Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.


Урок 25. Самостоятельные и служебные части речи. Совершенствование умений распозна-вать части речи и определить их грамматические признаки.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных час-тях речи; совершенствовать умения распознавать, части речи и определять их грамматиче-ские признаки.
Материал для словарно-семантической работы: дуновение, ликующий, суглинистый, не-весть.
Основное содержание урока.
I. Систематизация и обобщение сведений о самостоятельных и служебных частях речи по пособию М.Т. Баранова и др. (с. 48-52). а также с помощью таблицы:

Части речи

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

имя существительное

1) являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;

имя прилагательное

2) могут быть членами предложения

имя числительное

 

местоимение

 

глагол (причастие, деепричастие)

 

наречие

 

 

 

Служебные:

предлог

1) служат для связи между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;

союз

2) не бывают членами предложения

частицы

 

 

 

Междометие

1) выражает различные чувства и побуждения;

 

2) не бывает членом предложения

Учащимся можно предложить ответить на вопросы:

1. На какие группы делятся части речи? 2. Какие части речи относятся к самостоятельным? Что их объединяет? 3. Какие части речи являются служебными? Чем они отличаются от самостоятельных? 4. Чем отличается междометие от других частей речи? 5. В каких частях речи род является формой изменения? 6. Какие части речи имеют неизменяемые формы? 7. Как морфологически разбирается слово?

II. Совершенствование умений распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

1. Выборочный диктант. Выписать 10-15 склоняемых слов, относящихся к разным частям речи, 5 спрягаемых и 5 неизменяемых слов. В скобках сокращенно указать название частей речи.

Поутру, когда взошло солнце, на суглинистом пригорке выбилось из земли первое перышко первой травинки. Острое бледно-зелёное жальце её пронизало сопревшую ткань невесть откуда занесённого осенью кленового листа и тотчас поникло под непомерной тяжестью свалившейся на него дождевой капли. Но вскоре южный ветер прошёлся низом; влажным прахом рассыпался отживший своё кленовый лист; дрогнув, скатилась на землю капля, и, тотчас вся затрепетав, поднялась, выпрямилась травинка, одинокая, жалкая, неприметная на огромной земле, но упорно и жадно тянущаяся к вечному источнику жизни, к солнцу. (По М. Шолохову).

2. Диктант с грамматическим заданием. Указать (в скобках), к какой части речи относятся слова-омонимы и однокоренные слова.

Вынужденный простой, простой парень; вести за собой, плохие вести: русская печь, печь пироги; большое счастье, счастливый человек, осчастливить ласковым взглядом; учёный доклад, учёный с мировым именем; жёлтая краска, желтеющая рожь, отливать желтизной; повернуть круто, крутой спуск, крутизна берега; два товарища, идти вдвоём, поставить “двойку”, удвоить внимание, двойное дно; утро ясно, ответить ясно.

3. Подобрать к данным словам однокоренные или слова-омонимы, которые бы являлись другими частями речи; составить с ними словосочетания и записать по образцу: Зеленеют (глаг.) луга, зелень (сущ.) травы, зеленеющие (причаст.) всходы.

Десять, голубой, свежо, мой, неспокойно, приехавший, испугавшись.

4. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..каленной печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумрачный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы пораженная страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

Домашнее задание : подготовить связное высказывание на тему “Части речи в русском языке”, выполнить упр. 446 (пособие В.Ф. Грекова и др.).

 

Урок 26. Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий.

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: приосанившийся, умиротворённый. прозябание, шествовать.

Основное содержание урока.

I . Повторение морфологического разбора самостоятельных частей речи в ходе проверки домашнего задания.

II. Систематизация и обобщение правил правописания безударных надежных окончании существительных, прилагательных и причастий по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 224 226) или В. Ф. Грекова и др. (§§ 30, 36).

III. Совершенствование орфографических умений и навыков, связанных с правописанием надежных окончаний существительных, прилагательных и причастий.

1. Упр. 154 (1), 189(1) из пособия В. Ф. Грекова и др.

2. Выборочный диктант. Выписать существительные, прилагательные и причастия с безударными падежными окончаниями: обозначить орфограммы.

1. Весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости. (А. Пушкин). 2. Синеет даль с её

угрюмым лесом, окутанным синей мглой. (Ф, Тютчев). 3. Мёртвая тишина стояла над землёй, мягко черневшей в звёздном свете, (И. Бунин). 4. Бесцветный месяц молодой стоял, и луч, дрожащий, бледный, лежал на зелени холмов. (М. Лермонтов). 5. Кажется, что величаво приосанившийся курган караулит степь, весь одетый в серебряную чешуйчатую кольчугу. (М. Шолохов). 6. В ясности неба, в осеннем его холодке летели на юг птицы. (К. Паустовский).

3. Объяснительный диктант.

Стать счас..лив..м — это прежде всего стать полноцен..й содержательн..й личностью, человеком ищущ..м и дерзающ..м, мечтающ..м и борющимся за осуществление своей мечты.

Счастье состоит не в умиротворённ..м созерцани.., а в действи.., не в консерваци.. энерги.., а в активным её расходовани.., не в бессмысленн..м прозябан.., а в разведк.., в опыт.., в риск.., в борьбе.

Глубокое счастье немыслимо без моральн..й потребност.. дать счастье другим. Она может выразиться в сознательн..м труде, оказан.. помощ.., чуткост.. и внимательност.. к окружающ..м.

4. Самостоятельная работа. Переписать, вставляя пропущенные буквы, обозначить условия выбора безударных гласных в окончаниях слов с пропусками.

В уставш..м от зимн..й тягост.. лесу, когда ещё не распустились проснувш..ся почки, когда горести.. пни зимн..й порубк.. ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртв.. бур.. листья лежат пластом, когда голы.. ветви ещё не шелестят, а лишь потихоньку трогают друг друга,— неожиданно донёсся запах подснежника! Еле-еле заметн..й, но это — запах пробуждающ..йся жизн.., и потому он трепетно-радостн..й, хотя почти и неощутим. Смотрю вокруг — оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотн..я капля голубого неба, такой простой и откровен..й первовестник радост.. и счастья. (По Г. Троепольскому).

Домашнее задание: повторить правила правописания падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий по пособию М. Т. Баранова и др. (с. 224-226) или В. Ф. Грекова и др. (§§ 30, 36), выполнить упр. 155 (II), 189 (II) из пособия В.Ф. Грекова и др.
 

Урок 27 . Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий (продолжение).

Цель урока: совершенствовать орфографические умения и навыки.

Материал для словарно-семантической работы: комфортабельный, обильный. мниться, прихотливо.

Основное содержание урока.
I . Повторение правил правописания окончаний существительных, прилагательных и причастий (в ходе проверки домашнего задания).
II. Совершенствование орфографических умений и навыков.

1. Словарно-орфографический диктант.
Мечтать о дальнем путешествии, присутствовать на торжественном собрании, участвовать в литературном празднике, проживать в комфортабельной гостинице, вспоминать о морозном зимнем дне, на развевающемся алом знамени, на заснеженной пушистой ели.

2. Объяснительный диктант.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).

3. Самостоятельная работа.
а). Выполнить упр. 155 (II), 190 из пособия В. Ф. Грекова и др.
б). Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки; обозначить орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных и причастий.

ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ
Её услыш..шь в голос.. синицы.
Ворон..й грай уже твердит о ней,
Она в метел.. уходящ..й мнится
И в том, что дни становятся длинней,
И в глянцевит..х почках на каштан...
В сугробах ржав.. х, в ручейках жив..х,
Что чист..м серебром бл..стят в туман..,
Как( будто) грязь и (н..)к..салась их.
Она и в капл... звонк...й, словно льдинка,
Что птица с ветк.. (не)хотя стряхнёт.
Она в подснежн..й зелен.. барвинка,
В сере..ках на берёз.. у ворот.
Она и в кузн.., где (не) терпеливо
(В)перегонки играют молотки,
И в тальник.., чьи ветви пр..хотливо
Переплелись, краснея у реки
Она и в песн.., что молчать не в силах,
В дорог.., что сейчас душе бли..ка
Она в очах, как вишни, влажн..х, мил..х,
Бл..снучш..х из(под) бел..го платка.

(М. Рыльский)
в). Составить связное высказывание в художественном стиле речи на тему “Приметы весны”, представив одну из ситуаций: 1) вы пишете заметку в школьную литературную газету, 2) вы делаете записи в свой дневник. В составленном тексте обозначить контрольные орфограммы.
III. Диктант “Проверяю себя”.
А сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей!
И всё же глаза её оставались незамутнёнными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо — свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. “Дурак и радость обратит в горе, разумный — и в горе утешится”, — говорила она.
Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Всех хотелось ей накормить: голодного и не только постучавшегося нищего, но и случайно зашедшего малознакомого человека, угостить, утешить в беде. Чувство это обострялось в ней особенно в дни слякотного осеннего ненастья и зимней непогоды.
Доброту и обострённое ощущение природы мать всё время бессознательно пыталась привить нам, детям. Её слова глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны детской души, рождали в ней томительные и сладкие чувства, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. (По Е. Пермитину).

Домашнее задание: составить связное высказывание на тему “Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий”, подобрать и записать примеры слов с повторяемыми орфограммами для иллюстрации теоретических положений.

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение