Литература
Ответ на билет №48
Судьбы крестьянства в
произведениях М. А. Шолохова (на примере
одного произведения).
1. “Тихий Дон” — роман-эпопея.
2. Исторические корни казачества.
3. Судьба Григория Мелехова —
составная часть судьбы донского казачества,
судьбы России.
4. События истории — проверка
моральных качеств личности.
1. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий
Дон”, несомненно, является наиболее
значительным его произведением. Автору
удивительно хорошо удалось показать жизнь
донского казачества на фоне конкретных
исторических событий. Роман-эпопея
охватывает период великих потрясений в
России, раскрывает и показывает судьбы
многих людей, связанных с этими событиями.
2. Жизнь донского казачества
автор определяет двумя понятиями — казаки
являются воинами и хлеборобами
одновременно. Исторически казачество
образовалось на границах России, где были
часты вражеские набеги, поэтому казаки
вынуждены с оружием в руках вставать на
защиту своей земли, которая отличалась
особенным плодородием и сторицей
вознаграждала за вложенный в нее труд.
Основную массу казачества составляли
крестьяне, бежавшие от помещиков из России
в поисках свободной земли. Поэтому казаки в
первую очередь являются земледельцами,
хорошими хозяевами. Земля для них — это и
солнца дар, и обычная пашня, где бредут за
волами с плугом казаки, и сенокосы в пойме
Дона. Но понятие земли в романе
представлено более обширно. Для казака это
еще и любовь, и дом со спокойной,
размеренной жизнью, и свобода, и, самое
главное, это Родина. Жизнь немыслима без
всего этого.
3. Драматичность судеб донского
казачества наиболее ярко открывается в
истории жизни Григория Мелехова. Этому
мужественному и открытому душой человеку
выпало на долю, можно сказать, все, что
определяло век, — война мировая и война
гражданская, революция и контрреволюция,
уничтожение казачества, крестьянства...
Кажется, нет таких испытаний для
человеческого достоинства и свободы, через
которые, как сквозь строй, время не прогнало
бы его. В человеческой натуре Григория
Мелехова переплелись казачья вольность и
судьба народа. То, что мы узнаем из первых
глав о молодом парне Гришке, — уже бунт,
вызов насилию и несвободе. Если хуторская
мораль запрещает ему любить любимую, если
строгий “домострой” семьи хочет решить
его судьбу по-своему, то и он им отвечает по-своему
— уходит с Аксиньей, чтобы жить, как душа
велит.
Революция казалась спасением для
таких, как Мелехов, ведь слова свободы были
начертаны на самих ее знаменах. Но не было в
жизни Григория большего разочарования, чем
реальность красного лагеря, где царило все
то же бесправие, а насилие над человеческой
личностью оказалось главным оружием в
борьбе за грядущее счастье. Перечеркивая
все представления о мужской, казацкой чести
на войне, по приказу Подтелкова защитники
свободы, как капусту, секут саблями
безоружных пленных. А впереди будет еще и
комиссар Малкин, изощренно издевающийся
над казаками в захваченной станице, и
бесчинства бойцов Тираспольского отряда 2-й
Социалистической армии, грабящих хутора и
насилующих казачек. Да и самого Григория,
едва он вернется в родной хутор Татарский,
чтобы залечить рану и как-то разобраться в
сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут
травить, как дикого зверя. Поэтому, когда
займется казачий мятеж, покажется Мелехову,
что вот наконец и определилось все — и для
него самого, и для родного края: “Надо
биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право
на нее...” — он мчится в сражение с “краснопузыми”,
запалив коня, и будущее ему представляется
как прямой, ясно высвеченный ночным месяцем
шлях...
Между тем впереди только новые
крушения. Ждет его горькое прозрение в
мятеже, когда придется признать:
“Неправильный у жизни ход...”
Ожившая было надежда, что можно как-то
заново “переиграть жизнь”, в коннице
Буденного обернется еще одной развеявшейся
иллюзией, и он скажет своему дружку Мишке
Кошевому: “Все мне надоело: и революция, и
контрреволюция... Хочу жить возле своих
детишек...” Но и это явилось временной
передышкой. И погонит его снова судьба
дальше — через фоминскую банду, через новые
смерти, гибель Аксиньи... И все-таки он
совершит свой последний дерзкий поступок,
пусть и совершенно безрассудный: хоть на
час вернуться к родному куреню, на знакомую
донскую кручу Судьба Григория Мелехова —
это тревожная судьба самого народа. Мечта
Григория жить жизнью труженика, семьянина,
кормильца постоянно разрушается жестокой
реальностью гражданской войны.
Колесо истории не только
перевернуло все в этом мире, но и проехалось
по каждой отдельной судьбе. У Григория была
свобода, любовь, счастье. Все это кончилось.
Нет семьи, нет любви, рухнули все привычные
устои, жизнь принимает какие-то чудовищные
формы. “Ночь” обступила героя со всех
сторон. Символ жизни — солнце — Шолохов
рисует черным — символ неблагополучия в
мире, подчеркивая, что эпоха классовых битв
делает невозможным простое человеческое
счастье.
Судьба Григория — одинокий голос
тоски и потерь. Тоскует он по такой правде,
“под крылом которой мог бы согреться
каждый”. Но такой правды нет ни у белых, ни у
красных. Сама душа его выжжена, будто черная
степь. И все-таки остается последняя, но
очень важная ниточка, связывающая Григория
Мелехова с жизнью, — это родной дом. Дон,
земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его
будущее, его след на земле.
4. Индивидуальная судьба и
широкое обобщение путей и перепутий
донского казачества позволяют увидеть, как
сложна и противоречива жизнь, труден поиск
истинного пути. А жизнь человеческая, как и
смерть, становится проверкой моральных
качеств личности.
|