Литература
Ответ на билет №6
Образ автора и героя в
романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Чтение наизусть отрывка из романа.
1. Роман А. С. Пушкина “Евгений
Онегин” — лироэпическое произведение.
2. Автор — лирический центр
повествования в романа.
3. “Всегда я рад заметить
разность Между Онегиным и мной”.
4. Динамика развития образа
автора. Роль лирических отступлений.
5. Заключение.
1. Роман А. С. Пушкина “Евгений
Онегин” — лиро-эпическое произведение,
роман в стихах. Лирическое и эпическое
здесь равноправны, образ автора не менее
важен, чем образы героев. Эпическим в данном
произведении является сюжет, а лирическое
— это авторское отношение к сюжету,
персонажам, читателю.
2. Автор присутствует во всех
сценах романа, комментирует их, дает свои
пояснения, суждения, оценки. Автор —
лирический центр повествования в романе. Он
придает неповторимое своеобразие
композиции и предстает перед читателем как
автор-персонаж, автор-повествователь и
автор — лирический герой, рассказывающий о
себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.
С самого начала романа перед нами
возникает облик идейно-передового,
жизнелюбивого, человечного, мудрого поэта,
проникнутого верой в будущее и прямо
высказывающего свои оценки о самых
разнообразных явлениях социальной жизни,
литературы, театра и других. Это придает “самому
задушевному произведению Пушкина” черты
глубочайшей исповеди. Роман начинается
предисловием, обращенным к читателю:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких
вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Действительно, роман был начат
поэтом в молодости, а заканчивался, когда
Пушкин уже понимал, что молодость уходит, а
жизнь принесла много потерь и
разочарований. В романе-дневнике отражено
пережитое, в нем и “холодные наблюдения ума”,
и “горестные заметы сердца”, и раздумья о
времени и о себе. В первых главах романа,
начатых в условиях общественно-политического
подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически,
пронизан светлыми интонациями. В
последующих главах (начиная с пятой),
написанных после 14 декабря 1825 года, в годы
жесточайшей реакции, тон автора
приобретает все большую сдержанность,
серьезность, а в заключительных становится
глубоко элегическим и драматическим. Уже в
первой главе поэт вносит в текст ряд
автобиографических отступлений от сюжета.
Каждая из последующих глав отражает
духовные и житейские факты биографии
Пушкина, включая и его местонахождение в то
время, когда данная глава писалась, и роман
в стихах становится романом-дневником, из
которого мы узнаем об авторе не меньше, чем
о его героях. Не случайно Герцен назвал
роман “поэтической биографией” Пушкина.
3. Пушкин и Онегин неразрывно
присутствуют вместе в романе:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Автор, представляя Онегина в
качестве своего “доброго приятеля”,
уточняет и обстоятельства своего
знакомства с ним:
Условий света свергнув
бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то
время.
В Онегине автора привлекает “неподражательная
странность и резкий охлажденный ум”. И тот
и другой познали “страстей игру”, “в обоих
сердца жар угас”, “обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей”. Нравятся автору и
умение Онегина вести “язвительный спор”,
его желчные шутки и мрачные эпиграммы.
Вместе они бродили в белые ночи по уснувшей
столице, стояли над дремлющей Невой. Вместе
с Онегиным автор собирался путешествовать
по “чужим странам”, но по воле случая они
разошлись. Их объединяет и снисходительное
отношение к Ленскому, и предпочтение
Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.
Автор и Онегин противопоставлены
в отношении к театру: первый называет его “волшебным
краем”, а второй видит в нем лишь
развлечение, выражая светский взгляд на
театр. Для Онегина природа — одно из
звеньев перемены занятий, автор же любят
природу. Они по-разному относятся к любви:
для главного героя это “наука страсти
нежной”, о себе же автор говорит:
Замечу кстати: все поэты —
Любви мечтательной друзья.
Важна разница и в их отношении к
литературе. Об Онегине он пишет:
Не мог он ямба от хорея,
Какмы ни бились, отличить.
Поэт прямо говорит, что он и
Онегин — два разных лица:
Всегда я рад заметить
разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
……………………………………
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет…
Свободное движение
повествования дает автору возможность
легко переходить от одного предмета к
другому, тем самым автор может рассказать
обо всем: об элегиях и одах, о русском театре
и французских винах, о лорде Байроне и
безымянном немецком булочнике, о своем “брате
двоюродном Буянове” и Наполеоне,
оставшемся стоять у стен Москвы в ожидании
ключей от города.
4. “Роман героев” существует
внутри “романа автора”. Лирические
отступления представляют автора как героя
собственного романа, воссоздают его
биографию: лицей, Петербург, южная ссылка,
Михайловское. Автор ни на минуту не
забывает, что он пишет свой роман.
Многочисленные рассуждения о классицизме,
романтизме, композиции и сюжете романа
наполняют страницы “Евгения Онегина”:
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Противоречии очень много,
Но их исправить не хочу.
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слогепоправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
Автор рассуждает о собственном
прошедшем, “когда в садах лицея... расцветал”,
в котором промчалась весна его дней, о
настоящем и будущем.
5. Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал “Евгений
Онегин”. Автор сумел показать в романе тот жизненный водоворот, который был
необходим для раскрытия и верного понимания не только образов героев, но и самого
автора.
|