Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:
архитектурная подсветка в москве Светильники для.

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

Учиться, сохраняя дистанцию. Дистанционное обучение в российских вузах

 
Развитие телекоммуникационных систем и глобализация в сфере образования привели сегодня к взрывному росту числа программ дистанционного обучения (ДО). Сейчас практически все российские вузы так или иначе вовлечены в этот процесс.
По материалам сайта EXAMEN . RU
Высшее образование в России.

Дистанционное обучение – понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования.

Считается, что ДО не только должно прийти на помощь традиционному образованию, но и в значительной мере изменить представление о нем. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности. Анна Гуськова, начальник отдела маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), замечает: «Диплом – это, конечно, одна из существенных составляющих успешного трудоустройства. Некоторые выпускники МЭСИ получают хорошие предложения от работодателей, еще не имея стажа. Но тем не менее вчерашний студент должен стремиться к самообразованию, постоянно повышая уровень квалификации. Только в этом случае он может рассчитывать на успешную карьеру».

Учиться всю жизнь, совмещая это с работой? Именно это делает современные технологии ДО необходимыми. Достоинства такого подхода к образованию очевидны. Прежде всего, это практически неограниченная масштабность. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то курс, записанный на видео и переданный через Интернет, может в принципе прослушать любое количество желающих. А это, в свою очередь, означает, что студенты имеют возможность выбирать из множества виртуальных учителей наиболее интересных и компетентных. Для вузов и других образовательных организаций дистанционное обучение может стать серьезным источником дохода, поскольку затраты на него значительно ниже, чем ведение «живого» образовательного процесса. Для студентов ДО также выгодно в силу своей дешевизны и гибкости. Более того, Интернет дает дополнительные возможности людям, которые живут вдали от крупных образовательных центров.

По словам Ильи Купермана, руководителя департамента международного сотрудничества Современной гуманитарной академии (СГА), сегодня можно говорить о настоящей революции в образовании. «Высоким качеством подготовки выпускников вузы, использующие дистанционные технологии, доказали миру – будущее именно за ними, – отмечает он. – Такая форма не только имеет право на существование, но и во многом превосходит традиционные подходы. Могут высказываться разные мнения, но существует объективная реальность. Cambridge University , Harvard University , MIT , New York University , да и любой другой престижный вуз мира – все они вот уже несколько лет применяют дистанционные технологии в разных областях деятельности».

Развитие ДО в России происходит на фоне серьезных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Основным вектором этих изменений является глобализация. Об этом рассказывает Елена Тимушева, ведущий эксперт по вопросам дистанционного обучения Открытого университета бизнеса и технологий : «Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом – для гражданина мира». В этом контексте дистанционное обучение, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства и местонахождения».

Другой стороной глобализации становится укрепление и развитие открытых образовательных сообществ и консорциумов, в которые включаются как известные университеты, так и молодые образовательные учреждения. В отличие от традиционного образования ДО является в этом отношении очень гибким инструментом. Владимир Бабешко, заместитель директора Центра дистанционного обучения Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ), отмечает: «Наиболее яркой тенденцией современного этапа развития ДО является консолидация: возникают многочисленные распределенные университеты, происходит объединение образовательных ресурсов, появляются сетевые сообщества. Пример такого сообщества в нашей стране – сеть Региональных ресурсных Центров открытого и дистанционного обучения».

Илья Куперман развивает эту тему: « Одной из самых ярких примет последнего времени стала кооперация мегауниверситетов планеты. В сентябре 2005 года на саммите в Нью-Дели было принято решение о создании сети мегауниверситетов. Это высшие учебные заведения, насчитывающие не менее 100 тысяч студентов. Но 100 тысяч – это не предел. В форуме, например, участвовали Национальный открытый университет имени Индиры Ганди (1,3 млн студентов) и Китайский центральный телерадиоуниверситет (1,8 млн студентов). Россия в Индии была представлена Современной гуманитарной академией – первым и единственным мегауниверситетом в нашей стране, в котором сейчас учатся около 170 тысяч человек».

