Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.


Уроки 20-21 (развитие связной речи). Выступление на собрании.

Цель урока: формировать умение выступать на собрании.
Материал для словарно-семантической работы: ораторский, оригинальный, аналогия, конформизм.
Основное содержание уроков.
I. Ознакомление с особенностями выступления на собрании как одного из видов устного высказывания.
Отметить, что ораторские выступления играют большую роль в жизни каждого человека. Выступать приходится на собраниях, семинарах, совещаниях, митингах и др. В одних случа-ях есть возможность заранее подготовиться к выступлению, в других - нет. Поэтому сущест-вуют как подготовленные, так и неподготовленные заранее выступления. При обсуждении различных вопросов возникают такие ситуации, когда требуется отстоять своё мнение, под-держать выступление другого или, наоборот, опровергнуть выдвинутые положения, оценить чью-либо деятельность, ответить на высказанные замечания, побудить к каким-нибудь дей-ствиям и т. п. Такие выступления иногда продумываются и планируются в течение всего не-скольких минут.
Чтобы успешно выступать, очень важно овладеть различными способами подготовки. Прежде всего необходимо сформулировать цель своего выступления, определить, что и как придется говорить. После этого составляется краткий план или рабочие материалы. Если подготовка проводится заранее, желательно записать фактические данные, основные поло-жения выступления. Полезно также прорепетировать свою речь.
Выступающий должен прибегать к определенным ораторским приемам и средствам, помо-гающим донести до слушателей основное, главное, убедить их в чем-то, воздействовать на чувства. К таким приемам относится оригинальное начало, чёткое определение вопроса и за-дачи высказывания, выделение голосом главного, основной мысли высказывания, привлече-ние ярких примеров и цитат для подтверждения основных положений высказывания, ис-пользование сравнений, противопоставлений, аналогий и др.
II. Анализ образцов выступлений (в т. ч. записанных на грампластинки или на магнито-фон). Это могут быть записи речей В. И. Ленина, Н. К. Крупской и других государственных деятелей, а также выступления, опубликованные в периодической печати.
Для анализа можно предложить текст выступления (в сокращении) академика Д. С. Лиха-чева на Съезде народных депутатов СССР 30 мая 1989 г.
Уважаемый товарищ Президент! Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депута-тов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова “культура”... Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элемен-тарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука...
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой куль-туры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны...
О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствуют, во-первых, состояние памятников культуры и истории... Во-вторых, это состояние библиотек и архивов... В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, где закладывается культура человека...
Культура не может быть на хозрасчёте. Отдача культуры народу, стране — неиз-меримо больше, чем от возможных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта даётся не сра-зу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бес-плодными, бесполезными все наши усилия в любой области, нам не удастся ре-формировать экономику, науку, общественную жизнь, и затормозят перестройку, ес-ли наша культура будет находиться на нынешнем уровне...
Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или, по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет нацио-нальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная эко-номическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей...
Судьба Отечества в наших руках, а оно в опасности. Спасибо за внимание.
В ходе беседы определяется, сформулировал ли оратор цель своего выступления, учитыва-ет ли он адресата речи. Выясняется, какими приёмами и средствами (в т. ч. языковыми) он пользуется. Виды заданий таких упражнений см. также: Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения.—М., 1986.- С. 116—119.
III. Составление (коллективное или самостоятельное) текста выступления на собрании. Же-лательно предложить учащимся разные речевые ситуации, учитывая при этом те вопросы, которые в данный момент их больше всего интересуют и волнуют.
Домашнее задание: подготовиться к выступлению на комсомольском собрании “Конфор-мизм и коллективизм”.

Урок 22. Орфограммы в приставках.

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания слов с орфограммами в приставках; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.
Материал для словарно-семантической работы: тракт, преходящий, пресыщенный, пре-умножать, приумножать.
Основное содержание урока.
I. Систематизация и обобщение правил правописания слов с орфограммами в приставках по пособиям М. Баранова и др. (с. 218—219), В. Грекова и др. (§§ 22--23).
II. Совершенствование орфографических умений и навыков.
1. Выборочный диктант. Выписать слова с приставками: 1) гласные и согласные которых не меняются на письме, 2) меняют з на с перед глухими согласными, 3) различаются по зна-чению; обозначить орфограммы.
На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается всё ярче и ярче, небо под нею начинает сереть. В нарастающем свете звезда пригасает, ста-новится слабее, пока не исчезает совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растет, поднимается, превращается в раскалённый шар. От него к причалу змеится, бежит огненная дорожка, разбивается о сваи, распластывается на песке. (Н. Дубов).
2. Упр. 119, 120 (пособие В.Ф. Грекова и др.).
3. Самостоятельная работа.
Подобрать к данным словам однокоренные, используя приставки без-, вз-, воз-, из-, раз-, обозначить орфограммы.
Лунный, шумный, перспективный, болезненный, пахать, крикнуть, весить, бунто-вать, соединить, торжествовать, действовать, держаться, сушить, гнать, ломать, пи-сать, графить, бег, топтать,
Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания; обозначить орфограммы на месте пропусков.
1. Слышится ..держанный неясный ш..пот ночи. (И. Тургенев). 2. Мутная степь ра..кинулась бе..крайним белым морем. (Ю. Яковлев), 3. Пр..тихший лес одежду ..бросил прош..л сквозь чащу бурелом. Что делать? Всех задела осень своим бе...жалостным крылом. (П. Бровка). 4. Слезами и..меренный чаще чем вёрстами ш..л тракт на пр..горках ..крываясь из глаз. (К. Симонов). 5. Ноги бе..престанно пута-лись и цеплялись в длинной траве пр..сыщенной горячим солнцем... (И. Тургенев). 6. А сколько мы прошли бе..счётных вёрст чтобы встало это утро! (П. Васильев),
Пользуясь толковым словарем, объяснить значение данных слои; составить с некоторыми их них предложения.
Притворить — претворить, прибывать — пребывать, приходящий — преходящий, придать — предать, приумножать — преумножать.
Домашнее задание: повторить правила правописания слов с орфограммами в приставках по пособию М. Г. Баранова и др. (с. 218 - 219) или В. Ф. Грекова и др. (§§ 22—23), выполнить упр. 118, 125 (пособие В.Ф. Грекова и др.).

Урок 23. Орфограммы па стыке корня и приставки.

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания слов с орфограммами на стыке корня и приставки; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.
Материал для словарно-семантической работы: воззвание, воззрение, изысканный.
Основное содержание урока.
I. Систематизация и обобщение правил правописания слов с орфограммами на стыке корня и приставки по пособию В. Ф. Грекова и др. (§ 24).
II. Совершенствование орфографических умений и навыков.
1. Распределительный словарный диктант.
Записать слова с повторяемыми орфограммами в такой последовательности: 1) с сочетани-ем согласных на стыке корня и приставки, 2) с разделительным ъ, 3) с буквами ы и и после приставок; обозначить орфограммы.
Бессловесный, безъядерный, подыграть, предъюбилейный, оттеснить, подъём, поддаться, объявление, трёхъярусный, ссыпать, контригра, расстегнуть, сверхизы-сканный, воззрение, предыстория, межинститутский, воззвание.
2. Предупредительный диктант. Объяснить контрольные орфограммы.
Ра..матривать, ра..елять, пре..верие, под..тожить, сверх..интересный, с..сдобный, с..узить, от..екать, бе..аветный, ра..адорить, трёх..этажный, ро..казни, раз..екать, без..сходный, ра..читывать, бе..мыслица, ра..просить, пред..явить.
3. Объяснительный диктант.
1. Точно раз..ярённый зверь на привязи, озеро металось в своих берегах. (В. Ар-сеньев). 2. И как бы трудно ни бывало, ты верен был своей мечте у незнакомого по-сёлка на без..мянной высоте. (М. Матусовский). 3. На небе ярко сияла ро..ыпь звёзд. (А. Воинов). 4. Под..ем становился всё круче и труднее. (В. Закруткин). 5. У горы от-крылись ночные леса. Они под..мались над оврагами, наполовину засыпанными сне-гом. Они ра..тилались внизу, залитые голубоватым воздухом ночи. (К. Паустовский).
4. Упр. 130. 132, 135 (пособие В.Ф. Грекова и пр.)
Домашнее задание: повторить правила правописания слов с орфограммами на сгыке при-ставки и корня (§ 24) и выполнить упр. 131, 133 (пособие В.Ф. Грекова и др.).

Урок 24 (развитие связной речи). Отзыв о произведении искусства.

Цель урока: формировать умение составлять отзыв о произведении искусства.
Материал для словарно-семантической работы: рассказывать, повествовать; думать, полагать, считать: убедительно.
Основное содержание урока.
I. Ознакомление с отзывом как способом выражения своего отношения к произведению ис-кусства (см : Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочине-ний разных жанров (7 - 8 классы)” // Ладыженская Т. Л. и др. — 2-е изд. -- М., 1982..- С. 75).
II. Формирование умения составлять отзыв о произведении искусства.
1. Анализ образцов отзывов, написанных школьниками и предыдущие годы. Отметить:
1) удалось ли авторам отзывов обосновать свое мнение о произведении искусства, 2) уме-стен ли пересказ содержания произведения, 3) удачна ли форма отзыва, учитывает ли она ад-ресата речи, цель и задачи высказывания.
2. Коллективное составление отзыва о прочитанном небольшом произведении. Обратить внимание на возможность использования в высказывании таких сочетаний слов: в произве-дении рассказывается; в рассказе повествуется (говорится, речь идет о...); повествование ведется от лица; я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, ни мой взгляд, как мне кажется; автор удачно (убедительно, ярко)...; в произведении ставится такая важная проблема (поднимается такой важный вопрос), как...; к сожалению, автору... и др.
Домашнее задание: составить отзыв о каком-либо понравившемся произведении искусства, представив одну из ситуаций: 1) вы делитесь своими впечатлениями о прочитанной книге (просмотренном кинофильме) со своим другом, 2) вы пишете отзыв о произведении искусст-ва для школьной стенгазеты, 3) вы делаете записи об интересном произведении искусства в своем дневнике, 4) вы высказываете свое мнение о художественном произведении в письме редакции журнала (автору произведения)

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение