Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу программы общего образования

Программа курса « Общее землеведение» (6 класс),
авторы О.А. Климанова, В.В. Климанов

(68 часов, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Курс «Общее землеведение» рассчитан на 68 часов (2 академических часа в неделю) в 6-х классах средней школы как для учащихся, прошедших обучение программам «Природоведение» или «Мир географии», так и для тех, кто впервые начинает изучать географию. Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданному авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева. В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения. В связи с этим в программу включен целый ряд вопросов, касающихся основных природных закономерностей, ранее изучавшихся в курсе «Физической географии материков и океанов». Однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными особенностями учащихся, так и в связи с нецелесообразностью изучения многих механизмов глобальных природных процессов в рамках базового школьного курса географии.

В то же время в соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час, данная программа может изучаться по сокращенному варианту.

Первый раздел программы направлен на изучение Земли как планеты и ее места в Солнечной системе и является переходным от изученного ранее школьниками материала по естествознанию к собственно географическим знаниям. Включение этого раздела в программу обусловлено необходимостью создания у учащихся представления о месте Земли как части более масштабного и значимого объекта, как единого целого в системе координат всей Вселенной.

Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому результирующей частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек, являющийся и агентом влияния на природные комплексы, и жертвой воздействия на него природной среды.

В основе изучения географической оболочки в рамках курса лежат общие принципы системного подхода, то есть акцент делается на изучение основных географических закономерностей, являющихся логическим следствием существования географической оболочки как новой географической системы. Как сложные для восприятия учащимися из тематики курса исключены вопросы, затрагивающие иерархию и организацию природных комплексов. Географическая оболочка рассматривается не столько как самый крупный природный комплекс, но как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды.

Исходя из все более расширяющегося кругозора современных школьников в программу включены новые элементы, касающиеся путешествий и их картографических изображений, нацеленные на приобретение учащимися как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения. Приобретение собственных навыков в этом вопросе поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты. Содержание этого раздела может быть видоизменено в зависимости от базовой подготовки учащихся, например, в случае изучения специального курса по истории географических открытий в предыдущие годы.

Важно отметить, что в теме «Путешествия и их географическое отражение» план местности и географическая карта являются не только объектом изучения, но и средством для разрешения конкретных географических ситуаций.

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой – основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическими материалами – знакомству с основным содержанием карты, выявлением основных картографируемых явлений и объектов и использованию карты для решения простейших географических задач – определению местоположения объекта и составлению несложной географической характеристики.

 


Введение. 1 ч

 

Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни.

 

Земля во Вселенной. 8 час.

 

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы

 

Солнечная система. Земная Галактика и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.

 

Тема 2. Изображение Земли на глобусе.

 

Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.

Практические работы: 1. Определение по глобусу географических координат точки (решение прямой и обратной задачи).

 

 

Раздел II . Развитие географических знаний о земной поверхности. 1 3 ч

 

Тема 3. Путешествия и их географическое отражение.

 

Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отражения путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие?

План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности.

Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты.

Практические работы: 1. Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся. 2. Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек. 3. Составление плана местности по ее описанию. 4. Чтение плана местности. 5. Определение расстояний и направлений по географической карте.

 

Тема 4. История открытия и освоения Земли.

 

Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы, Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Великие Географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.

Географические открытия XVII XX веков. В поисках «Южной Земли».Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Д. Кука. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт.

Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский.

Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии.

Практические работы: 1. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».

 

 

Раздел III . Природа Земли . 32 ч.

 

Тема 1. Как устроена наша планета?

Материки и океаны . Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова.

Свойства Мирового океана. Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара.

Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан.

Тема 2. Внутреннее строение Земли.

Горные породы, слагающие земную кору. Земная кора и литосфера. Изучение земных глубин. (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин.

Земная кора . Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры.

Практические работы: 1. Знакомство с горными породами. 2. Определение на карте сейсмических районов земного шара. 3. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера

 

Тема 3.Рельеф Земли.

Рельеф Земли и его значение для человека.

Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа горизонталями. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Различие гор по высоте. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота.

Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.

Горные области и основные формы рельефа гор. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины.

Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод и ветра на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы.

.Практические работы. 1. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. 2. Нанесение на контурную карту некоторых элементов географической номенклатуры.

 

Тема 4. Атмосфера и климаты Земли.

 

Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера – воздушная плёнка Земли. Состав Атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара..

Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.

Погода и климат. Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса.

Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса.

Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата.

. Практические работы: 1. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». 2. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». 3. Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов.

4. Наблюдения за погодой.

 

Тема 5. Вода – «кровеносная система» Земли.

Круговорот воды в природе.

Реки в природе и на географической карте.

Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья.

Озёра. Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие.

Подземные воды, болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны.

Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.

Практические работы: 1. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». 2. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира. 3. Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности.

 

Раздел IV . Географическая оболочка – среда жизни. 10 ч

 

Тема 1 . Живая планета.

Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы.

Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.

Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории.

Практические работы: 1. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр). 2. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.

 

Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности.

 

Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана.

Практические работы: 1. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из зон.

 

Тема 3. Природа и человек.

 

Воздействие хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории.

Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях.

Мирное существование человека и природы . Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития.

Практические работы: 1. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями своей местности. 2. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий, поведение человека в экстремальных ситуациях.

Резервное время – 4 часа.

к началу страницы

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение