Методическая
копилка
Педагогические условия,
обеспечивающие активизацию читательской
деятельности учащихся во взаимодействии
школы, семьи и библиотеки
В начало статьи
Здесь стоит отметить, что
активность ребенка как выражение его
субъектности развивается в двух разных
направлениях: приспособляемости (адаптивности)
к требованиям взрослых (учителей,
воспитателей, родителей), создающих для
него нормативные ситуации, и креативности,
позволяющей ему постоянно искать и
находить выход из предложенной ситуации,
преодолевать ее. Существующие учебные
программы помогают совершенствовать
знания, умения и навыки, но мало влияют на
развитие школьника как личности, так как в
основе их не интересы и предпочтения
ребенка, а содержание научного знания.
Ученик не может выбрать для себя ту учебную
программу, с которой ему легче и приятнее
работать, он не может выбрать и способ
учебной работы, поскольку это не заложено в
задании, программе. Поэтому в основу
процесса педагогического взаимодействия
школы, семьи и библиотеки заложены
необходимые условия реализации субъектной
активности школьников через создание
специально организованного ЕЧП. Суть их
выражается в следующих предпосылка:
- удовлетворение читательских
потребностей школьников;
- моделирование видов творческой учебной
и досуговой деятельности;
- добровольность участия в ней школьников
и их родителей;
- максимальная ориентация на субъектный
опыт ребенка (раскрытие его субъектной
ценности, субъектного опыта и опора на
них во взаимодействии школы, библиотеки и
семьи);
- становление эмоционально-ценностного
отношения ребенка к книге, к себе, ко
всему сущему на основе своего
читательского и жизненного опыта;
- формирование ответственности и
самостоятельности ребенка.
Важным компонентом
педагогического взаимодействия школы,
библиотеки и семьи в процессе формирования
самостоятельной читательской активности
школьников является создание ЕЧП —
построение позитивного читательского
взаимодействия учащихся с родителями,
учителями, сотрудниками детских библиотек,
направленного на удовлетворение
познавательной потребности в чтении, в
творческой активности личности. Как бы по-разному
мы не понимали цели образования, позитивное
развитие личности представляется
движением к целостности,
непротиворечивости. Поэтому основная
функция взаимодействия состоит не в
нивелировании, а в максимальном выявлении,
использовании, сбережении и обогащении
читательского и жизненного опыта ребенка.
Школьник в учебно-воспитательном процессе
выступает не только как субъект познания,
но и как субъект и объект взаимодействия.
Целью педагогического
взаимодействия школы, библиотеки и семьи в
рамках ЕЧП является формирование
самостоятельной читательской активности
учащихся, развитие творческого потенциала,
коммуникативных умений, которые
обеспечивают становление личности
школьника и являются средством реализации
потребностей в самообразовании.
Задачами педагогического
взаимодействия в рамках ИЧП являются: 1) формирование
читательских потребностей (мотивов,
побуждений, установок, интересов) и
деятельности, направленной на активизацию
самостоятельного чтения; 2) формирование
коммуникативных навыков общения родителей
с детьми по поводу прочитанного, общности
читательских интересов; 3) обеспечение
преемственности и непрерывности
воспитательных воздействий книги на
гармонизацию отношений школьников с
родителями и учителями, со сверстниками; 4) становление
читательской компетентности школьников; 5) формирование
рефлексивной позиции всех субъектов ЕЧП.
В процессе педагогического
взаимодействия школы и семьи реализуются
следующие принципы:
- системности (связь с администрацией
школы, школьной библиотекой,
учреждениями дополнительного
образования, преемственность в вопросах
воспитания младших школьников);
- комплексности (интеграция работы
классных руководителей, учителей-предметников,
сотрудников библиотек, родителей в
процессе становления педагогического
взаимодействия);
- превентивности (раннее выявление “нечитающих”
детей, незаинтересованных в совместной
деятельности родителей, и активная
профилактическая работа с ними);
- творчества (организация ЕЧП
обеспечивает развитие индивидуальных
способностей, возможностей школьников в
творческой читательской деятельности, с
использованием поисковых,
исследовательских методов работы).
Ориентируясь на
вышеперечисленные принципы, стоит отметить,
что учитель — это
посредник между родителями, детьми,
учебными заведениями, это менеджер, который
осуществляет интеграцию школьных ресурсов,
библиотечной базы и образовательного
потенциала семьи. Учитель —
это человек, призванный стимулировать
тенденцию школьника к самоактуализации,
самообразованию через удовлетворение его
читательских потребностей. Степень
координации и интеграции деятельности всех
субъектов ЕЧП зависит от умения учителя-словесника
согласовать и упорядочить эту работу. Роль
учителя как менеджера не в единоличном
распорядительстве, а в координации
взаимодействий, в постоянном регулировании
связей, отношений всех субъектов ЕЧП.
Основной акцент в организации
ЕЧП учителю нужно делать на мотивы,
ценности, читательские интересы школьников,
на формирование механизма читательских,
творческих отношений, на самоактуализацию
и нравственность. Учитель как ключевая
фигура, координатор, не распоряжается, а
воспитывает, обучает, мотивирует субъектов
ЕЧП на творческую деятельность, сам
актуализируясь вместе с ними.
Организация учителем ЕЧП и
управление этой системой возможно через
обучение родителей, сотрудников библиотеки,
школьников нормам и образцам
взаимоотношений, основанных на
эмпатическом общении; обеспечение точности
восприятия и понимания всеми субъектами
ЕЧП друг друга (обучение
технике коммуникации, умению наблюдать,
анализировать, сопереживать); создание
игровых ситуаций для родителей и детей (ролевые
и сюжетные игры, конкурсы, викторины и т. п.)
на основе прочитанных книг. Такая работа,
проводимая регулярно и системно,
способствует не только значительной
активизации читательской деятельности
школьников (что является основной задачей
ЕЧП), но и урегулированию детско-родительских
отношений, повышению педагогической
компетентности родителей, привлечению
значительного числа детей и взрослых в
библиотечные залы.
Ожидаемый результат реализации
педагогического взаимодействия школы,
библиотеки и семьи в рамках ЕЧП —
становление школьника как активного,
творческого читателя, со своими
сформированными представлениями о книге
как ценности, о методах и способах работы с
ней; повышение педагогической
компетентности родителей, улучшение их
отношений с детьми.
Третье условие педагогического
взаимодействия школы, библиотеки и семьи —
развитие рефлексивной позиции в процессе
формирования самостоятельной читательской
активности школьников. В настоящее время
понятие “рефлексия” все чаще звучит в
педагогическом лексиконе. Само понятие
возникло в философии и означало процесс
размышления индивида о происходящем в его
собственном сознании. В психологии
рефлексию рассматривают как процесс
самопознания субъектом своего внутреннего
мира, состояния, психических процессов. С
точки зрения педагогической науки
рефлексию можно рассматривать как механизм
усвоения, как условие появления у субъекта
новых способов
деятельности и новых способностей. Под
рефлексивной позицией следует понимать
способность субъекта к осмыслению
жизненных реалий и соотнесение их с
установками, взглядами и представлениями
на основе своего жизненного опыта.
Рефлексивная позиция отражает единство
субъективного и объективного в становлении
личности, формирующейся в совместной
деятельности с другими. В случае
педагогического взаимодействия школы,
библиотеки и семьи, направленного на
формирование самостоятельной читательской
активности школьников, можно определить
следующие признаки рефлексивной позиции:
принятие, присвоение читателем-школьником
жизненного и художественного опыта,
отраженного в книге (познание мира и
самопознание, самовоспитание,
совершенствование эстетического вкуса и
др.); расширение “читательского
горизонта”, приобретение новых стимулов и
ориентиров, интерес к новым темам.
Соблюдение данных условий
реализации педагогического взаимодействия
школы, библиотеки и семьи дает основание
для активизации читательской деятельности
школьников на основе индивидуальных,
групповых, коллективных и других форм
работы во всех сферах специально
организованного единого читательского
пространства.
В начало статьи
Статья напечатана в журнале "Образование
в современной школе", 2004, №7
|