Ни для кого не секрет, что сегодня образование переживает не самые лучшие времена, что в первую очередь связано с затянувшимся переводом образовательных услуг на рыночную основу. О трудностях и проблемах сейчас говорят очень много, в том числе и в контексте ДО. Елена Тимушева отмечает: «Если конструктивно подойти к вопросу влияния дистанционных форм обучения на решение части проблем, то нельзя не заметить, что такое обучение является более дешевым, чем традиционное, и поэтому может сделать образование более доступным. Немаловажный фактор здесь – это огромная территория страны и, следовательно, высокие транспортные расходы. Дистанционные формы обучения смогут существенно расширить аудиторию слушателей курсов, преподаваемых лидерами как в образовании, так и в бизнесе. То же самое можно сказать и об исчезновении границ между странами: ДО дает возможность жителям России знакомиться с международными образовательными сообществами и не оставаться в стороне от происходящего в мире».

Впрочем, интеграция российского рынка образовательных услуг в международный вызывает у представителей отечественных вузов и вполне понятное беспокойство. Владимир Бабешко отмечает: «Вхождение России в ВТО приведет к очень жесткой конкурентной борьбе с западными образовательными институтами, которые получат более широкий доступ на российский рынок. И это еще одна причина уделить вопросам качества образования (а следовательно, и повышения его конкурентоспособности) пристальное внимание».

Представители вузов единодушны в том, что одним из главных препятствий для развития ДО в России является несовершенство законодательной базы. По словам Елены Тимушевой, р оссийская образовательная практика до сих пор не располагает документом, в полной мере регламентирующим применение дистанционных образовательных технологий. Имеющееся законодательство пока не отвечает на большинство вопросов организаторов учебного процесса. «До сегодняшнего дня к образовательным программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, применяются те же нормативы, что и к традиционным, – рассказывает Елена Тимушева. – Несмотря на явную абсурдность такой ситуации, для студента, обучающегося дистанционно, сегодня нужны те же 10,5 кв.м площадей, что и для студента гуманитарно-социального профиля, обучающегося очно. До настоящего времени при учете библиотечного фонда не учитывается литература, хранящаяся в электронной библиотеке, и так далее».

В целом же, большинство проблем ДО в нашей стране очевидны. В России все еще достаточно слабо развита инфраструктура Интернета, а ее модернизация в расчете на каждого жителя обходится очень дорого: в среднем в 5–6 раз дороже, чем в Западной Европе. При этом большая часть населения имеет невысокие доходы и низкую компьютерную грамотность, что тоже существенно мешает появлению массовых программ ДО. Елена Тимушева указывает и на чисто психологические трудности, мешающие развитию данной формы обучения: «Пока большинство людей воспринимает образование как, с одной стороны, что-то сверхценное и, желательно, бесплатное, а с другой стороны, как обязательное и принудительное. Проще говоря, мотивация на самообучение без принуждения и контроля со стороны в нашем обществе пока еще только начинает появляться».

Валерия Фокина, заместитель проректора по учебно-методической работе СГА, отмечает: «У ДО существуют и собственные специфические проблемы. И они сегодня являются самыми сложными. Речь идет о дидактике. Дело в том, что большая часть вузов, приходящих к дистанционному образованию, допускает стандартную ошибку – формально переносит сюда дидактику, принятую в традиционном высшем образовании. С учетом особенностей ДО практическую дидактику следует развивать в направлении научно обоснованного формирования учебного процесса, уходя от чисто описательного характера этой науки. Проектирование образовательного процесса должно учитывать гендерные, возрастные, психодинамические и интеллектуальные особенности восприятия учебного материала».

На пути ДО стоит и консерватизм отечественных академических кругов. Об этом рассказывает Сергей Исаев, проректор по стратегическому планированию и научно-исследовательской работе Евразийского открытого института : « Поскольку дистанционное обучение не в полной мере вписывается в традиционное представление об образовании, оно встречает сопротивление со стороны определенной части академического сообщества. Под лозунгом сохранения традиционно высокого качества российского образования делаются попытки воспрепятствовать внедрению в учебный процесс современных образовательных технологий. Многих не устраивает необходимость их изучения, разработки новых педагогических приемов и теорий, изменение самого принципа образования, в котором на передний план выходит не профессор, а студент, как основной потребитель образовательной услуги».

И все-таки, несмотря на подобное противодействие со стороны консерваторов, мало кто сомневается, что ДО будет продолжать привлекать к себе новых сторонников. Насколько велика вовлеченность российских вузов в программы ДО уже сегодня? Елена Тимушева отвечает на этот вопрос так: «Четких критериев для отслеживания этого показателя еще нет, по крайней мере в России, но если ориентироваться на международные тенденции, можно говорить о нескольких моментах, анализ которых может здесь помочь. Есть ли у данного вуза собственный образовательный портал, предоставляющий услуги ДО? Имеют ли возможность студенты совмещать очные и дистанционные формы обучения? Участвует ли вуз в разнообразных публичных мероприятиях, посвященных ДО, выставках, семинарах, брифингах и т.д. Проведение подобных мероприятий по инициативе и на территории учебного заведения».

Пристальным вниманием представителей вузов пользуется то, насколько ДО интересно современным студентам, как они относятся к этому виду сотрудничества с образовательными учреждениями. Здесь есть достаточно неожиданные наблюдения, о которых рассказывает Владимир Бабешко: «Не секрет, что степень практического освоения современных информационно-коммуникационных технологий студентами сегодня зачастую превышает степень их освоения многими преподавателями вузов. Мы боремся с этим с помощью многочисленных программ дополнительного образования и переподготовки. Студенты же охотно приобщаются к ДО. Хотя основной трудностью тут, как в нашей стране, так и за рубежом, является проблема мотивации. И это одна из причин, которая не позволяет говорить о подмене классического образования дистанционными технологиями. ДО – это новый и эффективный инструмент, но никак не альтернатива классическому образованию».

Похожее мнение высказывает Елена Тимушева: « Отношение студентов к дистанционному обучению пока двояко и неоднозначно. С одной стороны, они понимают его преимущества, а с другой еще немного опасаются того, что будет потеряно качество получаемых знаний, скажется отсутствие личных контактов с преподавателем и диплом будет иметь меньшую значимость. При этом очевидно, что правильная разъяснительная и маркетинговая деятельность учебного заведения, а также грамотно выстроенная система ДО (с использованием последних технологических достижений, проработанной методологической базой, интерактивным взаимодействием и т.д.) может существенно увеличить вес дистанционной формы обучения в глазах студентов».

Ирина Крутий, директор НИИ психологии обучения и социологии образования СГА, объясняет: «Результаты проводимого СГА социологического мониторинга свидетельствуют, что в представлении основной части первокурсников обучение с применением дистанционных технологий обеспечивает высокое качество знаний. Их привлекают процесс поступления и обучения, его стоимость, индивидуальное расписание занятий, географическая доступность образования. Однако понимание того, что такое дистанционное образование, сформировано у них слабо. И это является для первокурсников фактором риска, с которым они связывают возможные сложности в процессе обучения. Студенты старших курсов относятся к дистанционному обучению иначе. Их привлекают инновационные методы, которые помогают учиться и делают специалиста более востребованным на рынке труда, дают им возможность овладеть компьютерными программами и навыками самопрезентации (телеэссе), формируют умение использовать компьютерные базы данных, электронные библиотеки, позволяют совмещать работу и учебу, самостоятельно платить за образование и так далее».

Представители вузов настроены позитивно. Елена Тимушева замечает: «В последнее время качество образования стало острой проблемой, но новые технологии в образовании, в первую очередь дистанционные, а также усилия министерских проектов в области качества образования позволяют оптимистично смотреть на перспективы решения этой проблемы». Похожей точки зрения придерживается Сергей Исаев. «М ы надеемся, – говорит он, – что большинство наших проблем будут решены в ближайшее время. Такую уверенность дает успешная реализация национального проекта «Образование», проработка возможности включения в него раздела информатизации вузовского сектора. Кроме того, мы отмечаем возрастающий интерес российской вузовской общественности к внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий, в том числе и дистанционных».

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение