Литература
Ответ на билет №8
Герои романтических
поэм А. С. Пушкина (на примере одного
произведения).
1. О создании “южных” поэм.
2. Тематика и идейный пафос
романтических произведений А. С. Пушкина.
Особенности пушкинского романтизма.
3. Поэма А. С. Пушкина “Кавказский
пленник”:
— герои поэмы;
— типизация черт современного
героя;
— реалистическое изображение
природы и черкесских нравов.
4. Отличие романтизма А. С. Пушкина
от романтизма Байрона.
1. Пребывание А. С. Пушкина на юге
России (Кишинев) было ознаменовано важными
переменами в его художественном развитии.
Пушкин создал новый жанр русской поэзии —
оригинальную русскую романтическую поэму.
К этому жанру относятся поэмы, написанные в
период с 1820 по 1824 год: “Кавказский пленник”,
“Братья-разбойники”, “Бахчисарайский
фонтан”. Завершает цикл “южных” поэм
поэма “Цыганы”, написанная в Михайловском
и явно порывающая с романтизмом.
2. В романтизме Пушкина
привлекала борьба за народность литературы,
за освобождение от правил, стеснявших ее
развитие, стремление к раскрытию
внутреннего мира героя, его человеческой
индивидуальности, отстаивание прав
личности, обращение к истокам народного
творчества. Такой романтизм был формой
борьбы за правдивое изображение жизни. Вот
почему в романтических произведениях
Пушкина отчетливо ощущаются тенденции
реалистические, выражающие стремление
постигнуть закономерности
действительности. Эти черты резко выделяют
своеобразие пушкинского романтизма.
Романтический период в пушкинском
творчестве — это переходный этап к
реализму. Реалистические тенденции в
пушкинском романтизме обусловили и
своеобразие задач, которые поэт ставил
перед собой, создавая романтические поэмы.
Их основная тема — “противуречия
страстей”, неудовлетворенность героев
действительностью и поиски социальной
гармонии. Активное отрицание всего того,
что сковывает и калечит людей, борьба за
свободу, за условия, способствующие
раскрытию всех духовных возможностей
человека, полноценного, отвечающего идеалу
внутренней и внешней гармонии, — таков
основной идейный пафос поэм. Сюжеты “южных”
поэм весьма индивидуальны и исключительны,
но в основе каждого из них лежит реальный
факт.
3. В поэме “Кавказский пленник”
(1820—1821) Пушкин хотел воспроизвести
некоторые типические черты современного
героя. “...Я в нем хотел изобразить
равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту
преждевременную старость души, которые
сделались отличительными чертами молодежи
XIX века”, — писал Пушкин В. П. Горчакову.
Герой “Кавказского пленника”, “отступник
света, друг природы”, типичен. Но его
типичность не ограничивается характерными
особенностями той или иной социальной
группы. Пушкин оттенял в Пленнике “увядшее
сердце”, “души печальный хлад”,
безучастность “к мечтам о мире”,
разочарованность. Жизни светского общества,
полного пороков, он противопоставляет
свободу, в прославлении которой пафос поэмы:
Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Душа Пленника во власти страстей.
Это и отвращение к свету, и неразделенная
любовь, и пламенная жажда свободы. Герой “Кавказского
пленника” — человек из высшего света в
плену у черкесов — друг природы, сторонник
идеи о том, что естественное состояние
человека — свобода и независимость. Но душа
его опустошена, и он “вянет” от “злой
отравы” страстей, “истребивших” его
чувства. Он
...бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.
В явном контрасте с душевной
вялостью Пленника рисуется волевая сила
Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее
самоотверженная, жертвенная любовь
пробуждает “окаменевшего” героя к новой
жизни:
К Черкешенке простер он
руки,
Воскресшим сердцем к ней
летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.
Но после объяснения с Пленником
трепетное чувство Черкешенки превращается
в опустошительную романтическую страсть,
которая точно поменяла местами героя и
героиню. Он “летит” к ней “воскресшим
сердцем”, а она остается холодной и
разочарованной. Именно это и становится
причиной ее гибели. Освободив из неволи
Пленника, она уже не может возвратиться в
родной аул. В прощальном монологе она
говорит:
...Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.
В поэме “Кавказский пленник”
проявляются эпические, объективно-повествовательные
и реалистические картины кавказской
природы и черкесских нравов.
4. Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин не стал
его подражателем. Его “южные” поэмы отличаются от восточных поэм Байрона единством
любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов; изображением
глубоко жизненных событий и лиц, природы и нравов в свойственных им “местных
красках”; противопоставлением человеческого мира миру демоническому, загадочному.
Переживания героев, патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой
их жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: “Он заботился
не о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным
той действительности... которая просилась под его перо”.
|