Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

“Трудные” темы отечественной истории

В начало статьи

4. Идеология, культура, наука

Учитель: Конец 40-х — начало 50-х гг. — очень тяжелое время и для советской культуры. Жесткий идеологический пресс, навязывание догм, строгий контроль за новинками художественной, публицистической литературы... О надеждах интеллигенции мы сегодня уже говорили. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против “западного влияния” на отечественную культуру. По существу, это было наступление на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, возвращение безраздельного партийно-политического контроля над ней. Кто был главным идеологом страны в послевоенное время?

Ученики: Поход против “западничества” возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВПК(б) А.А. Жданов. Но подлинным вождем и руководителем этой позорной кампании был Сталин.

Учитель: Какая кампания окончательно опустила “железный занавес”?

Ученики: Кампания 1948 г. по борьбе с “космополитизмом”, цель которой очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское, поставив прочный барьер между нашим народом и его культурой и достижениями мировой цивилизации.

“События в литературной жизни страны” (доклад ученика)

Несмотря на то что в первые послевоенные годы вышло большое количество постановлений, где говорилось о развитии демократии, изменении методов работы партийных органов и т.д., стиль их деятельности не менялся. Руководство СССР взяло курс на немедленное “завинчивание гаек” в отношении интеллигенции, которые несколько ослабли в последние годы войны. В 1946–1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВПК(б) по вопросам культуры. Начали с ленинградцев. Постановление 1946 г. “О журналах “Звезда”“ и “Ленинград” подвергло беспощадной критике творчество М. Зощенко и А. Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался вопрос об указанных журналах, И.В. Сталин заявил, что журнал в СССР “не частное предприятие”. Он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, “которые не хотят признавать наш строй”. “Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, — конкретизировал Сталин, — пусть убирается ко всем чертям. Не нам же переделывать свои вкусы”. В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует “гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность” с целью дезориентации советской молодежи, “изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме”, а Ахматова является типичной представительницей “чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии”, “блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой”. Журнал “Ленинград” был закрыт, а в журнале “Звезда” заменено руководство. (20 октября 1988 г. решением Политбюро ЦК КПСС постановление “О журналах „Звезда” и “Ленинград” было отменено как ошибочное. Но сколько лет действовало это постановление, принижая нашу великую литературу и укорачивая жизни многих ее истинных талантов.)

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. А.А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа “Молодая гвардия”, где недостаточно отображено партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский — за пессимизм стихов “Враги сожгли родную хату”; драматург А.П. Штейн, писатель Ю.П. Герман... Расстреляны П.Д. Маркиш, Л.М. Квитко... Итог борьбы — запреты на любые формы свободомыслия, закрытие журналов, репрессии писателей и поэтов, а главное — застой в отечественной литературе.

Учитель: Приведите примеры гонений сталинского руководства на деятелей других видов искусства.

Ученики: Объектом нападок стал кинематограф. Атака велась против известных режиссеров: С.М. Эйзенштейна (во 2-й серии фильма “Иван Грозный” — за ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного), В.И. Пудовкина (за фильм “Адмирал Нахимов”), Л. Лукова (за 2-ю серию фильма “Большая жизнь”); критике подвергнуты также Г. Козинцев, Л. Трауберг; после массированной кампании против “декадентских тенденций” в театре из репертуаров исключены все пьесы зарубежных авторов; осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным “пафосу борьбы за коммунизм”; в сферу борьбы попала даже музыка. Критике подверглись композиторы В.И. Мурадели (за оперу “Великая дружба”), С.С. Прокофьев (за 6-ю симфонию), Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский...

“Развитие науки и научные “дискуссии” (доклад ученика)”

Важное значение придавалось развитию науки, ее связи с производством, с задачами технического прогресса. В короткий срок были не только восстановлены лаборатории и опытные станции, пострадавшие во время войны, но и организовывались новые исследовательские учреждения.

В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание.

В первые послевоенные годы был решен целый комплекс научных и технических проблем: успешно разрабатывались и решались фундаментальные и прикладные вопросы атомной физики, развивалась ракетная техника, создавались электронно-вычислительные машины и др. Были начаты исследования в области мирного использования атомной энергии. Эти работы велись в основном во вновь созданном Институте атомной энергии под общим руководством выдающегося физика И.В. Курчатова. Больших успехов ученые добились в таких важнейших отраслях науки, как математика, механика, астрономия, химия.

Шли оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для усиления “партийной направленности науки”, а отдельными ее представителями — для сведения счетов с научными оппонентами.

В 1947–1948 гг. были возобновлены начавшиеся еще накануне войны преследования генетиков и биологов. Школа академика Т.Д. Лысенко занимала в СССР преобладающие позиции. Наиболее влиятельные противники антинаучных взглядов Лысенко были уничтожены (Н. Вавилов умер в тюрьме в 1943 г.). Несколько сот исследователей (среди них академики А. Жербак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и др.) после сессии ВАСХНИЛ в 1948 г. были изгнаны из Академии, лишены возможности заниматься исследовательской работой.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в научной дискуссии по проблемам языкознания. Это был лишь повод для постановки вопроса о взаимоотношениях “базиса” и “надстройки”. Сталин научно “доказал” абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР.

В ходе исторических дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его опричники, боровшиеся с боярской оппозицией почти сталинскими методами. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор.

Были обвинены в идеализме такие науки, как кибернетика, квантовая механика, теория относительности. Это нанесло огромный, с далеко идущими последствиями вред советской науке, технике, культуре. Победившая псевдонаука получила название “лысенковщина” — по имени президента Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук.

Учащиеся, слушая доклад, могут делать записи-дополнения по теме. Тем временем учитель подходит к ученикам, которые выполняют задания по контурным картам, и, если есть необходимость, привлекает к работе помощников из числа учеников.

Вывод: Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выполнению функции очередного “приводного ремня” в обработке общественного сознания, то роль науки сводилась еще и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться “партийной направленности” не только гуманитарных, но и естественных наук.

Велики были надежды на развитие культурных контактов с США, Англией, Францией, уж не говоря о контактах с коллегами из стран “народной демократии”. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось. А в 1948 г. ООН во “Всеобщей декларации прав человека” закрепила за каждым человеком свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.

Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась “холодная война”. Вместо сотрудничества возникла конфронтация.

5. Ужесточение внешней политики

1) У истоков “холодной войны”

Учитель помещает на доске “Политическую карту мира”.

Учитель: Что изменилось в международной обстановке после второй мировой войны?

Ученики: Нарушилось геополитическое равновесие и образовался новый порядок; в ряде стран Европы и Азии победили демократические революции и образовалась мировая система социализма, что на многие десятилетия определило установление биполярного мира, построенного на балансе двух сверхдержав, и положило начало новой эре в мировой политике; ширилось национально-освободительное движение в колониальных и зависимых странах в условиях ослабления стран-метрополий, что привело к распаду колониальной системы и приобретению политической независимости рядом стран Азии и Африки; ширилось демократическое движение в капиталистических странах.

Учитель: Как изменилось положение СССР после войны?

Ученики: СССР, победивший во второй мировой войне, стал признанным лидером мира; принял участие в создании ООН, являлся постоянным членом Совета Безопасности ООН; отношения с бывшими союзниками складывались на основе взаимного недоверия, так как СССР был обеспокоен ядерной монополией США, а США и Англия опасались Советской Армии — крупнейшей и самой мощной в мире; были расширены границы страны, но СССР стремился к дальнейшим территориальным захватам.

Учитель: Покажите на карте и расскажите о территориальных притязаниях СССР.

Ученики: Установление новой польско-германской границы по Одеру — Нейсе; изменение режима Черноморских проливов (базы); возвращение СССР отошедших к Турции в 1921 г. Карского и Ардаганского округов; совместное управление Танжером (Северная Африка); изменение режима управления Сирией, Ливаном; протекторат СССР над Триполитанией (Ливия); лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г. Иран.

Учитель: Дайте определение понятию “холодная война”.

Ученики: Конфронтация (противостояние), глобальное соперничество СССР и США. Обе стороны готовились к “горячей войне”, рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах мира и во всех видах вооружений, накопили их в количестве, достаточном для многократного уничтожения всего живого на Земле, но ни разу эту мощь не применили друг против друга. Ни та, ни другая сторона не были уверены в своей победе в случае возникновения новой войны. Непредсказуемость итогов войны подталкивала обе стороны к совершенствованию систем вооружений в попытке добиться каких-то односторонних преимуществ, но появление все новых вооружений делало исход конфликта еще более непредсказуемым. “Холодная война” втянула в себя всю планету; мир стал двухполюсным, биполярным, раскололся на две части, две общественно-политические системы. Во всем и везде каждая из сторон видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему.

Учитель: Назовите основные этапы “холодной войны”.

Ученики: 5 марта 1946 года — речь У. Черчилля в Фултоне — начало “холодной войны”; 12 марта 1947 г. — “доктрина Трумэна” — конкретная программа мер по спасению Европы от советской экспансии; 4 апреля 1949 г. — создание Организации Североатлантического договора (НАТО) 10 европейскими странами, США и Канадой — укрепление военной мощи стран Запада; широкомасштабная экономическая помощь европейским странам...

Учитель: Что значит “доктрина сдерживания социализма?”

Ученики: Ее смысл сводился к попытке не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии.

Учитель: Объясните понятие “доктрина отбрасывания социализма”.

Ученики: Эта доктрина предполагала возвращение СССР в прежние границы.

Вывод: Летом 1947 г. Европа оказалась окончательно разделенной на союзников США и союзников СССР. Проявились последствия “холодной войны”: раскол мира на две противоположные системы; усиление милитаризма; ускорение гонки вооружений; формирование военно-промышленных комплексов СССР и США.

2) Экспорт сталинской модели

Учитель: Покажите на карте государства, в которых были установлены коммунистические режимы.

Ученики: Югославия, Северный Вьетнам — 1945 г.;  Албания, Болгария — 1946 г.; Польша, Венгрия, Румыния — 1947 г.; Чехословакия, Северная Корея — 1948 г.; Китай, ГДР — 1949 г. 

Учитель: Что этому способствовало, назовите основные причины.

Ученики: СССР помог освободить эти страны в годы второй мировой войны; оказывал им огромную материальную помощь (за 1945–1952 гг. сумма только долгосрочных кредитов этим странам составила 15 млрд рублей); к тому же эти страны рассчитывали на военную мощь соседа.

Учитель: Как оформлялись отношения между этими странами?

Ученики: В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. для укрепления военно-политического единства — Организация Варшавского Договора (ОВД).

Вывод: Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Никакой “самодеятельности” в рамках этого содружества не допускалось (в октябре 1949 г. были разорваны дипломатические отношения с Югославией; с 1949 по 1952 г. в “социалистическом лагере” прошли две волны чисток, аналогичных репрессиям в СССР).

3) Апогей “холодной войны”

Учитель: Кульминацией “холодной войны” стали 1949–1950 гг. Перечислите события этого времени.

Ученики: Создание НАТО, первые испытания ядерного оружия в Советском Союзе — 1949 г.; берлинский кризис, блокированы западные зоны в Берлине — лето 1948 г.; Германия разделена на две части: ФРГ и ГДР — 1949 г.; Корейская война, поднимался вопрос о применении атомного оружия — 1950–1953 гг.; лидеры НАТО приняли план перевооружения Европы, в первую очередь ФРГ, — 1952 г.; в США прошли испытания первой водородной бомбы — 1952 г.

Учитель: К концу жизни Сталина наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке международной обстановки. Он заявил о чем?

Ученики: Иногда межимпериалистические противоречия оказываются сильнее, чем противоречия между социализмом и капитализмом, и могут привести к острому конфликту между капиталистическими странами, поэтому СССР желает прекращения войны в Корее, а сам Сталин готов встретиться с новым президентом США Д. Эйзенхауэром; 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира, пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.

Вывод: Главным уроком корейского противостояния, как и в целом отношений Восток—Запад в 1945–1952 гг., стало осознание того факта, что от жесткой внешней политики не выигрывает никто, а в случае ее продолжения “холодная война” может перерасти в “горячую”.

Учитель: А сейчас вернемся к проблемной ситуации и попробуем ответить на вопросы.

Широка страна моя родная?
Где так вольно дышит человек?
Человек проходит как хозяин?
С каждым днем все радостнее жить?

Выводы по теме

Таким образом, послевоенное устройство мира свидетельствовало о коренном изменении в расстановке политических сил на мировой арене. Военно-политическое мышление и взгляды в области безопасности не отвечали жизненным потребностям человечества и обусловили не только создание блоковой системы, но и развязывание “холодной войны”.

Поэтому одной из важнейших задач послевоенного строительства в СССР стала проблема укрепления обороноспособности страны, что тяжким бременем ложилось на плечи трудового народа, на разрушенную экономику.

Во внутриполитической жизни страны — усиление культа личности Сталина совпало с ростом кризисных явлений в административно-командной системе. Это было время своеобразного переплетения крупнейших достижений отечественной науки и техники, трудового подвига советских людей, пробуждения духа обновления, роста самосознания народа и в то же время — укрепления культа личности Сталина, деспотических методов тоталитарного режима.

Учитель раздает каждому ученику листы с вариантами тестов.

СССР в середине 1940-х — середине 1950-х гг.

ВАРИАНТ I

Выберите правильный ответ.

1. Для восстановления промышленности  СССР после войны использовались:

1) иностранные кредиты;

2) помощь США по “плану Маршалла”;

3) перекачка средств из деревни в город;

4) помощь ООН.

2. Одной из причин быстрого восстановления хозяйства было:

1) ослабление напряженности в международных отношениях;

2) вложение западных капиталов;

3) использование труда немецких военнопленных и заключенных ГУЛАГа;

4) разрешение создавать мелкие частные предприятия в легкой промышленности.

3. Ответственность за начало “холодной войны” лежит на:

1) США; 3) и США, и СССР;

2) СССР; 4) странах Западной Европы.

4. Открыто читать книги И.А. Бунина, И.Э. Бабеля и др. в СССР смогли:

1) в 1930-е годы; 3) в 1950-е годы;

2) в 1940-е годы; 4) в 1960-е годы.

5. Основная причина перехода к освоению целины в 50-е годы:

1) стремление к интенсивному ведению сельского хозяйства;

2) попытка вернуть землю в собственность крестьян;

3) увеличение сбора зерна для экспорта;

4) попытка перехода к крупному фермерскому хозяйству.

6. Начало “холодной войны” связывают с именем:

  1. И.В. Сталина, У. Черчилля;
  2. Ф. Рузвельта;
  3. Н.С. Хрущева;
  4. Л.И. Брежнева.

7. Одной из важных причин быстрого восстановления народного хозяйства после войны было использование:

  1. чрезвычайных мер при организации труда;
  2. иностранной помощи;
  3. преимуществ научно-технического прогресса;
  4. опыта стран рыночной экономики.

8. Важнейшее мероприятие в экономике 50-х годов:

  1. освоение целинных земель;
  2. строительство Беломоро-Балтийского канала;
  3. строительство Днепрогэс;
  4. начало промышленного освоения Кузбасса.

9. Людей, вернувшихся домой из фашистского плена:

  1. принудительно посылали работать в деревню;
  2. посылали в концлагеря или в ссылку;
  3. высылали за рубеж;
  4. лишали права жить в крупных городах.

10. Термин “железный занавес” означает:

  1. раскол мира на два враждующих лагеря — социалистический и капиталистический;
  2. берлинскую стену;
  3. жесткую систему охраны границ СССР;
  4. превращение стран Европы и Азии в два враждующих лагеря.

11. Варшавский договор был подписан:

1) в 1945 г.; 3) в 1955 г.;

2) в 1949 г.; 4) в 1956 г.

12. Автор поэмы “За далью — даль”, одного из первых произведений, обличающих сталинизм, написанного в начале 50-х гг., но вышедшего в свет только после смерти И. Сталина:

  1. А.А. Ахматова;
  2. Б.Л. Пастернак;
  3.  А.Т. Твардовский;
  4. И.Г. Эренбург.

ВАРИАНТ II

Выберите правильный ответ.

1. В ходе послевоенного восстановления экономики главное внимание уделялось:

  1. легкой и пищевой промышленности;
  2. сельскому хозяйству;
  3. повышению заработной платы трудящимся;
  4. тяжелой промышленности.

2. В первые послевоенные годы в СССР была проведена:

1) отмена карточек;

2) приватизация собственности;

3) ликвидация частных крестьянских хозяйств;

4) коллективизация хозяйств Центра России.

3. Укажите год первого испытания атомной бомбы в СССР:

1) 1945; 3) 1949;

2) 1947; 4) 1951.

4. В рамках социальной политики И.В. Сталина в конце 1940-х — начале 1950-х гг. не происходит:

  1. отмены всех сверхурочных работ;
  2. удлинения рабочей недели;
  3. повышения налогов от продаж на рынке;
  4. принудительной сдачи личного скота государству.

5. В годы правления И.В. Сталина:

  1. православие стало государственной идеологией;
  2. марксизм-ленинизм оставался единственным допускаемым государством мировоззрением;
  3. жизнь общества была деидеологизирована;
  4. партия отказалась от руководства страной.

6. Понятие “сталинизация” означает укрепление:

  1. культа личности Сталина, его склонности к террору и его идейное оправдание;
  2. роли Коммунистической партии в обществе;
  3. демократических черт советского государства;
  4. свободы личности в обществе.

7. В ходе послевоенного восстановления народного хозяйства приоритетной была:

  1. легкая промышленность;
  2. тяжелая промышленность;
  3. культура;
  4. наука и образование.

8. Освоение целины в 1950-е годы проходило:

  1. в Узбекистане;
  2. в Казахстане;
  3. в Таджикистане;
  4. в Киргизии.

9. В первые послевоенные годы (1945–1950) в СССР были:

  1. освоены целинные земли;
  2. введены паспорта для колхозников;
  3. введены 8-часовой рабочий день и отпуска;
  4. увеличены приусадебные участки.

10. Создателем первой советской атомной бомбы был:

  1. С.П. Королев;
  2. И.В. Курчатов;
  3. К.Э. Циолковский;
  4. А.Д. Сахаров.

11. Внешнеполитическое положение СССР в 1945–1953 гг. характеризует:

  1. разрядка международной напряженности;
  2. “холодная война”;
  3. интеграция в европейские организации;
  4. участие в мировой войне.

12. В 1945 г. ядерное оружие было только:

  1. у СССР;
  2. у США;
  3. у ФРГ;
  4. у Японии.

ВАРИАНТ III

Выберите правильный ответ.

1. В ходе послевоенного восстановления народного хозяйства приоритетным было:

  1. реконструирование легкой промышленности;
  2. то же, но тяжелой промышленности;
  3. жилищное строительство;
  4. сельское хозяйство.

2. Освоение целины в 1950-е годы проходило:

  1. в Нечерноземье;
  2. в Черноземье;
  3. в Западной Сибири;
  4. в Прибалтике.

3. В первые послевоенные годы (1945–1950) в СССР был:

  1. сокращен рабочий день;
  2. введен “трудодень”;
  3. отменен воскресный выходной день;
  4. бесплатный проезд в городском транспорте.

4. В период правления И.В. Сталина:

  1. колхозники не имели паспортов;
  2. граждане могли свободно выезжать за границу;
  3. граждане могли свободно проживать в стране без прописки;
  4. из паспорта был изъят пункт о национальности.

5. К внешнеполитическим событиям 1945–1953 гг. не относится:

  1. вывод советских войск из Афганистана;
  2. образование СЭВа;
  3. разрыв отношений с Югославией;
  4. создание блока стран Варшавского договора.

6. Вооруженное противостояние СССР и США в 1950-е годы произошло:

  1. во Вьетнаме;
  2. в ГДР;
  3. в Корее;
  4. в Китае.

7. Послевоенное восстановление народного хозяйства происходило в условиях:

  1. единого государственного плана;
  2. многоукладной экономики;
  3. господства рыночной экономики;
  4. экономических связей с развитыми державами.

8. Одна из причин быстрого восстановления народного хозяйства:

  1. трудовой энтузиазм советских людей;
  2. запуск первого искусственного спутника Земли;
  3. взрыв первой атомной бомбы;
  4. подъем, расцвет села.

9. Понятие “трудодень” связано:

  1. с рабочими;
  2. со служащими;
  3. с колхозниками;
  4. с военными.

10. В период 1945–1953 гг. СССР находился в состоянии:

  1. войны с Германией и ее союзниками;
  2. “холодной войны” с США;
  3. мировой войны со странами НАТО;
  4. разрядки международной напряженности.

11. К внешнеполитическим событиям 1945—1950 гг. относится:

  1. карибский кризис;
  2. помощь СССР Северной Корее в войне с США;
  3. советско-финляндская война;
  4. вторжение советских войск в Венгрию.

12. Создателем первой советской водородной бомбы был:

  1. И.В. Курчатов;
  2. С.П. Королев;
  3. К.Э. Циолковский;
  4. А.Д. Сахаров.

Ключи к тестам

I вариант

1–3

2–3

3–3

4–4

5–3

6–1

7–1

8–1

9–2

10–1

11–3

12–3

II вариант

1–4

2–1

3–3

4–2

5–2

6–1

7–2

8–2

9–3

10–2

11–2

12–2

III вариант

1–2

2–2

3–1

4–1

5–1

6–3

7–1

8–1

9–3

10–2

11–2

12–4

В начало статьи


Статья напечатана в журнале "Образование в современной школе", 2001, №11


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение