров постоянного и переменного электрического тока, магнитного поля, звука, света. Приведем несколько примеров применения компьютерных датчиков на уроках физики.

Примерный ход урока по изучению колебательного движения с использованием компьютерных датчиков в 9 и в 11 классах. С помощью датчика расстояния проводятся измерения координаты груза на пружинном маятнике в зависимости от времени. Первая кривая появляется на экране во время демонстрационного эксперимента, проводимого учителем на уроке. После обсуждения внешнего вида полученного графика проводится операция дифференцирования и анализируется появившийся на экране график скорости. Повторное дифференцирование выводит на экран еще и третий график - график ускорения. Рассмотрение одновременно трех найденных из эксперимента зависимостей позволяет объяснить фазовые соотношения трех периодически изменяющихся величин (координаты, скорости, ускорения) и естественность использования тригонометрических функций для описания колебаний.

При изучении темы " Свободное падение " в 9 классе проводится следующий эксперимент. Регистрируя с помощью датчика расстояний вертикальное расстояние от датчика до предмета при свободном падении последнего, можно получить и проанализировать зависимость координаты предмета от времени, построить график зависимости скорости от времени, получить график ускорения, аппроксимировать полученные кривые многочленами, оценить кинематические характеристики из результатов такой аппроксимации. Возможности аппроксимации заложены в программное обеспечение компьютерной лаборатории.

Пример применения датчика давления. Урок проводится при изучении атмосферного давления в 7 классе. Несколько учеников с датчиком давления, подключенным к запоминающему устройству (интерфейсный блок может быть использован и в таком качестве), отправляются из кабинета физики, расположенного на четвертом этаже, по лестнице в подвал, затем поднимаются на пятый этаж, снова спускаются на четвертый и возвращаются в кабинет физики. После этого запоминающее устройство подключается к компьютеру, считывается файл данных, и с помощью мультимедийного проектора график зависимости давления от времени (а значит и от высоты над землей) выводится на экран. После этого убеждать, увеличивается или уменьшается давление с высотой не нужно - дети все видят собственными глазами. Чувствительность датчика позволяет надежно фиксировать возникающие перепады давлений.

Применение компьютерного тренажера для текущего контроля знаний

Одно из основных направлений деятельности учителя физики - научить детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут оказаться компьютерные тренажеры, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом и предлагающие ученикам большое количество разнообразных задач, отвечающих требованиям школьной программы. К сожалению, современные разработчики программных обучающих продуктов не уделяют достаточного внимания данному направлению. Единственной, известной нам программой, удовлетворяющей указанным требованиям, является компьютерный тренажер "Активная физика", разработанный более 10 лет назад авторским коллективом Белорусского педагогического института. Этот компьютерный тренажер применяется нами для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов и презентаций-опросов, упомянутых выше.

Тренажер "Активная физика" ориентирован на выработку навыка решения типовых задач школьного курса физики, прохождение материала построено на многократном повторении пройденного на качественно новом уровне. Все задания объединены в разделы, каждый раздел состоит из нескольких обучающих сценариев. Сценарий представляет собой блок из 7-11 последовательно усложняющихся задач, причем каждая из задач представлена в 4-х вариантах, отличающихся значениями исходных данных. Последовательное прохождение сценариев призвано отработать навык решения типовых задач многих разделов физики, изучаемых в школе.

В качестве примера можно привести тему "цена деления". Первый блок заданий сценария "Введение в физику" знакомит с основами измерений. В ходе выполнения заданий неоднократно приводится алгоритм расчета цены деления на примере знакомых ребенку приборов - линейки, термометра, измерительного цилиндра. В остальных блоках большинство заданий выполнено в виде небольших лабораторных работ. Необходимые данные нужно считывать с изображенных на экране физических приборов, каждый раз приходится определять цену деления этих приборов. В конце концов, регулярная работа с программой позволяет указанные действия освоить до автоматизма.

Приступая к работе с тренажером, ученик регистрируется под своей фамилией в списке своего класса. Оценки за каждое прохождение сценария записываются напротив его фамилии в специальный файл (электронный журнал оценок). Решая задачи, объединенные данным сценарием, он может использовать программу в различных режимах. В режиме "Знакомство" перед решением очередной задачи на экран выводится необходимый справочный материал по данной теме, показывается пример решения задачи. Затем предлагается самостоятельно решить эту задачу с другими начальными данными. После выполнения задания на экран выводится информация о том, правильным или ошибочным было решение. В режимах "Тренировка" и "Закрепление" справочный материал выводится на экран только в случае ошибки. В режимах "Зачет" и "Экзамен" ученик получает информацию о правильности решения только в виде итоговой оценки за весь блок задач. Именно в режиме "Экзамен" мы проводим уроки физики с применением данного тренажера. Выставленная компьютером оценка заносится в журнал класса.

Сроки зачета по очередной теме заранее объявляются и согласуются с прохождением текущего материала по физике на уроках. Готовиться к зачету дети должны самостоятельно на домашнем компьютере или в школе. Программа установлена в сетевом варианте и доступ к ней возможен с любого компьютера школы (их сейчас более 100 при общем количестве школьников около 450 человек). Отметим, что проводить уроки (зачеты) с этой программой можно только в кабинете информатики, что предполагает сотрудничество с учителями информатики и возможность гибкого расписания кабинетов. Тренажер "Активная физика" используется нами как дополнительный инструмент активации самостоятельного и заинтересованного подхода к изучению физики. Применение тренажера способствует развитию навыков самостоятельной работы, отработки навыков решения стандартных задач.

Направления использования информационных технологий во внеурочной работе:

- использование электронных коммуникаций и электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий;

- проведение ученических конференций.

Домашние лабораторные работы и творческие задания

В каждом классе в течение учебного года проводится хотя бы одна домашняя лабораторная работа. Задания для таких работ могут быть очень простыми – например, найти работу и мощность при подъеме ученика по лестнице в кабинет физики (7 класс и 10 класс), измерение собственного роста с помощью секундомера и нитки при изучении темы "механические колебания" (9 класс и 11 класс), создание самодельной электрической батарейки (8 класс). Некоторые работы можно назвать исследовательскими, например – исследование явления электризации тел (для учеников 8 класса). Обязательное условие при выполнении большинства этих работ - представление отчета в определенные сроки по электронной почте в виде письма с вложением. Кроме того, описания лабораторных работ могут рассылаться по электронной почте. Поощряются ученики, выполнившие отчеты нестандартно – дети создают презентации-отчеты, присылают протоколы в виде документов Word . Современная цифровая аппаратура позволяет включать в отчеты фотографии и небольшие видеоролики. В прошедшем учебном году был проведен школьный конкурс видеороликов, созданных учениками при выполнении домашних лабораторных работ и при самостоятельном повторении демонстрационных опытов, увиденных на уроке. Некоторые идеи видеороликов дети придумали сами. Наибольший интерес у детей вызвали видеоролики, демонстрирующие реактивное движение и звуковые явления.

Творческие задания по физике, предполагающие использование компьютера, выполняются учениками всех классов. Первое электронное задание ученики 7 класса традиционно получают при изучении одной из первых тем – «Физическая величина и ее измерение». Первое электронное письмо, которое учитель обязательно требует - письмо с вложенной таблицей, включающей название хотя бы пяти физических величин и приборов для их измерения. В процессе осваивания детьми основ информационных технологий, технический арсенал, применяемый ими, расширяется.

Пример творческого задания для учеников 7 класса: все ученики пишут сообщение-сказку о мире, в котором сила трения отсутствует. Сообщения принимаются учителем только в виде электронного письма в жестко определенные сроки. В 2002-2003 учебном году в нашей школе по этой теме был проведен телекоммуникационный проект, участие в котором также приняли ученики школы 149 нашего города и школы им. А.  Бразаускаса Литовской республики. С работами участников проекта "Мир без силы трения" можно познакомиться на сайте школы school.ort.spb.ru / library / physics / friction /. Приведем другой пример. В начале 8 класса учитель требует представить сообщение на тему «Теплопередача вокруг нас», в котором ученику предлагается в виде компьютерной презентации или иллюстрированного документа WORD описать проявление разных видов теплопередачи в окружающем его мире – в быту, в природе. Ученикам предлагается представить личный опыт, связанный с теми явлениями, которые изучаются на уроке.

Методика организации и проведения ученических конференций

Ученические конференции проводятся в 8-9 классах 1-2 раза в год в зависимости от темпов прохождения учебного материала. На каждую конференцию учителем отведено 3 – 4 часа учебного времени (в учебном плане на физику в этих классах отведено 2 часа в неделю). Участие в конференции обязательно для всего класса. Список тем конференций для учеников 8 класса: "Тепловые двигатели", "Оптические приборы, в которых используется линза". Для учеников 9 класса: "Применение электромагнитной индукции", "Ядерная энергия".

Проведение конференции можно условно разделить на несколько этапов. Ученикам предлагается список примерных названий докладов для данной конференции. Доклады в виде электронного письма в определенные сроки должны быть представлены учителю. После получения писем с текстами докладов, формируются «секции конференции» (например, секции паровых двигателей, двигателей внутреннего сгорания, турбин, реактивных двигателей). Ученики выступают с докладами перед классом. Выступления, посвященные близким темам, следуют друг за другом, т.е. работа конференции проводится по "секциям". Поощряется применение мультимедийных сре дств дл я иллюстрации доклада. Во время выступления одного из учеников, остальные заполняют специальный бланк, в котором кратко формулируют содержание доклада, оценивают его информативность и оформление, отмечают, что в докладе им показалось интересным. Заполнение бланка, сдаваемого на проверку учителю, концентрирует внимание учеников на прослушиваемых сообщениях, способствуют возникновению доброжелательной и заинтересованной дискуссии. За участие в конференции выставляется оценка с учетом трех параметров: текста доклада; выступления с докладом на конференции (просто зачитывать доклад не разрешается); заполнения бланка протокола конференции и активности при обсуждении докладов.

Накопленный автором опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес учеников к физике, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в конце концов, ведет к интенсификации процесса обучения.

Публикации по теме работы

  1. Григорьев И.М., Филиппова И.Я. "Некоторые аспекты использования информационных технологий в процессе преподавания в средней школе". Сборник трудов 2   Международной электронной научной конференции "Новые технологии в образовании", Воронеж, 2000, с. 5-6.
  2. Водопьян Г.М., Филиппова И.Я. "Использование информационных технологий в процессе преподавания физики в средней школе". Сборник научных трудов Международной электронной научной конференции "Новые технологии в образовании", Воронеж, 2001, с. 65-66.
  3. Водопьян Г.М., Филиппова И.Я. "Использование информационных технологий на уроках физики". Газета "Физика" издательского дома "1 сентября", 2003, №22, с. 22-25.
  4. Филиппова И.Я. "Применение информационных технологий в преподавании физики". festival .1 september . ru /2003_2004/ index . php ? member =100976
  5. Филиппова И.Я. "Информационные технологии в преподавании физики". www . school . ort . spb . ru / library / physics / itech
  6. Филиппова И.Я. "Информационные технологии на уроках физики в средней школе". Материалы 8 Международной конференции "Физика в системе современного образования" (ФССО-05), Санкт-Петербург, 2005, с. 623-625.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение