Литература
Ответ на билет №57
Современная авторская песня (на примере двух-трех
произведений любого автора).
1. Исторические истоки авторской
песни:
— Древняя Русь;
— Европа.
2. Современная авторская песня:
— 50-е годы;
— 60—90-е годы.
3. Творчество Ады Якушевой.
1. Принято считать, что движение
авторской песни — это наше отечественное
явление, которое возникло в 50-е годы, когда
на фоне тотального вранья и лицемерия,
возведенного в государственную политику,
появилась настоятельная необходимость в
глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но
авторская песня — явление общемировое и
возникло тысячи лет тому назад.
Необходимость в подобных уточнениях в том,
чтобы мы отчетливо видели те гигантские
многовековые корни человеческой
талантливости, которые питают стремления
человека к гармоническому раскрытию своей
натуры.
В 1157 году в Киеве появилась
пергаментная книга-песенник, где над
строками кириллицы воспроизведены
музыкальные знаки. 1187 год — дата создания
знаменитого “Слова о полку Игореве”,
написанного в ритмически-напевной форме. В
XVI веке появился стихирарь “Творения Царя
Иоанна, деспота Московского” (деспот —
властелин), в котором тексты и музыка
написаны собственноручно Иваном Грозным. В
Успенском соборе Московского Кремля “стихиры”
исполнялись при большом скоплении народа. В
средневековой Европе, в Исландии IX века, уже
существовала поэзия скальдов, причем
письменность здесь появилась лишь три
столетия спустя. В Х—ХV веках миннезингеры,
мейстерзингеры, трубадуры оставили
последующим поколениям записи своих стихов
и нотных знаков. Нашим современникам
известны имена большинства трубадуров
средневековья. Яркая биография одного из
них, овеянного легендами трубадура
Бертрана де Борна, теснейшим образом
переплетена с жизнью не менее известного
трубадура, более нам знакомого под именем...
Ричард Львиное Сердце (Англия, XII век).
Дошло до наших дней и имя
великого миннезингера из Германии
Тангейзера. В крупных городах
средневековой Германии появляются
своеобразные клубы, в которых немецкие
ремесленники исполняют свои собственные
сочинения. Причем часто слова и музыка
песен были написаны разными авторами.
Неистребимое человеческое стремление к
поэтическому и музыкальному творчеству
существовало на протяжении веков и поныне
является неотъемлемой частью
общечеловеческой культуры.
2. Авторскими песнями мы, как
правило, называем песни, создаваемые в
основном непрофессиональными авторами. Эти
произведения отличаются широтой охвата
личных и общественных жизненных явлений,
искренностью чувств, социальной
правдивостью и активностью, высотой
нравственных критериев. Чаще всего автором
стихов и музыки, аккомпаниатором и
исполнителем является один человек,
который органически, для себя, творит в
рамках цельной категории “песня”. Начиная
со второй половины 50-х годов большим
успехом пользовались песни М. Анчарова, Ю.
Визбора, А. Галича, А. Городницкого, Ю. Кима, Н.
Матвеевой, Б. Окуджавы и многих других.
Расцвет авторской песни пришелся на 60—70-е
годы. Наравне с именами уже известных
авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А.
Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Якушевой,
А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса и других.
Человеческая позиция создателей
песни — это источник широкого интереса ко
всему в окружающем автора мире: воистину
нет человеческого чувства или переживания,
которое не нашло бы выражения в авторской
песне.
В последние годы появились имена
многих талантливых авторов, чьи песни,
возможно, тоже станут классикой: С. Каплан, Е.
Расова, А. Лысюк, А. Софронов, В. и В. Мишуки, М.
Коноплев, Н. Муратова. Но особо хочется
сказать о женской лирике в авторской песне.
Новелла Матвеева, Ада Якушева, Ирина
Руднева, Вероника Долина... Женская лирика
несет в себе взгляд на человека и жизнь,
присущий только прекрасной половине
человечества.
3. Ариадна Якушева — в прошлом
учительница, ныне радиожурналист. Главная
тема ее песен — “он” и “она” — вечная,
нестареющая. Особенностью ее песен
является сила, беззаветность и постоянство
чувства, которые вызывают в памяти те
народные любовные песни, где женщина готова
отдать жизнь за встречу с милым. Любовь
счастливая, любовь несчастная, ожидание
любимого, мысли о любимом, гордость за него,
тревога, горе неразделенного чувства, свет
взаимности — словом, все оттенки и грани
того мира, где два полюса — “он” и “она”:
Ты — мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и солнце жгучее, и дожди.
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По такому случаю ты подожди...
Женская готовность к
саморастворению в любимом, слабость,
которая оборачивается великой силой,
звучит в песне “Ты — мое дыхание...”. Эта
ясность чувства, его открытость, отсутствие
душевного надрыва придают песне особую
чистоту и одухотворенность. Песня
кончается, как и начинается, — признанием,
абсолютным и искренним:
Ты — моя мелодия,
Ты — вроде ты и вроде я,
Мой маяк у вечности на краю.
Спросят люди вновь еще:
Ну, как ты к нему относишься?
Я тогда им эту песню пропою...
Для того, чтобы найти такие слова,
и для того, чтобы спеть их так естественно,
как это делает А. Якушева, надо прежде всего
испытать то чувство, о котором она поет.
Холодной рукой о нем не напишешь и нарочно
не споешь: либо сфальшивишь, либо убоишься
этого бесстрашия, которое рождается
подлинной любовью. Готовность идти до конца,
самой сделаться твердой, не отдать никому
своего чувства звучит в словах песни “В
речке каменной бьются камни...”
...И с протянутыми руками
В этой каменной стране
Я бы навек обратилась в
камень,
Чтобы ты поклонялся мне.
Спокойно и задумчиво сквозит в
этих строчках и беззащитность, и признание
права любимого на свою самостоятельную
жизнь, и готовность пойти на все, чтобы
чувства любимого обратить на себя. Негромко,
ясно, ровно поет Ада Якушева песню о вечном
ожидании — ожидании верном и гордом:
Мне все равно, сколько лет
позади,
Мне все равно, сколько бед
впереди,
Я не хочу, чтобы ты уходил,
Не уходи
Или не приходи...
Драматична песня Якушевой “Если
б ты знал...”. Это повествование о любви
сильной, непреходящей, хотя любимого уже
нет рядом. Строфа за строфой обнажают душу
смятенную, раненую:
Что, если мне
Самой однажды к вам под
вечер зайти:
Ведь можно просто проходить
по пути
И заглянуть к знакомым,
Как раньше, помнишь?..
Что, если мне
Игрушку сыну твоему
подарить,
А возвратившись, тосковать
до зари
По огоньку чужому...
Да, душа ранена, и, может быть,
неизлечимо, но это — благородная душа:
О, если б ты знал,
Твержу я, часто оставаясь
одна.
Хотя ничто не изменилось
для нас,
Если б ты знал об этом...
Песни Якушевой задушевны и
искренни: она поет о дружбе, об открытии
новых земель, но о чем бы она ни пела, все ее
песни — о любви с ее потрясающими
горизонтами, с ее чистотой и верностью.
|