Литература
Ответ на билет №9
Основные мотивы лирики М.
Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
1. Слово о поэте.
2. Раннее творчество М. Ю.
Лермонтова.
3. Тема одиночества.
4. Политическая и гражданская
лирика.
5. Тема Родины и природы.
6. Тема поэта и поэзии.
7. Любовная лирика.
8. Заключение.
1. Творчество М. Ю. Лермонтова —
послепушкинский этап в развитии русской
поэзии. В нем отражен важный период в
общественном сознании передовой
дворянской интеллигенции, которая не
мирилась с отсутствием духовной и
политической свободы, но после поражения
восстания декабристов была лишена
возможности открытой борьбы. Сознание
распавшейся связи времен порождало чувство
собственной исторической
несвоевременности, усугубляло
свойственные Лермонтову вселенский
масштаб отрицания, вражду со “светом”, с “толпой”
и с Богом, создавшим мир, где попирается
добро и справедливость. Не веря в ближайшую
победу свободы, Лермонтов своим
творчеством утверждал необходимость
борьбы за нее во имя будущего. Во многом
опережая свое время, он вступил в неравный
поединок со всеми силами, принижающими
личность человека. В. Г. Белинский считал
его талант могучим “по величине и блеску”,
видел в нем народного поэта, выдвигавшего в
своем творчестве на первый план “нравственные
вопросы о судьбах и правах человеческой
личности”, а поэзию Лермонтова назвал “бездонным
океаном” мыслей и чувств.
2. Лирическое “я” раннего
Лермонтова предстает в противоречии между
героической натурой, жаждущей свободы,
активной деятельности, и реальным
положением героя в обществе, которое не
нуждается в его подвигах. Мечты юного
Лермонтова о гражданском деянии, о славе,
желание испытать судьбу роднят его с
поэтами-декабристами, с Байроном, с их
мятежными и гордыми лирическими героями.
Эти романтические мотивы звучат в стихах “Из
Андрея Шенье”: “Задело общее, быть может, я
паду...”, “Я грудью шел вперед, я жертвовал
собой...” , “Я рожден, чтоб целый мир был
зритель Торжества иль гибели моей...”
Однако мечты эти оказываются
неисполненными: никто не требует от поэта и
его лирического героя отваги. Поэт
чувствует, что жизнь его протекает “без
цели”, что он “чужд всему”. Отрицание “толпы
людей”, “света” носит в ранней лирике
Лермонтова всеохватывающий характер:
Коварной жизнью
недовольный,
Обманут низкой клеветой...
Эта фраза помогает понять суть
претензий героя к обществу. Постепенно все
явственнее проступают и контуры “толпы”,
“здешнего света”, где подлинные ценности
оказываются поверженными:
Поверь: великое земное
Различно с мыслями людей.
Сверши с успехом дело злое
—
Велик; не удалось — злодей.
В свете, где царят “притворное
внимание”, “клевета”, “зависть”, “обман”
и “зло”, герой выглядит “странным”,
чувствует себя одиноким и обреченным на
непонимание и ненависть:
Настанет день — и миром
осужденный,
Чужой в родном краю...
Юношеское лирическое “я” у
Лермонтова еще во многом условно.
Своеобразие его в том, что через
автобиографические события, детали,
впечатления автор представляет своего
героя как бы в разных ипостасях: то
мятежником, то демоном.
В юношеской лирике герой
Лермонтова по масштабу своих грандиозных
переживаний предстает равновеликим
мирозданию. Духовная мощь личности не
уступает творческой силе Бога. В
стихотворении “Нет, я не Байрон, я другой...
” он говорит:
...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или Бог — или никто!
Его лирическое “я” может
ощущать гармонию со Вселенной,
устремляться в небеса на свою духовную
родину. В стихотворении “Ангел” он говорит
о душе:
И звуков небес заменить не
могли
Ей скучные песни земли.
Но чаще лирическое “я”
противостоит мирозданию, отвергая его
несовершенство и бунтуя. Двойственность
сознания героя характерна для ранней
лирики Лермонтова. Тяготение к высшему
идеальному миру, к совершенной, осязаемой
красоте и музыкальности, тоска по земному
счастью, человеческому участию и
разочарование в морали “света”, в любви,
дружбе, отрицание ценностей земного бытия,
стремление обрести гармонию с мировым
целым и сознание безнадежности своей мечты
— все эти противоречия лирического героя
заставляют его вглядеться в себя. В центре
лирики оказывается непрерывный процесс
внутреннего размышления, в котором тесно
спаяны гражданские, философские, интимные
переживания.
3. Герой зрелой лирики Лермонтова
жаждет объять всю вселенную и заключить ее
в своей груди, он хочет обрести единство с
природой, историей, с “простыми людьми”, но
ему не дано такого счастья. Он по-прежнему
чужд обществу, по-прежнему “гонимый миром
странник”, бросающий вызов земле и небесам
и отвергающий тихие пристани любви,
христианского смирения и дружбы. Герой
лирических стихотворений Лермонтова
чувствует и остро переживает одиночество и
неустроенность. Если в ранней лирике
одиночество понималось как награда, то в
зрелой лирике одиночество скучно, а в более
поздних стихотворениях можно найти
подлинное выражение трагизма человека,
одинокого среди людей и во всем мире.
Герой одинок в обществе, которое
его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в
своей стране и, наконец, в целом мире. Теме
одиночества в обществе посвящено
стихотворение “Как часто, пестрою толпою
окружен...”. Герою скучно на балу среди “пестрой
толпы”, “дикого шепота затверженных речей”,
среди “образов бездушных людей”, “приличьем
стянутых масок”. Чтобы отвлечься от шума и
блеска, герой уносится в воспоминаниях к
картинам детства, которые так прекрасны по
сравнению с картиной бала, что у поэта
появляется желание открыто бросить вызов
этому бездушному царству масок:
О, как мне хочется смутить
веселость их
И дерзко бросить им в глаза
железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Тема одиночества и вызванной им
пустоты и скуки звучит и в стихотворении “И
скучно и грустно”. Образ лирического героя
воплотил здесь характерные черты молодежи
30-х годов. Исчезает надежда на исполнение
желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в
дружбе, герой разуверяется в них,
разуверяется и в себе, и в жизни:
Желанья!.. что пользы
напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все
лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на
время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там
прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там
ничтожно...
…………………………………………………………
И жизнь, как посмотришь с
холодным вниманьем вокруг,—
Такая пустая и глупая шутка...
Одиночество героя
обнаруживается и в таких глубоко интимных
человеческих отношениях, как любовь и
дружба. В стихотворении “Благодарность”
звучит горький упрек:
За месть врагов и клевету
друзей;
За жар души, растраченный в
пустыне,
За все, чем я обманут в жизни
был...
Та же тема присутствует в
стихотворении “Я не унижусь пред тобою...”.
Даже переход в вечную жизнь, обретение
желанной свободы и покоя не избавляет
лирического героя от одиночества, сохраняя
лишь напоминание о возможных связях с миром.
В этих стихотворениях откровенно звучит
тоска по родной душе, стремление
соединиться с ней.
В стихотворении “Выхожу один я
на дорогу...” лирический герой одинок пред
целым миром, перед вселенной.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый
путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет
Богу,
И звезда с звездою говорит.
Здесь отчетливы мотивы одинокого
странничества, душевной опустошенности,
тоскливого отчаяния.
В стихотворении “Я не для
ангелов и рая...” герой говорит:
Я меж людей беспечный
странник,
Для мира и небес чужой...
подчеркивая тем самым, что нет
ему места в вечном мироздании, он отвергнут
всеми, разлучен в мире со всем. Образы
природы становятся символами людских судеб
и взаимоотношений: разлучены сосна и пальма,
утес и тучка золотая, гибнут три пальмы,
теряет дикую и суровую вольность Кавказ — и
человек не может обрести единение ни с
природным, ни с фантастическим миром. Всюду
его поджидает трагедия, всюду рушатся его
мечты и надежды; зло пронизывает все бытие
человека, хотя может явиться в обличье
добра, несравненной красоты или заворожить,
очаровать услаждающими душу звуками.
Человек бежит от себя, предпочитая
одиночество. Мотив изгнанничества, мотив
дороги очень тесно связан с темой
одиночества в лирике Лермонтова, например,
в стихотворении “Тучи”:
Тучки небесные, вечные
странники,
Мчитесь вы, будто как я же,
изгнанники.
Сознание одиночества,
отчужденности от людей окрашивает и
балладу “Воздушный корабль”. Обращаясь к
образу Наполеона, Лермонтов рисует
традиционный образ романтического героя,
трагедия которого заключается в том, что он
не находит себе места в мире окружающих его
людей. Наполеон противопоставлен всему
миру. Ему нет покоя даже после смерти:
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
………………………………
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не
мог.
Ярким символом одиночества в
стихотворении является воздушный корабль:
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Картина моря и одинокого среди
бескрайних морских просторов судна
предстает и в стихотворении “Парус”:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
В таких стихотворениях, как “Утес”,
“На севере диком...”, “Листок”, ведущим
мотивом является трагедия одиночества,
которая выражается или в неразделенной
любви, или в непрочности человеческих
связей. Тема одиночества представлена в
лирике Лермонтова широко и многогранно. Он
осмыслил эту тему как глубоко личную
трагедию, испытывая неудовлетворенность
самим собой, судьбой, политической
обстановкой, обществом, но в его поэзии нет
равнодушия к жизни, нет полной
безнадежности.
4. Творческая деятельность М. Ю.
Лермонтова протекала в годы жесточайшей
политической реакции, наступившей после
восстания декабристов в 1825 году. Эта
общественная обстановка наложила
отпечаток на поколение, к которому
принадлежал и Лермонтов, на его характер и
творчество. По стихам поэта можно
проследить судьбу поколения. Между поэтом и
жестокой действительностью, которая
извращала и уничтожала самые возвышенные
чувства, сложились враждебные отношения,
конфликт, который не мог закончиться
примирением. Его разрешение неминуемо
предполагало гибель одного из действующих
лиц исторической драмы. Созданный реакцией
общественный климат убил Лермонтова-человека,
но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший
свою участь задолго до катастрофы у
подножия горы Машук, нанес самодержавному
режиму неотразимый нравственный удар.
Права личности стали для Лермонтова
единственным критерием оценки
действительности.
Поэт разделяет передовые
политические идеи, отвергая деспотизм. В
стихотворении “Жалоба турка” лирическому
герою душно в государстве рабства и цепей:
Там рано жизнь тяжка бывает
для людей,
Там за утехами несется
укоризна,
Там стонет человек от
рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя
отчизна!
В зрелой лирике критика
Лермонтова становится более социально
острой и более конкретной. Протест и
желание “дерзко бросить железный стих,
облитый горечью и злостью”, реализуются.
Именно таким “железным стихом” стало
стихотворение “Дума”. В нем звучит упрек
поколению в бесцельности и бесследности
его существования, в бездушности и
внутренней опустошенности:
Печально я гляжу на наше
поколенье!
Его грядущее — иль пусто,
иль темно,
Меж тем, под бременем
познанья и сомненья,
В бездействии состарится
оно.
………………………………………………
Толпой угрюмою и скоро
позабытой
Над миром мы пройдем без
шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли
плодовитой,
Ни гением начатого труда.
В стихотворении “Прощай, немытая
Россия...” горький оттенок скорби и
негодования сменяется презрением и
ненавистью к “стране рабов, стране господ”,
“к мундирам голубым” и “преданному им
народу”. Поэт противопоставляет себя этой
“немытой России” и стремится покинуть ее:
Быть может, за стеной
Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Но даже в обстановке жесточайшей
реакции поэта не покидает желание бунта. В
стихотворении “1 января 1840 года” он опять
упрекает поколение в бездушности,
внутренней опустошенности.
Сложное противоборство чувств,
трагизм судьбы поэта в светском обществе
открывается в стихотворении “Смерть Поэта”,
написанном Лермонтовым после трагической
гибели А. С. Пушкина. Скорбь и горечь, грусть
и восхищение, боль и негодование звучат в
стихотворении. В стихотворении три героя:
Пушкин — “невольник чести”, светская
толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий
Пушкина. Толпа не оценила истинного таланта,
не поняла подлинного искусства. Поэт
открыто указывает на истинных убийц — это
бездушное светское общество, которое
направляло руку убийцы:
Вы, жадною толпой стоящие у
трона,
Свободы, Гения и Славы
палачи!
И в этом обществе Пушкин был так
же одинок, как и Лермонтов:
Восстал он против мнений
света
Один, как прежде... и убит!
В последней части стихотворения
поэт выносит приговор убийцам и
высказывает веру в возмездие:
И вы не смоете всей вашей
черной кровью
Поэта праведную кровь!
Восхищаясь мятежностью поэта,
Лермонтов одновременно осознает
напрасность этого одинокого бунта, потому
что свет неисправим, он равнодушен, низок и
вероломен. В этом стихотворении по-декабристски
звучат набатные ноты обличения рабства и
деспотизма и остро поднят вопрос о роли и
положении поэта в современном обществе.
Лермонтов выступал с гневным
обличительным протестом против тех
порядков, которые царили в России.
В его произведениях звучит
презрение к современности, отрицание ее,
жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания
своего одиночества и бессилия. Но это
презрение поэта выражено не к родине, а к
историческому моменту, в котором жил поэт.
5. Тема Родины занимает в
творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих
мест, но раскрывается им неоднозначно.
Лермонтов создает конкретно-исторический
образ России, он тесно связан с темой “потерянного
поколения”, важной для творчества поэта.
Тема исторической судьбы поколения 30-х
годов раскрыта в стихотворении “Бородино”.
Это отклик на события 1812 года, поэт говорит
о героическом прошлом России.
Стихотворение представляет собой как бы
диалог поколения поэта с поколением отцов,
участников войны, в лице старого солдата.
Устами старого солдата автор упрекает “нынешнее
племя” в бессилии:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
При этом Лермонтов явно делает на
этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги
предшественников, поэт осуждает
современников за бесславно прожитую жизнь.
Образ России и отношение к ней у поэта
двояки. В стихотворении “Родина” он
говорит:
Люблю отчизну я, но странною
любовью!
а в стихотворении “Прощай,
немытая Россия...” поэт презирает “страну
рабов, страну господ”. В стихотворении “Жалоба
турка” поэт пишет о стране, где “стонет
человек от рабства и цепей”, и с горечью
признается:
Друг! этот край... моя
отчизна.
Лермонтов выступал с гневным,
обличительным протестом против порядков
самодержавной России николаевского
времени, но социальная несправедливость,
царящая в обществе, не способна была
искоренить его любовь к отчизне. В
стихотворении “Спеша на север из далека...”
он говорит:
Боюсь сказать! — душа
дрожит!
Что если я со дня изгнанья
Совсем на родине забыт!
А в стихотворении “Я видел тень
блаженства; но вполне...” он признается в
любви к стране близких и родных ему людей, к
тому месту, где он родился, которое зовется
родиной:
...Я родину люблю
И больше многих: средь ее
полей
Есть место, где я горесть
начал знать;
Есть место, где я буду
отдыхать,
Когда мой прах,
смешавшися с землей,
Навеки прежний вид
оставит свой.
Необычность любви Лермонтова к
Родине в том, что эта любовь контрастна —
духовной жизни лирического героя
противопоставлена общественная, и они не
гармонируют друг с другом. И зрительные
впечатления преобразуются в философские
раздумья, где реальные образы становятся
воплощением общих закономерностей бытия.
Это такие стихотворения, как “Тучи”, “На
севере диком...”, “Утес”, “Три пальмы”, “Парус”
и другие. Здесь запечатлена не просто
одухотворенная красота природы, а
трагические явления в жизни человеческой
души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ
Лермонтов пишет стихотворение “Тучи”.
Стихийное странничество туч сопоставлено с
изгнанничеством поэта:
Мчитесь вы, будто как я же,
изгнанники
С милого севера в сторону
южную.
Тучи, облака — устойчивые
символы абсолютной свободы у поэтов-романтиков.
В стихотворении “Когда волнуется
желтеющая нива...” запечатлены редкие
мгновения гармоничного слияния поэта с
природой и состояние просветленности,
которое смиряет душевную тревогу поэта, его
сомнения в возможности счастья на земле,
его одиночество:
Тогда смиряется души моей
тревога,
Тогда расходятся морщины на
челе, —
И счастье я могу постигнуть
на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Для Лермонтова природа —
предпочтительный собеседник, бесконечный
источник гармонии и жизни, верный путь к
единению человека и мира. Это та красота,
ради которой стоит жить. В стихотворении “Родина”
поэт задает вопрос:
Но я люблю — за что, не знаю
сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных
колыханье,
Разливы рек ее, подобные
морям...
Все, что дорого поэту, роднит его
со своей страной. Он любит простой и
надежный лад деревенской мирной жизни, ему
дорога “чета белеющих берез”, радостна “пляска
с топаньем и свистом”. Пейзажные детали
меняют друг друга: то захудалые, крытые
соломой избенки, то признаки довольства —
полное гумно и резные ставни — и герой
откликается душой на все впечатления
окружающей народной жизни. Через образы
природы в лирике Лермонтова воссоздается и
тот идеальный мир, в который лирический
герой уносится мечтой, памятью или
воображением. В стихотворении “Как часто,
пестрою толпою окружен...” именно мир
природы в знакомых герою с детства чертах
противостоит маскарадному, подложному,
насквозь пропитанному фальшью и
неискренностью пестрому свету. “Спящий
пруд”, туман над полями, темная аллея,
опавшие и шуршащие под ногами желтые листья
— все это приметы подлинного, реального
мира, воссозданного памятью героя. В
образах природы материализуется мечта о
прошлом, лишь на время заменившая
наскучившую, утомительную реальность:
И память их жива поныне
Под бурей тягостных
сомнений и страстей,
Как свежий островок
безвредно средь морей
Цветет на влажной их
пустыне.
Подлинный облик Родины
запечатлевается в поэзии Лермонтова через
конкретные природные реалии — “желтеющую
ниву”, скромную “чету белеющих берез”, “дымок
спаленной жнивы”.
Лермонтов создает свой образ
Родины. В его произведениях мы видим и
мощные богатырские характеры, и
величественные картины русской природы, и
раздумья о бесправии и горьком рабстве
народа.
6. Уже в самых ранних своих стихах
Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной
интеллектуальности, глубокой внутренней
сосредоточенности, деятельной,
протестующей мысли. Он провозглашает: “Жизнь
скучна, когда боренья нет... Мне нужно
действовать”. Для него творчество — “всесожигающий
костер”, “жажду песнопений” поэт называет
“страшной”. Лермонтов видит разъединение
людей, а не их общность, и поэтому он не
верит в то, что его исповедь будет услышана.
Душа человека изменчива и противоречива, и
слово часто бессильно открыть ее. Об этом он
говорит в стихотворении “1831-го июня 11 дня”:
Холодной буквой трудно
объяснить
Боренье дум. Нет звуков у
людей
Довольно сильных, чтоб
изобразить
Желание блаженства. Пыл
страстей
Возвышенных я чувствую, но
слов
Не нахожу...
Со временем поэзия Лермонтова
все более кристаллизуется как поэзия
страстно ищущей и анализирующей мысли, как
поэзия бунтарства, протеста, социально-политической
борьбы. Следуя прежде всего Пушкину и
декабристам, поэт с самого начала и до конца
творческого пути воссоздает облик
народного поэта — пророка, бескорыстного,
смелого, активно вмешивающегося в жизнь,
независимого гражданина, патриота,
вдохновенного борца, воспламеняющего людей
на битвы за свои человеческие права, за
свободу. В условиях жесточайшего
деспотического произвола Лермонтов
посвящал свою лиру обличению социальной,
пассивности. Гневным стихом, проникнутым
сарказмом, “облитым горечью и злостью”, он
творил карающий суд над людьми-масками, над
пошлостью, бездушием и внутренней
опустошенностью светского общества.
Сложное противоборство чувств, трагизм
судьбы поэта открываются нам в
стихотворении Лермонтова “Смерть Поэта”.
Это стихотворение, связанное с трагической
гибелью Пушкина, сразу прозвучало на всю
Россию. Бросая горький упрек светскому
обществу, поэт говорит:
Не вы ль сперва так злобно
гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Пушкин погиб, потому что
Восстал он против мнений
света
Один, как прежде...
Поэт вступил в свет и тем самым
нарушил запрет судьбы, повелевавшей ему
быть одиноким:
Зачем от мирных нег и дружбы
простодушной
Вступил он в этот свет,
завистливый и душный
Для сердца вольного и
пламенных страстей?
Зачем он руку дал
клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и
ласкам ложным?..
Вот в чем для Лермонтова
внутренние причины трагедии: поэт обречен
на одиночество, но не может его вынести,
поэт бросается в чуждый мир и гибнет.
Лирический герой Лермонтова непримирим к
общественному злу. Несмотря на муки и
страдания, выпавшие на его долю, он
непреклонно тверд и несгибаем в служении
своим идеалам, как кинжал, который подарен
“лилейной рукой”:
Ты дан мне в спутники, любви
залог немой,
И страннику в тебе пример не
бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду
тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг
железный.
В стихотворении “Поэт”
Лермонтов сравнивает поэта с кинжалом:
В наш век изнеженный не так
ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть,
которой свет
Внимал в немом благоговенье?
А мечтал Лермонтов о том, чтоб “он
нужен был толпе”:
Твой стих, как Божий дух,
носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне
вечевой,
Во дни торжеств и бед
народных.
Поэзия для Лермонтова несла
высокое предназначение и призвана была
объединять людей. И сила заключенного в
слове чувства для поэта — самый властный
зов. В финале стихотворения звучит вопрос:
Проснешься ль ты опять,
осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок,
Покрытый ржавчиной
презренья?..
В 1841 году Лермонтов пишет свое
последнее стихотворение “Пророк”. Тема
этого стихотворения — высокая идея
поэтического призвания и непонимание его
толпой. Возвышенная тема общественного
служения поэта ярко выражена в образе
Пророка, одухотворенного высокой идеей и
готового отречься от всех земных благ во
имя служения этой цели. Пророк видит то, что
не может увидеть простой человек:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В основе стихотворения лежит
скорбь поэта-гражданина о том, что высокое
учение Пророка не признается толпой. Толпа
эгоистична и мелочна, она жестоко
преследует, глумится и унижает Пророка:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Пророк уходит в пустыню, он
остается в одиночестве, так как толпа не
приняла его ученья:
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там
земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом стихотворении показан
трагический конфликт между поэтом,
проповедующим “любви и правды чистые
ученья”, и презирающим его обществом.
7. Ни в обществе, ни в поколении
своем, ни даже в любви Лермонтов не мог
найти опоры своим идеалам. Его лирический
герой воспринимает настоящую любовь как
прекрасный дар, огромный, могучий, как
чувство, отражающее полноту жизни,
приносящее человеку животворящую радость и
безмятежность покоя от душевных тревог и
страданий. В стихотворении “Как небеса,
твой взор блистает” он говорит о “трепещущей
душе” и “голосе нежном”, которые встретил.
По мнению лирического героя, если любить, то
всей полнотой души, самозабвенно и
жертвенно, на всю жизнь, находя горячий
отклик в родственном сердце, искреннем,
неизменно преданном и верном. Но
властвующая в жизни дисгармония нарушает
красоту любви, делает ее трагичной,
приносящей лишь муки. Сплетни и интриги
светского общества способны опошлить,
очернить, осквернить, растоптать и самую
чистую, прекрасную земную любовь. В
стихотворении “Отчего” поэт говорит:
Мне грустно, потому что я
тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую
твою
Не пощадит молвы коварное
гоненье.
За каждый светлый день иль
светлое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь
ты судьбе.
Для Лермонтова любовь неразлучна
с печалью. В его художественном мире
высокое чувство всегда трагично. Обращаясь
к Наталии Федоровне Ивановой, в которую был
страстно и безнадежно влюблен, юный поэт
надеялся:
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными
страстями, —
и весь цикл посвященных Ивановой
стихов — это история неразделенного и
оскорбленного чувства:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви; не мне судить,
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты...
…………………………………
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней...
Лирическому герою суждено
остаться одиноким и непонятым, но это лишь
усиливает в нем сознание своей избранности,
предназначенности для иной, высшей Свободы
и иного счастья — счастья творить. В
последнем стихотворении этого цикла не
только расставание с женщиной, но и
освобождение от унижающей и порабощающей
страсти:
Ты позабыла; я свободы
Для заблужденья не отдам...
Неотступно, всю жизнь Лермонтов
любил Варвару Александровну Лопухину,
которая вышла замуж за Бахметьева.
Пленительный образ этой женщины предстает
перед нами:
...все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни,
вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Варвара Александровна отвечала
на чувства Лермонтова, но судьба
распорядилась по-своему. “Среди ледяного,
среди беспощадного света” счастье поэта
было невозможно:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им
вдвоем!
Но светлое чувство, пережитое ими,
будет озарять их последующую жизнь. Об этом
поэт говорит в стихотворении “Расстались
мы; но твой портрет...”:
Расстались мы; но твой
портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших
лет,
Он душу радует мою.
Какое бы стихотворение о любви у
Лермонтова мы ни прочли, всюду любовь
является в трагическом облике.
В одном из последних
стихотворений “Нет, не тебя так пылко я
люблю...” настоящее отступает перед прошлым,
ушедшим, но не забытым:
Люблю в тебе я прошлое
страданье
И молодость погибшую мою.
………………………………………
Таинственным я занят
разговором,
Но не с тобой я сердцем
говорю.
Лермонтовский герой будто бежит
от безмятежности, от покоя, испытывая
противоречивость чувств, которая царит в
его душе. Любовные стихи Лермонтова
превращаются одновременно и в философские.
Для него любовь — это прикосновение к
вечности, а не путь к земному счастью.
8. Все творчество поэта — это его
размышления о смысле жизни, о судьбе и
назначении отдельного человека и целого
поколения, о смерти и бессмертии, о вечности
и природе. Это почти всегда внутренний
напряженный монолог, чистосердечная
исповедь, себе же задаваемые вопросы и
ответы на них.
Несомненно, Лермонтова можно назвать
народным поэтом. Он вошел в историю русской
литературы как достойный преемник Пушкина.
|