Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Методическая копилка

Е.А. Присяжная
учитель истории
средней школы № 2,
г. Великие Луки
Псковской области

“Трудные” темы отечественной истории

Действующие учебные программы выделяют в 9 классе на изучение раздела “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.” три урока. Материал достаточно сложный, объемный. Поэтому для проверки и закрепления знаний учащихся уместно провести повторительно-обобщающий урок по этой теме, на котором ребята сталкиваются с необходимостью применять ранее усвоенные знания. Обеспечивается не только закрепление изученного материала, но и усвоение новой информации, формирование познавательного интереса и положительной мотивации к учению.

Конспект повторительно-обобщающего урока в 9 классе

по разделу “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.”

Цели урока:

1. Образовательная:

  • показать состояние народного хозяйства после Великой Отечественной войны: каковы были альтернативы его развития и как развивалась советская экономика, в чем причины возврата сталинского руководства к довоенной экономической модели; указать причины бедственного положения сельского хозяйства после войны;
  • объяснить, с чем связан размах послевоенных репрессий в стране;
  • обсудить политику сталинского руководства в области науки и культуры, объяснить усиление идеологического пресса после войны;
  • показать изменение международного положения СССР; выяснить причины начала “холодной войны”.

2. Развивающая:

  • совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы;
  • систематизировать ранее изученный материал;
  • развивать речь учащихся, мышление, внимание, память;
  • формировать умения и навыки работы с картами, документами, тестами.

3. Воспитательная:

  • расширять познавательный интерес школьников;
  • воспитывать уважение к героическому труду народов нашей страны в послевоенные годы;
  • научить быстро и четко организовывать свой учебный труд.

Основные понятия:

Репарации, репатриация, тоталитаризм, национальное богатство, конверсия, дефицитная экономика, диспропорция, апогей, ГУЛАГ, “железный занавес”, паспортный режим, репрессии, генетика, кибернетика, концепция, “холодная война”, доктрина, импорт, экспорт, экспансия, “социалистический лагерь”, национализм, НАТО, СЭВ, ОВД, “план Маршалла”, гонка вооружений, ВПК и др.

Тип урока:

Повторительно-обобщающий, спаренный урок.

Учебно-методическое обеспечение урока:

Магнитофонные записи “Песни о Родине” В. Лебедева-Кумача, “Марш энтузиастов”; карты “СССР”, “Политическая карта мира”; документы к разделу из учебников по истории XX века; портреты политических деятелей, плакаты, контурные карты; тесты “СССР в середине 1940-х — середине 1950-х гг.”, листы бумаги для записи ответов.

План урока:

1. Советское общество после войны: надежды и боль потерь.


2. Восстановление экономики — цена успеха:
  • экономика СССР после войны;
  • развитие промышленности;
  • сельское хозяйство.
3. Укрепление тоталитарного режима:
  • изменения в структурах власти;
  • новый виток репрессий;
  • национальная политика.

4. Идеология, культура, наука (дискуссии).

5. Ужесточение внешней политики:
  • у истоков “холодной войны”;
  • экспорт сталинской модели;
  • апогей “холодной войны”.

Выводы по теме.

Работа с тестами.

Домашнее задание:

Предложить ученикам расспросить членов их семей или знакомых о том, где они жили и работали в 1945–1953 гг. (можно оформить как творческую работу на отдельных листах бумаги и сдать учителю).

Список используемой литературы:

  1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории / Сост. О.Е. Лебедев. М., 1992.
  2. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М.: Дрофа, 1995.
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. М., 1996.
  4. Зуев М.Н. История России. М.: Дрофа, 2001.
  5. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992.
  6. Отечественная история: курс лекций. М.: Наука, 1997.
  7. История России. XX век: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. М.: Аванта, 1995.
  8. Тестовые задания по истории России XX века: 9 класс / Сост. Г.В. Клокова. М.: ТЦ Сфера, 1999.

Ход и содержание урока:

Учитель объявляет тип, тему, цель урока. Работа по плану (план следует написать на доске). В конце урока — работа с тестами. В начале урока для создания проблемной ситуации учитель предлагает прослушать “Песню о Родине” В. Лебедева-Кумача — гимн конца 30-х годов:

Широка страна моя родная
Где так вольно дышит человек...
Человек проходит как хозяин…
С каждым днем все радостнее жить...

Учитель: Так ли это было на самом деле? Наша задача — ответить на этот вопрос. Докажем справедливость названия темы.

1. Советское общество после войны

Учитель обращает внимание учеников на репродукции картин “На страже мира” А. Китаева, “Возвращение” В. Костецкого (как мостик от прошлого итогового урока), которые присутствовали на прошлом повторительно-обобщающем уроке по теме “Великая Отечественная война”.

Учитель: “Широка страна моя родная…” Как изменилась территория нашей страны после второй мировой войны?

Ученик у доски по карте “СССР” показывает и называет территории, которые вошли в состав СССР.

Учитель: Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного режима на личность. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре. “Демократическому импульсу” войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Борьба демократической и тоталитарной тенденций — лейтмотив общественного развития. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Особенно тяжелыми были потери в людях. Подтвердите это примерами.

Ученики: В сражениях на фронтах, в борьбе с оккупантами на временно захваченной врагом территории, в концлагерях, на фашисткой каторге погибло около 27 млн человек; резко сократилось количество трудоспособного населения; остались миллионы сирот, вдов, инвалидов...

Учитель: Назовите черты массового сознания после войны.

Ученики: Оптимизм: мир пришел; надежды на лучшую жизнь, перемены.

Учитель: Какие надежды были у различных категорий населения, сбылись ли они?

Ученики: У рабочих — на отмену жестких предвоенных законов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмену принудительных сверхурочных работ; у колхозников — на появление бóльших возможностей работать в личном хозяйстве; у интеллигенции — на предоставление свободы творчества, возможности вести дискуссии; у репатриантов — на возможность вернуться домой, к нормальной жизни, устроиться на работу; у заключенные ГУЛАГА —  на освобождение, возвращение домой; у населения союзных республик — на изменение национальной политики... А вместо исполнения надежд — подозрения, проверки, спецлагеря.

Учитель: Как война изменила общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в 1930-е гг.?

Ученики: Экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, принимать на себя ответственность в решающий момент, действовать самостоятельно. Война проломила “железный занавес”, участники европейского похода Красной Армии (около 10 млн чел.), репатрианты (около 5,5 млн чел.) воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали исключительно из пропагандистских материалов, “разоблачавших” его пороки. Вследствие этого посеяны сомнения в правильности навязываемых оценок. Недовольство выражали офицеры и генералы, которые, почувствовав относительную независимость в принятии решений в годы войны, снова оказались все теми же “винтиками” в сталинской системе.

“Демократический импульс” войны проявился в возникновении ряда антисталинских молодежных групп в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Власти были обеспокоены. Большинство же населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

Учитель: Какие же направления выбрала система?

Ученики: Путь “декоративной”, “видимой” демократизации; по сути же, происходило усиление борьбы с “вольнодумством” и укрепление тоталитаризма.

Вывод: Велики и многообразны были надежды народа-победителя. Но далеко не все из этих надежд воплотились в жизнь. Трагичными оказались после войны судьбы депортированных народов, узников ГУЛАГа, бывших военнопленных — солдат и офицеров, оказавшихся на Родине в заключении.

2. Восстановление экономики: цена успеха

1) Экономика СССР после войны

Звучит песня “Марш энтузиастов”.

Учитель: Каким было состояние экономики в результате войны?

Ученики: Разрушено 1710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень; взорвано 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт; взорвано 65 тыс. км железнодорожных путей; сократились посевные площади на 36,8 млн га.

Учитель: Каковы были общие потери страны?

Ученики: В результате гитлеровской агрессии общие материальные потери составили 1/3 национального богатства. Прямой материальный ущерб — 679 млрд рублей — больше, чем у всех других европейских государств, вместе взятых.

Учитель: Когда начинается восстановление народного хозяйства?

Ученики: Восстановление начинается еще в годы войны, когда в 1943 г. вышло спецпостановление “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации”. Но центральной задачей восстановление страны стало лишь после окончания войны.

Учитель: Ребята! Что вам известно о восстановлении нашего города?

Ученики: Наш древний город Великие Луки после освобождения 17 января 1943 г. представлял из себя обгорелые развалины и пустыри. То, что строили столетиями, немецко-фашистские захватчики разрушили за 16 месяцев своего хозяйничанья. По определению государственной комиссии, ущерб, причиненный городу, составил свыше 500 млн рублей. После окончания войны СНК СССР в постановлении от 1 ноября 1945 г. включил Великие Луки в число древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Восстановление города завершилось в основном в годы первой послевоенной пятилетки (1946–1950).

Учитель: Кому была поручена разработка 4-го пятилетнего плана?

Ученик: Разработать 4-й пятилетний план 1946–1950 гг. восстановления и развития хозяйства было поручено Н.А. Вознесенскому.

Учитель: В чем проявилась “демократическая альтернатива” в этом вопросе?

Ученики: Были внесены предложения о некоторых смягчениях волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. При разработке нового проекта Конституции наряду с признанием приоритета государственной собственности, допускалось существование мелких крестьянских и кустарных хозяйств, основанных на личном труде. Ставился вопрос о децентрализации экономической жизни, предоставлении больших прав регионам и наркоматам.

Учитель: Чья точка зрения победила в экономических дискуссиях?

Ученики: Победила точка зрения Сталина, который в 1946 г. заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма.

Вывод: Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е годы.

2) Развитие промышленности

Учитель: Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. Поначалу труд советских людей мало чем отличался от военной “чрезвычайщины”. Каковы были первые успехи?

Ученики: К весне 1945 г. было восстановлено около 1/3 разрушенных производственных мощностей и вновь вступили в строй 7500 предприятий. Оживали города и села. Люди, соскучившиеся по мирному труду, с энтузиазмом, оптимизмом включались в ритм созидательной работы. Энергия восстановления породила массовое движение новаторов производства, так называемых “скоростников”.

Учитель: Кто был инициатором этого движения?

Ученик: Ленинградский токарь Г.С. Борткевич, который в феврале 1948 г. на токарном станке выполнил за сутки 13-дневную норму.

Учитель: Какие сложности восстановительного периода вам известны?

Ученики: Военные потери, разрушения, засуха, голод 1946 г.; рабочие трудились под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании; демобилизация, резкое усиление миграционных процессов; возвращение репатриантов, беженцев и эвакуированных; конверсия; нехватка рабочей силы, текучесть кадров; выделение средств из бюджета на поддержку восточно-европейских союзных стран.

Учитель: Чем компенсировались сложности?

Ученики: Увеличением перекачки средств из деревни в город; перераспределением средств из социальной сферы, легкой и пищевой промышленности в тяжелую; подъемом трудовой активности рабочих. Кроме того, репарациями из Германии (43 млрд долларов) и бесплатным трудом 9 млн заключенных ГУЛАГа и 2 млн немецких и японских военнопленных.

Учитель: Покажите диспропорции между отраслями экономики.

Ученики: 88% капиталовложений направлялось в ВПК, машиностроение, металлургию, топливную и энергетическую промышленность; 12% — в легкую и пищевую, что, естественно, не удовлетворяло даже минимальных потребностей населения.

Учитель: Где по стране были наиболее высокие темпы развития?

Ученик: В Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии.

Вывод: В 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73%. Главным творцом этих успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Тем не менее в советской экономике, в основном на предприятиях ВПК, наблюдались сплошные противоречия: предпринимались попытки внедрения хозрасчета, но не были приняты меры материального стимулирования; более широко использовались научно-технические разработки, начался рост производительности, но падали расценки.

3) Сельское хозяйство

Учитель: Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Чем еще усугублялось положение в сельском хозяйстве?

Ученики:Неблагоприятными климатическими условиями 1946 г.: Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха.

Оказанная продовольственная и семенная помощь не спасла — избежать голода не удалось, были случаи людоедства. Трагедия послевоенного голода тщательно замалчивалась. Наоборот — сообщалось о росте поставок зерна в закрома Родины; зерно даже вывозили в некоторые страны Европы.

Положение усугублялось также наличием старой системы управления колхозами, низкой технической оснащенностью; наличием неэквивалентного товарообмена между городом и деревней; ростом налогов на подсобное хозяйство; отсутствием паспортов у крестьян (ограничением свободы передвижений), социальных гарантий (пенсионного обеспечения, оплаты больничных листов); укрупнением колхозов, что вело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

Учитель: “Снизу” все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. Как сторонники ликвидации аргументировали свою позицию?

Ученики: Относительное ослабление государственного давления на производителя в годы войны дало положительный результат. Проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Учитель: Но призывы не были услышаны “наверху”. Каковы же результаты к концу 4-й пятилетки?

Ученики: К 1950 г. валовая продукция сельского хозяйства достигла лишь 99% довоенного уровня. Сельское хозяйство не удовлетворяло растущих потребностей населения в продуктах питания, а легкую и пищевую промышленность не обеспечивало сырьем. Посевные площади под зерновыми культурами хотя и увеличились за пятилетие на 20%, но не достигли довоенного уровня. К концу 4-й пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Но власти видели суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной перестройке структуры. Вместо звена (состоящего в основном из членов одной семьи) рекомендовано было развивать бригадную форму работы — отсюда новая волна недовольства крестьян.

Вывод: С помощью волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 50-х гг. удалось вывести сельское хозяйство страны на довоенный уровень производства. Однако лишение крестьян еще сохранявшихся стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство к небывалому кризису и заставило правительство принять чрезвычайные меры для снабжения продовольствием городов и армии. Главная же причина отставания была в административно-командной системе управления, в тех методах, которыми решались задачи послевоенного строительства.

Практическая работа

Ученикам предлагается отрывок из произведения И.В. Сталина “Экономические проблемы социализма в СССР” 1952 г. [3, стр. 257–258].

Учитель: Прочитав работу самостоятельно, ответьте на вопрос: какие основные идеи представлены в работе как теоретическое обоснование курса на дальнейшее “закручивание гаек”?

Ученики: Преимущественное развитие тяжелой промышленности; полное огосударствление собственности; последовательное свертывание рыночных отношений; преобладание при социализме потребностей населения над возможностями.

Вывод: Возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.

3. Укрепление тоталитарного режима

1) Изменения в структурах власти

Учитель: Назовите изменения, произошедшие в структурах власти в послевоенные годы.

Ученики: СНК был преобразован в Совет Министров, ВКП(б) — в КПСС, СНК союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик; Председателем СМ СССР был утвержден И.В. Сталин; М.И. Калинин ушел с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР (это место занял Н.М. Шверник); увеличилось количество министерств, усилилась бюрократизация (например, Наркомат по строительству был разбит на 3 народных комиссариата); произошло сращение партийного и государственного аппаратов; победа в ВОВ не привела к смягчению тоталитарного политического режима, но, напротив, укрепила славу Сталина, повысила авторитет Коммунистической партии и помогла утвердиться тезису о возрастании роли партии в развитии общества как руководящей и направляющей силы: партия стала эпицентром административно-командной системы; оставаясь в плену стереотипов “сталинской модели социализма”, догматических представлений в теории, партия не нашла правильных путей перестройки своей практической деятельности.

2) Новый виток репрессий

Учитель: Послевоенные годы — завершающий период сталинского режима был одновременно и кульминацией тоталитарного режима и началом его распада. Развитие системы ГУЛАГа достигло своего апогея именно в эти годы, т.к. к сидевшим там с середины 30-х годов “врагам народа” добавились миллионы новых. Кто попадал в ГУЛАГ в середине 40-х гг.?

Ученики: Военнопленные, освобожденные из фашистской неволи; “чуждые элементы” из Прибалтийских республик, Западной Украины и Белоруссии; представители интеллигенции; труженики, не выполнявшие существовавших норм выработок; лица, уклонявшиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве; многие военные (арестованы маршал авиации А.А. Новиков, генералы П.Н. Понеделин, П.К. Кириллов и др.); партийные функционеры, которые стремились к самостоятельности.

“Ленинградское дело” (доклад учащегося)

Репрессивные меры коснулись не только интеллигенции, но и партийных и хозяйственных руководителей. Главной мишенью репрессий конца 40-х — начала 50-х гг. стала Ленинградская партийная организация. Эта акция получила название “ленинградское дело” — серия процессов, сфабрикованных против видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в 1949–1955 гг. Предлогом для начала репрессий послужило анонимное письмо, пришедшее в ЦК после Ленинградской Х областной и VIII городской объединенной конференции ВКП(б). Позже было сфабриковано обвинение против секретаря обкома и горкома П.С. Попкова, секретаря ЦК ВПК(б) А.А. Кузнецова и Председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова в антиправительственной деятельности. Им приписывалась самовольная организация в Ленинграде в январе 1949 г. Всесоюзной оптовой ярмарки, которая якобы привела к разбазариванию государственных фондов и нанесла материальный ущерб государству. Для политической дискредитации руководства Ленинградской партийной организации ему были поставлены в вину: сепаратизм, противопоставление себя ЦК, намерение превратить парторганизацию Ленинграда в свою опору для борьбы с ЦК, намерение создать компартию РСФСР.

В 1949–1951 гг. в Ленинграде был полностью обновлен аппарат областного и городского комитетов партии, исполкомов областных и городских Советов, обкома и горкома ВЛКСМ, облсовпрофа, заменены руководители районного звена, предприятий, учреждений, вузов. Всего сменилось 2 тыс. руководящих работников. Сотни коммунистов были исключены из партии за “связь с Кузнецовым, Попковым, Лазутиным, Капустиным”.

Уже с июля 1949 г. начались аресты бывших руководителей Ленинградской партийной организации: Я.Ф. Капустина (второй секретарь горкома), А.А. Кузнецова, П.С. Попкова, Н.А. Вознесенского (зам. Председателя Совета Министров СССР и председатель Госплана СССР), П.Г. Лазутина (председатель Ленгорисполкома) и др. Им были предъявлены обвинения в измене Родине, шпионаже.

В сентябре 1950 г. в Ленинграде состоялся судебный процесс выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР, который приговорил к смертной казни 6 обвиняемых и к разным срокам тюремного заключения остальных. В течение 1950–1952 гг. Военной коллегией Верховного суда СССР и Особым совещанием при МГБ были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения свыше 200 партийных и советских работников Ленинграда, а также их близкие и дальние родственники. Было заменено все руководство органов госбезопасности Ленинграда, командный и политический составы военного округа, милиции.

Репрессии коснулись партийных и хозяйственных руководителей других областей, где работали бывшие ленинградцы. Репрессии 40-х — начала 50-х гг. должны были устрашить тех, кто мог выступить с критическими замечаниями в адрес политики ЦК, сталинского руководства.

Позже, после смерти Сталина, 30 апреля 1954 г. Верховный суд СССР реабилитировал всех обвинявшихся по “ленинградскому делу”, в том числе многих посмертно.

“Дело врачей” (доклад учащегося)

Профессора кремлевской больницы определили у А.А. Жданова развитие стенокардии. Но рентгенолог Лидия Тимашук, изучив электрокардиограмму, диагностировала инфаркт. Это и было использовано для того, чтобы сфабриковать новое политическое дело. Тимашук заставили написать официальное заявление, что послужило основой для обвинения ряда крупных специалистов кремлевской больницы (в том числе, лейб-медика Сталина профессора-кардиолога В.Н. Виноградова) в организации убийств политических деятелей, партийного руководства, в шпионаже. В январе 1953 г. газеты писали о “заговоре убийц в белых халатах”.

В сообщении ТАСС от 13 января 1953 г. говорилось: “В числе участников этой террористической группы оказались: профессор Вовси М.С., врач-терапевт, профессор Виноградов В.Н., врач-терапевт, Коган Б.Б., врач-терапевт, профессор Егоров П.И., врач-терапевт, профессор Фельдман А.И., врач-отоларинголог и др.

Следствием установлено, что участники террористической группы, используя свое положение врачей и злоупотребляя доверием больных, преднамеренно, злодейски подрывали здоровье последних, умышленно игнорировали данные объективного обследования больных, ставили им неправильные диагнозы, не соответствующие действительному характеру их заболевания, а затем неправильным лечением губили их...

Установлено, что все эти врачи-убийцы, ставшие извергами человеческого рода, растоптавшие священное знамя науки и осквернившие честь деятелей науки, состояли в наемных агентах у иностранной разведки. Большинство участников террористической группы (Вовси, Коган, Фельдман, Гринштейн и др.) были связаны с международной еврейской буржуазно-националистической организацией “Джойнт”, созданной американской разведкой якобы для оказания международной помощи евреям в других странах. На самом же деле эта организация проводит под руководством американской разведки широкую шпионскую террористическую и иную подрывную деятельность в ряде стран, в том числе и в Советском Союзе...

Сразу же после смерти Сталина “дело врачей” было прекращено. Вот так легко можно было опорочить совершенно невинных людей, и не важно какую должность или место в обществе занимал человек.

Учитель: Каковы результаты усиления репрессий?

Ученики: В 1948–1953 гг. жертвами репрессий стали примерно 6,5 млн человек. По разным данным, в эти годы “население ГУЛАГа составляло от 4,5 млн до 12 млн человек. ГУЛАГ становится после войны крупнейшей государственной экономической монополией многопрофильного типа. Но и там проявлялся дух обновления.

В последние годы сталинского правления во многих лагерях (в Салехарде, в 1950 г.; Печоре, в 1948 г.; Кингире, в 1952 г.; Воркуте, Норильске, в 1953 г. и в др.) происходили восстания, которые беспощадно подавлялись. Жестоко были наказаны и члены молодежных групп, школьники старших классов, студенты, которых обвиняли в политическом инакомыслии.

3) Национальная политика

Учитель: Наряду с другими изменениями война привела к увеличению числа неподконтрольных “верхам” идейных и политических движений, в том числе и национальных. Где в послевоенный период чаще всего появлялись эти движения и в чем их причина?

Ученики: Особый размах они приобрели на территориях, вошедших в состав СССР в 1939–1940 гг., — в Прибалтике, Западной Украине... Причина — возобновление насильственной коллективизации и советизации, прерванных войной.

Учитель: Против каких народов СССР были предприняты репрессивные меры?

Ученики: Насильственно депортировано всего около 1,5 млн человек: в августе 1941 г. — немцы Поволжья, в 1943–1944 г. — калмыки, в 1944 г. — карачаевцы, чеченцы, ингуши, крымские татары. К 1950 г. в Западной Украине было арестовано или сослано около 300 тыс. человек, в Прибалтике депортации подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев.

Во время депортации и в первые годы поселения на новых местах, не приспособленных под жилье, десятки тысяч людей умерли от голода и болезней. Для депортированных был установлен режим спецпоселений. Прекратилось обучение на родном языке, перестали выходить журналы, книги.

Учитель: В чем еще проявлялся откровенный национализм?

Ученики: Оказывалось давление на национальную интеллигенцию, традиции, культуру (например, в 1951 г. критике был подвергнут национальный эпос мусульманских народов как “клерикальный и антинародный”).

Все национальные движения рассматривались как реакционные. Доказательством этого служат: национальная нетерпимость по отношению к еврейской нации (представители Еврейского антифашистского комитета во главе с С. Михоэлсом были репрессированы; сам Михоэлс в 1948 г. убит агентами МГБ; в мае–июле 1952 г. на закрытом судебном процессе лидеров комитета приговорили к расстрелу, обвинив их в “космополитизме”; выделение русского народа в качестве “наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав СССР” (прежде — первый среди равных); назначение руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров; усиленное “научное” обоснование исключительной роли и значения всего русского (достижения других народов замалчивались).

Вывод: Подобные акции не могли не вызвать в перспективе всплеска национализма в самих национальных регионах СССР; их последствия ощущаются до сегодняшнего дня.

Учитель, наблюдая за работой класса, выделяет учеников, которые себя еще никак не проявили. Каждому из этих учащихся выдается атлас и контурная карта с заданием. Например, “Европа после второй мировой войны (1945–1989)”, “Образование и развитие мировой социалистической системы”, “Мир после второй мировой войны (1945–1989)”, “Образование независимых государств после второй мировой войны”.

Вперед


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение