Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Информационные технологии в школе

Г.М. Бойко,
зам. директора
школы № 103
г. Железногорска,
Красноярского края
тел./ факс: 8-39197-4-40-20
,
boyko@sch103.krasnoyarsk.su

Н.И. Пак,
д.п.н., проф.,
директор Института математики,
физики, информатики, КГПУ,
тел.: 8-3912-27-12-95
,
pak@mail. kts. ru

Информационная среда школы открытого типа
в области управления и построения учебного процесса

Современный период развития любого цивилизованного общества определяют как этап информатизации. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора, анализа, обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе компьютерной техники, а также разнообразных устройств передачи данных, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь. В этой связи одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная информатизация школы.

Настоящая работа посвящена описанию одной модели информатизации образовательного учреждения, реализованной в школе 103 г.Железногорска.

Реализуемая модель информационной среды действует в обычной образовательной школе, она построена на основе принципа открытой архитектуры. Эта среда позволяет педагогическому и ученическому коллективам участвовать в очных, заочных, дистанционных проектах различного уровня на различных школьных предметах в урочной и внеурочной деятельности [1]. Одной из задач и функций школьной информационной среды является повышение мотивации школьников к освоению информационных технологий в рамках учебного предмета “Информатика”, мотивации педагогов к самообразованию по пользовательскому курсу информатики, освоению и наработке методик использования компьютерных технологий в преподавании учебных предметов. И все это в условиях конкурентности школ для привлечения учеников и конкурентности среди коллег внутри коллектива. Модель обеспечивает такую деятельность в условиях открытого образования, телекоммуникационных систем, средств Интернет [2].

Структура и аппаратно-операционные схемы информационного пространства школы представлены в приложениях 1,2.

Реализация процесса комплексной информатизации школы осуществлялось и осуществляется в рамках разработанных и утвержденных городским отделом образования программ: “Программа компьютеризации школы № 103 на 1993-1997 гг.”, “Компьютеризация школы № 103, информатизация обучения и управления деятельностью коллектива учеников и учителей на 1997-2005 г.г.” [3].

В настоящее время накоплен значительный опыт использования пяти компьютерных классов в обучении не только информатике, но и другим предметным дисциплинам, в работе внеклассного периода - школьных студий.

Большой размах получили работы по участию школы в дистанционных проектах как на региональном, республиканском, так и международном уровне.

В частности, осуществлялось участие в российской дистанционной олимпиаде по географии (1999-2000 учебный год, учитель Леонтьева М.И., участники - 10,11 классы, 17 место), ежегодных дистанционных олимпиадах по информатике, командных турнирах, проводимых управлением образования Красноярского края, участие в дистанционном методическом проекте “Педсовет по средам”[4].

Особого внимания заслуживает организация и обучение двух лицейских классов (классы 10Л, 11Л) в рамках программы краевого распределенного лицея информационных технологий при ИМФИ КГПУ (1999-2000, 2000-2001 гг.). Краевой лицейский мегакласс представляет объединение лицейских классов, сформированных в образовательных учреждениях Красноярского края, и осуществляющих образовательный процесс по единым подходам, лицейским программам, а также функционирующих как единая краевая научно-методическая и учебная структура. Целью функционирования краевого распределенного лицея информационных технологий является создание для учащихся равных информационных условий обучения, совершенствование региональной системы школьного и педагогического образования в условиях информатизации и глобальной коммуникации на основе модели открытого образования[2].

Учащиеся школы № 103 изучают 4 предмета по программе лицея: математику, физику, информатику, английский язык. Дистанционное обучение осуществляется преподавателями Института математики, физики и информатики Красноярского педагогического университета в виде ежемесячных лекций и контроля различного вида, с использованием компьютерных технологий, электронной почты. Дополнительно в очном и заочном режиме проводятся погружения по английскому языку, информатике. Начальный опыт работы в проекте краевого распределенного лицея показывает, что не каждый ребенок может общаться с преподавателем дистанционно. Жесткий режим во времени, когда надо за месяц изучить 4 лекции и отправить 4 контрольные по e-mail, на первых порах требует вмешательства психолога школы для снятия возникающих стрессовых ситуаций. Однако в последующем наступает резкое повышение мотивации школьника к освоению информационных технологий, самостоятельной и индивидуальной работе. И как следствие этого достигается успех в изучении других школьных дисциплин, который был обнаружен при анализе успеваемости обычных (нелицейских) и лицейских классов. Этот вывод подтвержден путем опроса учителей ведущих занятия в этих классах.

Результаты проведенных экзаменов преподавателями ИМФИ КГПУ по 4 предметам специализации показали качественное и осознанное усвоение материала учащимися. Можно констатировать, что “эксперимент удался”. В текущем году уже изъявили желание войти в структуру краевого лицея учителя и дети 9 и 8 классов, а также ученики обычного 10 класса.

Учащиеся школы, изучая информатику с 1 по 11 класс с базовым курсом в 7-9 классах, пропедевтическим курсом в 1-6 классах и спецкурсах в 10,11 классах, подготовлены к использованию компьютерных технологий по большинству из 32 направлений дополнительного образования предоставляемых школой.

Провести комплекс мероприятий по включению школы в образовательные дистанционные проекты (учащихся, учителей, родителей) позволяют созданные условия комплексной информационной среды, а также наработанные методики использования компьютерных технологий в учебном процессе. Одним из направлений такой работы является построение школьного курса информатики с использованием метода проектов [5]. Именно на уроках информатики в рамках проектной деятельности учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельной, творческой работы над конкретными полезными задачами с использованием информационных технологий, которые так необходимы для успешного дистанционного обучения и участия в Международных, региональных телекоммуникационных проектах.

Созданная информационная школьная система предоставляет возможность ученикам стать участниками открытого образования через деятельность в дистанционных проектах. А это вынуждает ребят качественно осваивать школьный предмет “Информатика”, быть успешными в дополнительном образовании различного уровня организации. Например, большую популярность среди учащихся имеет школьная видеостудия. Создание видеофильма на сегодня - это использование современных компьютерных технологий во внеклассной работе с учащимися, получение ребятами начальных навыков в современной профессии. Администрация школы использует видеофильмы при проведении педсоветов, семинаров, при участии в конкурсах, проектах различного уровня.

Обобщая накопленный школой опыт по реализации выбранной модели информатизации можно сделать следующие выводы.

1. Информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин.

2. Информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы.

3. Информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

Список литературы

Бойко Г.М., Дубровская Е.Н. Инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации // Образовательные технологии: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 2000. С. 124-128.

Бойко Г.М. Программа информатизации школы № 103 // Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы Сибирской научно-методической конференции. Красноярск. 1999. С.131-133.

Бойко Г.М., Титова Е.В. Дистанционная проверка знаний: школа – вуз. Опыт дистанционного образования в средней общеобразовательной школе № 103 г. Железногорска.// Образование XXI века: инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: материалы II Всероссийской научно-методической конференции. Красноярск. 2000.С.113-114

Бойко Г.М., Пак Н.И. Об одном методическом подходе к постановке курса информатики в средней школе// Новые информационные технологии в образовании: Всероссийская научно-практическая конференция. Воронеж. 1995.С.30-31.

Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации. Монография. Красноярск, КГУ, 1999.

Приложение 1

 

 

Приложение 2


Статья напечатана в журнале "Открытое образование"


E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение