Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
Чистка септиков los-servis.ru.

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Урок 26. Как вести беседу? Р § 4.

Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным? Некоторые правила изложены в упр. 13; задание предусматривает и установку на самоконтроль.

Рисунки на с. 12 отражают ситуации, в которых возможно общение в форме диалога (беседы) и монолога. Предложим школьникам “озвучить” ситуации. Темой беседы может стать любая учебная или бытовая ситуация из жизни учащихся (на уроке, перемене, в общении со старшими и т. д.). К теме упр. 13 близко упр. 15. Задание выбрать из пословиц те, которые отвечают теме урока, полезно для формирования умений поискового чтения.

В работе над упр. 14 можно организовать полилог по таким вопросам: почему участники приведенного в упражнении диалога решили обратиться к ребятам с призывом бережно обращаться с книгами? Как участники диалога относятся к предложениям друг друга? Что помогает это определить? После подготовки текст читается по ролям. Ответы на вопросы заданий 2 и 4 заключат работу и над формой высказывания, и над осмыслением его содержания.

Разновидностью беседы является телефонный разговор, и некоторые правила его ведения прослеживаются при выполнении упр. 17—19. Выразительное чтение стихотворных диалогов (упр. 20) и творческие работы детей, созданные по рисунку (упр. 21), позволят завершить занятие в эмоциональном ключе.

Уроки 27. 28. Наречие. У § 7; С № 92-98; 99-103.

Знакомство с наречием осуществляется по тому же плану, что и повторение других, уже известных школьникам частей речи: значение, которое выявляется по вопросам (упр. 92), морфологический признак — неизменяемость (упр. 93), синтаксический признак — пояснение глагола в словосочетании и предложении, зависимость от глагола (упр. 92, 94-98).

Много внимания уделяется морфемному составу и правописанию наречий. Последнее предполагает активное использование в занятиях словарей. Полезно привлечь внимание учащихся к различению окончания как морфемы изменяемых слов и суффикса, которым оканчивается наречие, неизменяемая часть речи. Чтобы облегчить детям усвоение правописания наречия с приставками до-, из-, с- и в-, за-, на- , можно в качестве опорных слов предложить сочетания существительного окно с предлогами, соотносительными с указанными приставками: каким будет ударный гласный в окончании существительного, таким будет и суффикс наречия, например: с окна — справа; в окно — вправо и т. д. Предлагаемый прием имеет историческую основу, и отыскание ее может составить тему исследовательской работы сильных учеников. Роль слов данной части речи в тексте легко проследить, используя языковой эксперимент, о котором ранее шла речь в применении к имени прилагательному (ведь функции этих частей речи во многом сходны — уточнять значение определяемого слова, распространять его, обозначая признак).

Упр. 101 подводит своеобразный итог предварительному рассмотрению самостоятельных частей речи, которые называют предметы, действия, признаки предметов и действий,— первичных частей речи. Это обобщение поможет перейти к рассмотрению вторичной части речи, основным отличительным признаком которой является местоименное значение: местоимения тоже обозначают предметы, признаки, но, не называя, а только указывая на них.

Уроки 29, 30. Местоимение. У § 8; С № 104-110; 111-115.

В начальных классах дети знакомятся с личными местоимениями. Во вводном курсе морфологии представление пятиклассников о данной части речи несколько расширяется: рассматриваются притяжательные, вопросительные и неопределенные местоимения. Это позволяет ввести в учебную практику учащихся новую для них орфограмму — дефисное написание слов, или орфограмму - дефис.

В учебном комплексе местоимения освещаются несколько иначе, чем это сложилось в школьной традиции: в эту часть речи включены и местоименные наречия. Основанием для этого служит все тот же признак, который объединяет в одну часть речи очень разные по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли слова,— местоименная семантика (обозначают, не называя, а указывая).

В упражнениях показана соотносительность местоимений с другими частями речи (“На вопрос какой части речи отвечают эти местоимения?”), роль местоимений как средства связи предложений в тексте, устранения избыточного повтора одних и тех же слов, этика использования личных местоимений. В рамках данной темы учащиеся, кроме орфограммы-буквы, начинают работать над орфограммой- пробелом (см. орфограмму “Раздельное написание местоимений с предлогами” на с. 37 сборника) и орфограммой-дефисом (см. с. 38 сборника). При этом заметим, что и знакомство пятиклассников с новыми для них группами местоимений, и работа над вновь введенными в поле их внимания типами орфограмм не предполагают полного, завершенного усвоения материала, однако это позволяет с самого начала обращать внимание учащихся на более широкий спектр языковых явлений, которые обстоятельно будут изучаться в дальнейшем.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение