Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

к разделу программы общего образования

Программы для третьего класса начальной школы

по материалам сайта
http://sputnik.mto.ru/

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

(4 часа в неделю, всего 136 часов)

Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

  • произведения устного народного творчества русского народа и других народов: сказки, загадки, сказки с загадками, пословицы и их типы, былины,скороговорки и их построение;
  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
  • произведения о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Приключенческая литература. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники;
  • произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).

Жанровое разнообразие:

  • более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, выявление их особенностей;
  • стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действий, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы_описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик — автор, рассказчик — герой).

Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни

(вступление, развитие действия, мораль; развитие действия – мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

  • литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
  • герой (персонаж), портрет героя, пейзаж;
  • стихотворение, рифма, строка, строфа;
  • средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения

Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев).

Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики персонажей;

определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

  • _ осознание последовательности и смысла событий;
  • _ вычленение главной мысли текста;
  • _ знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
  • _ деление текста на части и их озаглавливание;
  • _ составление плана под руководством учителя;
  • _ пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
  • _ самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

  • _ самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  • _ отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
  • _ знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Навык чтения

Осознанное чтение целыми словами «вслух» и «про себя» небольших произведений или глав из произведений. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок (тон, паузы, темп, логическое ударение). Темп чтения «вслух» не менее 60 слов в минуту и «про себя» – не менее 80 слов в минуту.

Творческая деятельность школьников

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений.

Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-тчетов.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны уметь:

  • _ читать осознанно, правильно и выразительно текст «вслух» (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и «про себя»
  • ( темп чтения не менее 80 слов в минуту);
  • _ знать наизусть 6–7 стихотворений и 2–3 отрывка из прозы;
  • _ определять смысл событий и поступков героев; выражать «свое» отношение;
  • _ пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно);
  • _ самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;
  • _ работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
  • _ отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • _ пользоваться справочной литературой.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2—3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями, на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг-самоделок;

с уроками окружающего мира: наблюдения за красками и звукамиприроды, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.

к началу страницы

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение