Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Урок 10. Знаки препинания в осложненном простом предложении (продолжение).


Цель урока: совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания в осложненных простых предложениях, правильно употреблять эти конструкции в речи.
Материал для словарно-семантической работы: торос, ресурсы, покров.
Основное содержание урока.
I. Обобщение сведений об употреблении знаков препинания в осложненном простом пред-ложении. Прослушивание подготовленных учащимися связных сообщений.
II. Совершенствование пунктуационных навыков при составлении собственных высказыва-ний
1. Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать, в каком тексте предло-жения с однородными членами используются для группировки предметов или явлений, я в каком для образного, выразительного отражения действительности.
1. В Восточной Сибири сосредоточена почти половина всех гидроэнергетических ресурсов нашей страны. Особенно богатыми источниками гидроэнергии являются реки: Ангара, Лена, Енисей. Учёные подсчитали, что если воды Волги, Камы, Днепра и Дона соединить вместе и пустить по одному руслу, то и тогда их мощность для вы-работки электроэнергии не пересилит мощь Ангары. (Из “Детской энциклопедии”).
2. Речки были разные: с узкими и широкими долинами, с открытыми и занесенны-ми берегами, каждая со своим ледяным покровом, то ровным и гладким, то покры-тым зубчатыми торосами. Вся местность вокруг: на юг и на север, на восток и на за-пад — была рассечена речками и ручьями, все речки и ручьи, поблуждав по местно-сти, находили путь только на восток, к огромной реке, называемой Енисеем, впадали в неё, и та, подхватив их воды, неслышно несла громадную и общую ношу в океан. (По С. Залыгину).
2. Составление небольшого высказывания в научном стиле речи о проведении какого-либо опыта по химии или физике. В составленном тексте указать предложения с однородными членами и объяснить их использование.
3. Составление предложений с двумя-тремя вводными словами, выяснение цели употреб-ления данных вводных слов в разных стилях речи:
По-видимому, по всей вероятности, как правило, бесспорно, действительно, есте-ственно.
Видимо, видать, может, скорее всего, пожалуй, в самом деле, чего доброго.
4. Написание небольшого отзыва о понравившейся книге (фильме, спектакле) с выражени-ем собственного отношения и привлечением чужих высказываний. Использовать необходи-мые вводные слова или предложения, объяснить знаки препинания при них.
5. Творческий диктант с заданием: заменить придаточные определительные предложения причастными оборотами, а придаточные обстоятельственные — деепричастными. Указать, в каких конструкциях определительные и обстоятельственные значения выражены сильнее. Объяснить знаки препинания в измененные предложениях.
1. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами. 2. В за-стывшем небе гасло последнее облако, которое было освещено холодным закатом. 3. Огромные тучи, которые были озарены огнями гавани, грудились над портом.
1. Настоящий товарищ, если что-то пообещает, никогда не станет тянуть с выпол-нением обещания. 2. Юность людей старшего поколения была особенно напряжён-ной и тревожной, потому что совпала с началом нынешнего века. 3. Вы надолго за-помните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.
Дополнительное задание: можно ли заменить придаточную часть деепричастным оборотом в предложении Когда я подходил к школе, прозвенел звонок на урок?
6. Выяснение особенностей употребления предложений с обособленными членами, выра-женными причастными и деепричастными оборотами. Анализ записанных на магнитофон образцов речи учащихся во время ответа на уроке и на перемене при общении с товарищами. Школьникам предлагается сделать вывод, для какой речи (книжной или разговорной) харак-терны конструкции с обособленными второстепенными членами предложения.
Домашнее задание: подготовить связное высказывание об особенностях употребления в речи предложений с однородными членами, вводными словами и обособленными второсте-пенными членами предложения; вы полнить упр. 388 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.—М., 1988).

Урок 11 (развитие связной речи). Виды записей при усвоении и запоминании прочитанного (конспект).


Цель урока: формировать умение составлять конспект при усвоении и запоминании прочи-танного.
Материал для словарно-семантической работы: незыблемый, обиход, освященный, про-сторечие, говор, жаргон, конкуренция.
Основное содержание урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Повторение сведений об известных учащимся видах записи при усвоении и запоминании прочитанного. Выяснить, чем отличаются тезисы от плана.
III. Формирование умения составлять конспект.
1. Отметить, что конспект —это краткое, но связное и последовательное изложение основ-ных положений содержания главы книги, статьи и т. п. В отличие от тезисов, с помощью ко-торых лишь фиксируются опорные положения текста, конспект даёт достаточно полное представление о прочитанном. При конспектировании самые важные положения можно вы-писывать в форме цитат или сжато излагать их.
2. Ознакомление с текстом, предлагаемым для конспектирования. Определить основную мысль текста, установить, как она раскрывается, конкретизируется.
Изменение нормы
Норма — регулятор правильности литературного языка и его устойчивости. Но значит ли это, что норма постоянна, незыблема? Нет. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяется и норма.
В разные эпохи языковая норма не одинакова. В пушкинские времена говорили дoмы, кoрпусы, теперь — домa, корпусa. А. Н. Толстой, почти наш современник, в одном из своих рассказов описывает действия героя, который “стал следить полёт коршунов над лесом”. Мы бы сказали: “стал следить за полётом коршунов”.
Такая перемена норм — явление естественное, Трудно представить себе общест-во, в котором менялись бы социальный уклад, обычаи, отношения между людьми, развивалась наука и культура, а язык на протяжении веков оставался бы неизмен-ным.
Источники обновления литературной нормы многообразны. Прежде всего, это жи-вая, звучащая речь. Она подвижна, текуча, а ней совсем не редкость то, что не одобряется официальной нормой: необычное ударение, свежее словцо, которого нет в словарях, синтаксический оборот, не предусмотренный грамматикой. При не-однократном повторении многими людьми новшества постепенно входят в литера-турный обиход и составляют конкуренцию фактам, освященным традицией. Так воз-никают варианты: рядом с вы прaвы появляются вы правы, с формами годы, трак-торы, цeхи соседствуют годa, тракторa, цехa и т. п.
Источником обновления нормы могут служить местные говоры, просторечие, про-фессиональные жаргоны, даже другие языки. Так, в послереволюционную эпоху ли-тературный словарь пополнился словами глухомань, затемно, показуха, заправи-ла, широко распространёнными стали формы бункерa, стапеля и др.
Сосуществование разных — традиционного и нового — способов речи редко быва-ет мирным. Так, некогда единственно нормативные глагольные формы гаснул, вис-нул заменены более краткими гас, вис.
Нормы меняются медленно, и это понятно: ведь они — фильтр, предназначенный для того, чтобы из языкового потока в общее употребление попадало лишь всё дей-ствительно яркое и выразительное. Только так можно сохранить единство литера-турного языка и его общепонятность (Из “Энциклопедического словаря юного фило-лога”).
3. Коллективное составление конспекта. Обратить внимание на основные приёмы сжатия текста (исключение подробностей, деталей; обобщение явлений).
Домашнее задание: из научно-популярной книги о языке (см., например: Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. — М., 1984: Энциклопедический словарь юного филолога.—М., 1984 и др.) законспектировать наиболее интересную главу или статью.

Урок 12. Знаки препинания при прямой речи и цитировании.


Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о постановке знаков препина-ния при прямой речи и цитировании; совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки.
Материал для словарно-семантической работы: изящный, убеждение, истинный, ёмкий.
Основное содержание урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Обобщение сведений о постановке знаков препинания при прямой речи и цитировании. Работа с использованием учебных пособий: Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Посо-бие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М.. 1988. —§§ 87, 89; Баранов М.Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие. — М., 1987. — С. 244, 252. Воспроизвести знания можно также с помо-щью таблицы № 21 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. - 1988. - № 4.—С. 33).
III. Совершенствование пунктуационных навыков.
1. Выполнение упр. 431, 432, 437 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1988).
2. Объяснительный диктант с заданием расставить знаки препинания и указать предложе-ния: а) с прямой речью, б) с косвенной речью, в) с другими способами передачи чужой речи.
1. По словам Л. Н. Толстого самый верный признак истины это простота и ясность. 2. Товарищи раздался голос Павла звучный и крепкий Мы решили открыто заявить кто мы мы поднимаем сегодня наше знамя знамя разума правды и свободы. (М. Горький). 3. Александру Суворову принадлежат слова что “доброе имя должно быть у каждого человека”. 4. Стих Пушкина по мнению В. Г. Белинского “благороден изящно прост национально верен духу языка”. 5. Павел твёрдо сказал что только, разум освободит человека.
3. Творческий диктант с заданием: составить предложения с данными цитатами, включив в них слова автора.
1. Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не по-тому, что оно наше. (В. Белинский). 2. Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же обдумывать обдуманное? Бери го-товое и иди дальше. В этом сила человека. (Л. Толстой). 3. Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием,— непобедим. (М. Горький). 4. Никакая большая победа не даётся раньше маленькой победы над собой. (Л. Леонов).
Домашнее задание: §§87, 89 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Четко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. -М., 1988). Подготовить и записать небольшое сообщение на тему “Основные требования к устному выступлению”, используя для подтверждения своих мыслей подобранные самостоятельно или данные цитаты:
1. Что прочувствует и поймёт человек, то он и выразит; слов недостаёт у людей только тогда, когда они выражают то, чего сами не понимают хорошенько. (В. Бе-линский). 2. Интонация одним и тем же словам может придать совершенно различ-ные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. (И. Андроников), 3. Сло-во сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли пони-мать тебя и чтобы всё, что ты говоришь, была правда. (Л. Толстой).

Урок 13 (развитие связной речи). Конспектирование высказываний, воспринимаемых на слух.

Цель урока: формировать умение конспектировать высказывания, воспринимаемые на слух.
Материал для словарно семантической работы: психофизиологический, произвольный, сте-реотип.
Основное содержание урока.
I. Краткое слово учителя о значении и особенностях конспектирования высказываний, воспринимаемых на слух. Отметить, что наряду с печатным словом источником пополнения знаний человека является речь, воспринимаемая на слух. Мы слушаем собеседника в процес-се диалога, лекции, доклада, выступления, радио- и телепередач и т. п. При этом очень важно уметь слушать. Для успешного слушания нужны внимание и сосредоточенность, умение не отвлекаться, следить за ходом мысли говорящею, способность представить себе и удержать в памяти, все, что воспринимается на слух. Когда (бывает особенно важно усвоить и запом-нить услышанное, прибегают к различным видам записи. Наиболее часто в процессе воспри-ятия речи на слух составляют план и конспект. Эти виды записей, помимо способности бы-стро схватывать и осмысливать главное, требуют от учащихся хорошей техники письма, умения пользоваться сокращениями.
II. Ознакомление со способами сокращений записи слов: 1 ) на согласный, стоящий перед гласным (необходимость - необход.), 2) на первом из удвоенных согласных (русский — рус.). Возможно также обозначение слова отдельной буквой (год — г., страница —-с.). После со-кращения обычно ставится точка.
III. Формирование умения конспектировать высказывания, воспринимаемые на слух.
1. Прослушивание (с помощью магнитофона) какого-либо текста и попутное составление к нему плана. Воспроизведение (устное или письменное) данного текста по составленному плану.
2. Конспектирование статьи в процессе чтения её учителем. Сопоставление конспекта с пе-чатным текстом.
“Язык” животных
Обратите внимание на одно важное обстоятельство. Когда человек говорит, то он планирует свою речь так же, как планирует свои действия. Приступая к произноше-нию нового предложения, мы с самого начала в общих чертах уже представляем се-бе, о чём собираемся сказать. Только когда человек произносит текст, выученный наизусть, он не планирует своей речи. Каким бы сложным ни было звукосочетание, издаваемое тем или иным животным (например, пение соловья или “человеческая” речь попугая), оно всегда соответствует по своей психофизиологической организа-ции речи, выученной наизусть. Попугай произносит человеческие слова и фразы, как магнитофон, а не как человек. Что же такое “язык” животных? Представьте себе стаю журавлей. В ней обычно есть специальный сторож — журавль, наблюдающий за всем окружающим и сигнализирующий об опасности, К стае подбирается лиса. Журавль-сторож издаёт крик, и вся стая тут же срывается с места. Можем ли мы сказать, что журавль сообщил своим собратьям об опасности, что его крик имеет значение “Опасность!” или “Улетайте!”? Конечно, нет. Никакого сообщения журавль не передавал. Механизм, по которому он действовал, — обычный механизм реф-лекса. В жизни журавля определённый крик и определённый стереотип поведения связаны жёсткой двусторонней связью; с одной стороны, услышав соответствующий крик, журавль автоматически даёт тягу. И наоборот, попав в опасную ситуацию, он издаёт этот крик. Заяц в аналогичном положении начинает барабанить лапами по пню или бревну.
Почему крик журавля или барабанный бой зайца не имеют содержания, не имеют значения? Потому, что они ничего не сообщают о внешнем мире, они лишь дают ин-струкцию, какой из возможных вариантов поведения надо избрать в данный момент, чтобы выжить. Впрочем, животные и не нуждаются в сообщении о мире. Они не спо-собны произвольно изменять своё поведение, своё отношение к миру или к себе по-добным в зависимости от полученной информации. В них раз и навсегда вложена программа поведения. (По А. А. Леонтьеву).
IV. Самостоятельная работа: составление конспекта подготовленных дома сообщений об основных требованиях к устному выступлению. Учащиеся по очереди выступают со своими сообщениями перед классом, остальные конспектируют.
Домашнее задание: прослушать какую-либо радио- или телепередачу, составляя её кон-спект. Подготовиться к устному воспроизведению содержания передачи (с использованием конспекта).

Урок 14. Самостоятельная работа.

Цель урока: совершенствовать знания и умения, связанные с разделом “Синтаксис и пунк-туация”.
Материал для словарно-семантической работы: существо, стремление, довольство, дос-тоинство.
Основное содержание урока.
I. Проверка домашнего задания. Чтение конспекта прослушанной радио- или телепереда-чи, а затем устное воспроизведение её содержания. Коллективный анализ выполненной ра-боты.
II. Систематизация и обобщение сведений о знаках препинания.
Работа с таблицами №№ 29—-32 (см.: Рус. яз. и лит. в сред. учеб. заведениях УССР. - 1988. —№4.-С. 40—43). Ответить на вопросы: 1. На какие группы делятся знаки препинания по их функции? 2. Для чего используется каждая из этих групп?
III. Совершенствование пунктуационных навыков.
Объяснительный диктант с дополнительным заданием указать в тексте отделительные, разделительные и выделительные знаки препинания.
Вам приходилось просыпаться от птичьего стука в окно? Это очень приятное про-буждение. Открываешь глаза и, если стекло не затянуто снежным узором, видишь чёрную головку, белые щёки и чёрные бусинки глаз. Синица уже “на ногах”, удары клювом означают: пора завтракать, пора открывать форточку и посыпать подоконник горстью семечек...
Горсть семечек ежедневно, крошки еды со стола—всё это поможет птицам легко дожить до весны. Обычно принято говорить о пользе, какую птицы приносят летом нашему лесу, саду, огороду. Польза, действительно, велика. Считают: две пары си-ниц, поселившись в саду, спасают его от вредителей. Но дело не только в житейской выгоде. Птицы возле окошка — это посланцы большого мира природы, с которым мы связаны множеством нитей. Они доверчиво прилетели к самому сильному суще-ству на земле, и мы должны быть достойны доверия. (По В. Пескову).
IV. Самостоятельная работа.
1. Списать предложения, расставляя знаки препинания.
1. Быть светлым лучом для других самому излучать свет вот высшее счастье для человека какого он может достигнуть. (Ф. Дзержинский). 2. Как бы ни был человек совершенен внешне привлекателен если он не несёт в себе правды его “красоту” мы по справедливости берём в кавычки мы называем её “красивым” обманом. Весь мой немалый жизненный опыт говорит человек красив прежде всего своим стремлением к правде. (С. Коненков). 3. Счастья достигает тот кто стремится сделать счастливы-ми других способен хоть на время забыть о своих интересах о себе. (Д. Лихачев). 4. Величайшее счастье доступное человеку состоит в том чтобы влюбиться в такую идею которой он может посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь. (Д. Писарев). 5. Надо верить в возможность счастья чтобы быть счастливым. (Л. Тол-стой). 6. Довольством собой не будет удовлетворён человек он всё-таки выше этого. (М. Горький). 7. Умение сохранять достоинство не навязываться другим со своими огорчениями не портить другим настроения быть всегда ровным в обращении с людьми быть всегда приветливым и весёлым это большое и настоящее искусство которое помогает жить в обществе. (Д. Лихачев).
2. Выполнение упр. 441 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.—М., 1988).
Домашнее задание: повторить правила употребления знаков препинания в простом и слож-ном предложении (Баранов М.Т., Костяева Т.Д., Прудникова А. В. Русский язык. Справоч-ные материалы. М., 1987.—С.239—254), выполнить упр. 442—1 (Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. Д. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1988).

Урок 15. Контрольная работа.


Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связан-ных с разделом “Синтаксис и пунктуация”.
Диктант с грамматическим заданием: сделать синтаксический разбор шестого предложения (1 вариант); сделать синтаксический разбор последнего предложения (II вариант).
Позади годы отрочества. Ты был в конфликте чуть ли не со всем миром. То мир тебя не понимал, то ты его не понимал. Разрыв между мечтой — мыслью неясной и возвышенной — и действительностью приводил в недоумение. Ты не научился ещё реально смотреть на мир, взвешивать свои силы.
Теперь тебе предстоит научиться соотносить мечту со своими возможностями, по-нять: чем больше человек знает, тем полнее он воспринимает мир. Истинное сча-стье — удел знающих, умеющих, ищущих. Значит, учиться надо не потому, что надо, а для интереса в жизни.
Ради чего вообще пришли мы на землю? Какой мы след оставим после себя? Если ты подумаешь и ответишь на эти вопросы,— значит, ты уже имеешь свою жизнен-ную позицию, ты всерьёз решил оставить после себя добрые дела. А добрых дел очень много: построенный дом, вспаханная земля, написанная картина, воспитан-ные тобой дети, защищенная тобой природа.
Лев Толстой писал: “Праздный ум — это пища для дьявола”. Не оставляйте ума и рук в праздности! Сегодня же, сейчас же заставьте сделать себя тот правильный шаг, который вы откладываете, повторите это завтра, послезавтра, найдите разум-ное сочетание между “хочу” и “надо” — и вы станете счастливыми. (По А. Алексее-вой).

Урок 16. Анализ контрольной работы.


 

 

 

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение