Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Урок 1. Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку.

Одна из основных задач урока — создать мотивацию учебной деятельности школьников, заинтересовать их изучением родного языка.

На уроке могут быть использованы: рассмотрение обложки, титульного листа книг, составляющих учебный комплекс (Кто написал эти пособия? Что общего и различного в их названиях? Как это общее и различное отражено в оформлении обложки? Для чего предназначается каждое пособие?); просмотр оглавления (Что в нем показалось знакомым, а что совсем новым?); ознакомление с условными знаками, дифференцирующими материал в пособиях (теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания, задачи, упражнения в развитии речи, задания по самоконтролю и др.); наблюдения над ролью рисунков в учебных книгах (по выбору учителя или учащихся); внимание к приложению (словарики, образцы разбора, памятки) — пока что в ознакомительном плане. И т. д.

Интерес детей вызовет организация работы в форме игры-путешествия по книгам или в форме соревнования (Кто внимательнее, наблюдательнее, чей ответ полнее, точнее?). Если есть возможность, хорошо бы представить на данном уроке словари, научно-популярную литературу о языке и речи — пусть школьники убедятся, что о языке можно узнать много нового, интересного и полезного. Помощь в организации занятий окажут вступительные статьи учебника (в дальнейшем он сокращенно обозначается У), сборника задач и упражнений (С), пособия по развитию связной речи (Р). На уроке прозвучат (и должны быть осмыслены учащимися) термины книжно-издательской темы: автор, жанры учебной литературы (учебник, сборник задач и упражнений, учебное пособие, словарь), переплет, титульный лист, форзац, шмуцтитул, оглавление.

Урок 2. Роль языка в жизни общества. У с. 8; С № 1-10.

Ведущая идея урока — показать детям (практически, без теории), что язык — универсальное средство общения и что свободное владение родным языком — признак культуры человека, залог успешности его общения с другими людьми. Упр. 1 поможет установить связь между теоретическим и практическим пособиями (начинается привыкание к использованию двух учебных книг на уроке), хотя, повторим, на первых порах работа будет вестись в основном по сборнику задач и упражнений. Упр. 2 позволит через сопоставление родственных слов осмыслить значение ключевых слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам, как важна в общении произносительная культура (упр. 3), сравнить язык рисунка и язык слов, чтобы подчеркнуть универсальность, силу обобщения последнего (упр. 4), обнаружить, что язык — средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 5), обозначить роль привычных слов “вежливости” в общении (упр. 6), подчеркнуть важность орфографически-грамотного письма (упр. 8), обобщить наблюдения и закончить рассмотрение темы в эмоциональном ключе (упр. 7, 9, 10). Содержание словарно-орфографической работы определяется материалом, вынесенным на поля сборника задач и упражнений.

Уроки 3, 4. Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Р. § 1, 2 2 .

Ключевыми понятиями (и соответственно терминами) этих уроков являются: “речевая ситуация”, “виды речевой деятельности”, “устная и письменная формы речи”. Работа над названными понятиями проводится в практическом плане, без их определения. Упр. 1 предполагает обращение к речевым ситуациям, отраженным в рисунках на форзацах книги. Что такое речевая ситуация? Из каких слагаемых она состоит? Вот женщина выступает перед микрофоном (см. форзац в начале книги) — почему она это делает? Юноша пишет — что побуждает его к этой деятельности? Учитель и ученица у доски — какова цель их общения? Итак, речь начинается с побуждения и цели — почему и зачем говорю или слушаю, пишу или читаю? Общение предполагает участие в нем говорящего и слушающего (или пишущего и читающего). Это верно и для тех ситуаций, которые на рисунках форзаца представлены одним участником речевой деятельности (человек читает газету). В зависимости от того, кто с кем говорит, для кого пишет, меняется характер речи — ее содержание, форма, языковые средства. Сравним, например, рисунки на форзацах в конце книги: о чем может идти речь у доски, исписанной формулами? А о чем скорее всего могут беседовать сидящие за кухонным столом? В какой из ситуаций будет преобладать монолог (один говорит, другой слушает), а в какой — диалог (беседующие обмениваются репликами, вопросами и ответами)? В каком случае в речи будут использованы научные термины, а в каком — слова, обозначающие предметы и явления повседневной жизни, чувства, отношения, состояние людей? Речевую ситуацию можно представить в виде формулы: “почему — зачем — кто кому (кого, для кого) — что (о чем) — когда — где — при каких обстоятельствах — как говорит (слушает, пишет, читает)”. Попытку применить эту формулу (пусть не полностью) дети предпримут, обратившись к упражнениям 2 и 3

Так для чего людям нужна речь? Подведем итог наблюдениям: речь нужна во всех областях жизни человека — чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, в транспорте, в магазине, в кругу сверстников, среди старших и младших... Материал § 2 позволит сосредоточить внимание на устной (первичной) и письменной (вторичной) формах речи. Потренироваться в различении ситуаций, в которых используется только устная, только письменная или и та и другая формы речи, можно, снова обратившись к рисункам на форзацах книги. Один из рисунков (по выбору учителя или учащихся) предлагаем “перевести” на словесный язык, т. е. составить возможный по ситуации текст. В случае затруднений работу целесообразно провести с помощью учителя (предложить тему, зачин). Уместно на данном уроке использовать материал из вступительной статьи — советы Д. С. Лихачева о том, как учиться говорить и писать (с. 4). Тренировочную работу позволяет организовать система упражнений в § 2. Работа над высказываниями ученых-лингвистов о роли грамотной устной и письменной речи (упр. 6) свяжет речевые уроки с темой следующих уроков по орфографии.


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение