к разделу тематические планы
Программа по дополнительному образованию детей «Учусь общаться»
Автор программы:
Борискина А.А., к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЦО №1158, педагог-психолог
Направленность: психолого-педагогическая
Срок реализации 3 года
Возраст
- 1 год (основная школа, 5-7 классы) - 10-13 лет
- 2 год (основная школа , 8 – 9 классы) – 14 – 15 лет
- 3 год (старшая школа, 10 – 11 классы) – 15 – 17 лет
Пояснительная записка
Актуальность . Программа «Учусь общаться» рассчитана на учащихся основной и старшей школы, на подростков и юношество. Сенситивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умение понимать чувства и переживания других людей. В этот период у ребёнка возникает острая потребность в интимном общении с кем-то вне семейного круга. Подросток учиться отвечать за свои поступки и слова, за хранение чужих секретов, тайн. Ведущая деятельность подросткового возраста – общение со сверстниками, поэтому необходимо научить подростков продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
В юношеском возрасте ребят и девушек начинают волновать проблемы дружбы, приятельских отношений, влюбленности. Неудачи в общении могут привести к дискомфорту, депрессивным состояниям. Общение с противоположным полом – это новообразование данного возраста, от того, как научаться юноши и девушки выстраивать свои взаимоотношений друг с другом зависит их будущее.
Новизна . Программа хоть и имеет психолого-педагогическую направленность, нестандартна тем, что в её основу положен не только курс по психологии общения (с учетом возрастных особенностей учащихся), но и метапредметная связь с гуманитарным циклом (русский язык, развитие речи, литература), поскольку для общения важно не только понимать психологические особенности людей, но уметь правильно, грамотно говорить. Культура общения воспитывается в человеке. И чем раньше детям привьют эту культуре, тем раньше они смогут обрести счастье в общении со сверстниками, родителями, учителями.
Цель: формирование у подростков и юношества культуры общения.
Задачи:
Дать учащимся базовые теоретические знания по психологии общения.
Помочь овладеть практическими навыками межличностной коммуникации в различных жизненных ситуациях.
Воспитывать культуру общения в школе и за её пределами.
Учебно-тематический план первого года обучения
I блок. Характеристика общения (7 ч.) |
№ |
Тема |
Т |
П |
Всего |
1 |
1.1 |
Введение. Функции общения. Упражнение «Знакомство». |
30 |
30 |
1 |
2 |
1.2 |
О культуре общения. Упражнение «Это здорово». |
30 |
30 |
1 |
3 |
1.3 |
Понятие «общение».
Тренинг «Круг и я». |
30 |
30 |
1 |
4 |
1.4 |
Виды общения.
Тренинг «Встреча». |
30 |
30 |
1 |
5 |
1.5 |
Потребность в общении. Упражнение «Чем мы похожи?» |
30 |
30 |
1 |
6 |
1.6 |
Общение как ценность. Упражнение «Быть внимательным». |
30 |
30 |
1 |
7 |
1.7 |
Способы общения. Упражнение «Аплодисменты». |
30 |
30 |
1 |
II блок. Средства общения (6 ч.) |
8 |
2.1 |
Речь и вербальные средства общения. Упражнение «Построится по росту». |
30 |
30 |
1 |
9 |
2.2. |
Невербальные средства общения
Тренинг «Китайский осел» |
30 |
30 |
1 |
10 |
2.3. |
Жесты. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне?». |
30 |
30 |
1 |
11 |
2.4 |
Мимика.
Тренинг «Сказка в шесть кадров» |
30 |
30 |
1 |
12 |
2.5 |
Поза. Упражнение «Построится по росту». |
30 |
30 |
1 |
13 |
2.6 |
Походка. Упражнение «Ходьба плюс». |
30 |
30 |
1 |
III блок. Эффективность общения |
14 |
3.1 |
Умение быть вежливым. Упражнение «Это здорово». |
30 |
30 |
1 |
15 |
3.2 |
Умение слушать и слышать. Упражнение «Быть внимательным». |
30 |
30 |
1 |
16 |
3.3 |
Психологическая безопасность : умей сказать «нет!» |
30 |
30 |
1 |
17 |
3.4. |
Психологическая безопасность : умей распознать истинные мотивы собеседника |
30 |
30 |
1 |
18 |
3.5 |
Манеры (стили общения) |
30 |
30 |
1 |
19 |
3.6 |
Не такой как все: умение принимать людей такими какие, они есть. |
30 |
30 |
1 |
20 |
3.7 |
Эссе на тему: «Подвиг общения» |
30 |
30 |
1 |
IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание |
21 |
4.1 |
Межличностные отношения в школе и вне школы.
Тренинг по поведению в команде. |
30 |
30 |
1 |
22 |
4.2 |
Установление межличностных отношений со сверстниками. Упражнение «Передай». |
30 |
30 |
1 |
23 |
4.3 |
Установление межличностных отношений с теми, кто младше. |
30 |
30 |
1 |
24 |
4.4 |
Установление межличностных отношений со старшими. Тренинг самопрезентации. |
30 |
30 |
1 |
25 |
4.5 |
Круглый стол на тему: «Радость общения». |
30 |
30 |
1 |
26 |
4.6 |
Подведение итогов |
30 |
30 |
1 |
Всего 26 часов в год (1 час в неделю)
Учебно-тематический план второго года обучения
I блок. Характеристика общения (7 ч.) |
№ |
Тема |
Т |
П |
Всего |
1 |
1.1 |
Речевая деятельность |
30 |
30 |
1 |
2 |
1.2 |
Чтение как вид речевой деятельности |
30 |
30 |
1 |
3 |
1.3 |
Слушание как вид речевой деятельности |
30 |
30 |
1 |
4 |
1.4 |
Говорение как вид речевой деятельности |
30 |
30 |
1 |
5 |
1.5 |
Виды общения, обратная связь |
30 |
30 |
1 |
6 |
1.6. |
Тренинг по использованию навыков активного слушания |
30 |
30 |
1 |
7. |
1.7 |
Выбор партнёра по общению |
30 |
30 |
1 |
II блок. Средства общения (3 ч.) |
8 |
2.1 |
Речь и вербальные средства общения. |
30 |
30 |
1 |
9 |
2.2 |
Невербальные средства общения
|
30 |
30 |
1 |
10 |
2.3 |
Тренинг разрешения конфликтов в общении |
30 |
30 |
1 |
III блок. Эффективность общения (10 ч.) |
11 |
3.1 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: экстравертированность – интровертированность |
30 |
30 |
1 |
12 |
3.2 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: эмпайтиность |
30 |
30 |
1 |
13 |
3.3 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: властность (как себя вести когда Вами командуют) |
30 |
30 |
1 |
14 |
3.4 |
Психологическая безопасность : Умение сказать «нет!» |
30 |
30 |
1 |
15 |
3.5 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: конфликтность и агрессивность (самообладание как противостояние агрессии) |
30 |
30 |
1 |
16 |
3.6 |
Психологическая безопасность : Манипуляция – распознание и противостояние |
30 |
30 |
1 |
17 |
3.7 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: толерантность |
30 |
30 |
1 |
18 |
3.8 |
Свойства личности, влияющие на эффективность общения: застенчивость и её преодоление |
30 |
30 |
1 |
19 |
3.9 |
Формы воздействия (влияния) на партнеров общения |
30 |
30 |
1 |
20 |
3.10 |
Коммуникативная культура |
30 |
30 |
1 |
IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание (6 ч.) |
21 |
4.1 |
Сущность взаимопонимания и этапы его установления |
30 |
30 |
1 |
22 |
4.2 |
Тренинг по ролевому поведению |
30 |
30 |
1 |
23 |
4.3 |
Я среди людей (толерантность, уважение к другим). |
30 |
30 |
1 |
24 |
4.4 |
Ролевое поведение (разбор различных ролевых моделей, их функций) |
30 |
30 |
1 |
25 |
4.5 |
Круглый стол на тему: «Радость общения». |
30 |
30 |
1 |
26 |
4.6 |
Подведение итогов |
30 |
30 |
1 |
Всего 26 часов в год (1 час в неделю)
Учебно-тематический план третьего года обучения
I блок. Характеристика общения (5 ч.) |
№ |
Тема |
Т |
П |
Всего |
1 |
1.1 |
Понятие «Общение» |
30 |
30 |
1 |
2 |
1.2 |
С кем мы общаемся. В каком случае следует говорить об общении? |
30 |
30 |
1 |
3 |
1.3 |
Потребность и ценность общения |
30 |
30 |
1 |
4 |
1.4 |
Способы и виды общения |
30 |
30 |
1 |
5 |
1.5 |
Партнеры по общению |
30 |
30 |
1 |
II блок. Средства общения (5 ч.) |
6 |
2.1 |
Как люди воспринимают друг друга (введение в транзактный анализ) |
30 |
30 |
1 |
7 |
2.2 |
Уверенность в общение (обсуждение книги Д. Карнеги) |
30 |
30 |
1 |
8 |
2.3 |
Естественность в общении |
30 |
30 |
1 |
9 |
2.4 |
Умение входить в роль другого человека и слушать собеседника |
30 |
30 |
1 |
10 |
2.5 |
Методы подстройки |
30 |
30 |
1 |
III блок. Эффективность общения (8) |
11 |
3.1 |
Восприятие партнера по общение и возникновение первого впечатления о нём |
30 |
30 |
1 |
12 |
3.2 |
Изучение и понимание партнера по общению.
Тренинг собеседования |
30 |
30 |
1 |
13 |
3.3 |
Обеспечение понимания себя другими |
30 |
30 |
1 |
14 |
3.4 |
Сближение позиций и поддержание взаимопонимания |
30 |
30 |
1 |
15 |
3.5 |
Что нужно знать о мужском и женском стиле общения |
30 |
30 |
1 |
16 |
3.6 |
Психологическая безопасность: особенности общения через Интернет |
30 |
30 |
1 |
17 |
3.7 |
Значимость общения для мужчины и женщины |
30 |
30 |
1 |
18 |
3.8 |
Тренинг самопрезентации |
30 |
30 |
1 |
IV блок. Межличностные отношения и взаимопонимание (8 ч.) |
19 |
4.1 |
Отношения знакомства |
30 |
30 |
1 |
20 |
4.2 |
Приятельские отношения. Симпатия и антипатия |
30 |
30 |
1 |
21 |
4.3 |
Введение в психологию малой группы (сотрудничество). Вхождение в новую группу. |
30 |
30 |
1 |
22 |
4.4 |
Тренинг по поведению в команде |
30 |
30 |
1 |
23 |
4.5 |
Привязанность и дружба |
30 |
30 |
1 |
24 |
4.6 |
Любовь |
30 |
30 |
1 |
25 |
4.7 |
Круглый стол на тему: «Радость общения». |
30 |
30 |
1 |
26 |
4.8 |
Подведение итогов |
30 |
30 |
1 |
Всего 26 часов в год (1 час в неделю)
|