Литература
Ответ на билет №47
Основные темы и
проблемы в романе М. А. Булгакова “Мастер и
Маргарита”.
1. “Мастер и Маргарита” —
философский роман.
2. Тема выбора.
3. Ответственность за свой выбор.
4. Совесть — высшая форма
наказания человека.
5. Интерпретация библейских
мотивов в романе.
1. Роман “Мастер и Маргарита” — вершинное произведение М. А.
Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Сначала Булгаков
назвал его “Инженер с копытом”, но в 1937 году он дает книге новое название
— “Мастер и Маргарита”. Роман этот — творение необыкновенное, исторически и
психологически достоверная книга о том времени. Это соединение сатиры Гоголя
и поэзии Данте, сплав высокого и низкого, смешного и лирического.В романе царят
счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного
замысла. Основа сюжета романа — противопоставление истинной свободы и несвободы
во всех ее проявлениях. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник
Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на
казнь мессию, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют
вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего
века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны воедино, как в жизни, но в той
высокой степени концентрации, которая доступна лишь литературе. “Мастер и Маргарита”
— лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности
зла, об истинном творчестве.
2. Несмотря на комизм и сатиру, это
роман философский, в котором одной из
главных тем является тема выбора. Эта тема
позволяет раскрыть многие философские
вопросы, показать на конкретных примерах их
решение. Выбор — это тот стержень, на
котором держится весь роман. Любой герой
проходит через возможность выбирать. Но у
всех героев разные мотивы выбора. Одни
делают выбор после долгих раздумий, другие
— не раздумывая и не могут переложить
ответственность за свои поступки на кого-нибудь
другого. В основе выбора Мастера и Понтия
Пилата лежат их отрицательные человеческие
качества; они приносят страдания не только
себе, но и другим людям. Оба героя выбирают
сторону зла. Пилат оказался перед
трагической дилеммой: выполнить долг,
заглушив в себе пробудившуюся совесть, или
поступить по совести, но потерять власть,
богатство, а может быть, и жизнь. Его
мучительные раздумья приводят к тому, что
прокуратор делает выбор в пользу долга,
пренебрегая той истиной, которую несет
Иешуа. За это высшие силы обрекают его на
вечные муки: он обретает славу предателя.
Мастером также движут малодушие и слабость,
неверие в любовь Маргариты. Он притворяется
сумасшедшим и добровольно приходит в
психиатрическую больницу. Мотивом к такому
поступку послужил провал романа о Пилате.
Сжигая рукопись. Мастер отрекается не
только от своего творения, но и от любви, от
жизни, от самого себя. Думая, что его выбор
наилучший и для Маргариты, он невольно
обрекает ее на страдание. Вместо того чтобы
бороться, он убегает от жизни. И несмотря на
то что и Пилат и Мастер принимают сторону
зла, один творит его сознательно, от страха,
а другой — бессознательно, из-за слабости.
Но не всегда герои выбирают зло,
руководствуясь отрицательными качествами
или эмоциями. Пример этому — Маргарита. Она
сознательно стала ведьмой, чтобы вернуть
Мастера. У Маргариты нет веры, но веру ей
заменяет сильная любовь. Любовь служит ей
опорой в ее решении. И ее выбор верен потому,
что он не приносит горя и страдания.
3. Только один герой романа выбирает не зло, а добро. Это Иешуа
Га-Ноцри. Его единственное предназначение в книге — высказать ту идею, которая
будет подвергаться в дальнейшем всяческим испытаниям, идею, данную ему свыше:
все люди добры, поэтому настанет время, когда “человек перейдет в царство истины
и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”. Иешуа не просто
выбирает добро, но и сам является носителем добра. Даже ради спасения своей
жизни он не отрекается от своих убеждений. Он догадывается, что его казнят,
но все равно не пытается солгать или что-то скрыть,так как для него говорить
правду “легко и приятно”. Можно сказать, что только Иешуа и Маргарита сделали
действительно правильный выбор; только они способны полностью нести ответственность
за свои действия.
4. Тему выбора и ответственности
за свой выбор Булгаков развивает и в “московских”
главах романа. Воланд и его свита (Азазелло,
Коровьев, Бегемот, Гелла) являются своего
рода карающим мечом правосудия, обличающим
и называющим разные проявления зла. Воланд
прибывает со своеобразной ревизией в
страну, которая объявлена страной
победившего добра, счастья. И на поверку
оказывается, что люди какими были, такими и
остались. На представлении в варьете Воланд
испытывает людей, а люди просто кидаются на
деньги и вещи. Люди сами сделали этот выбор.
И многие из них оказываются справедливо
наказанными, когда у них исчезает одежда, а
червонцы превращаются в наклейки от
нарзана. Выбор человека — это внутренняя
борьба между добром и злом. Свой выбор
человек делает сам: кем быть, каким быть и на
чьей стороне. В любом случае у человека есть
внутренний неумолимый судья — совесть.
Людей, у кого совесть нечиста, кто виноват и
не хочет признавать это, карает Воланд со
свитой. Но наказывает он не всех, а лишь тех,
кто это заслужил. Воланд возвращает Мастеру
его роман о Понтии Пилате, который он сжег в
приступе страха и малодушия. Атеист и
догматик Берлиоз погибает, а верящие в силу
любви и слова Кант, Пушкин, Достоевский,
Мастер и Маргарита переносятся в высшую
реальность, ибо “рукописи не горят”,
творения человеческого духа нетленны.
Истинное понимание “московских”
глав романа невозможно без глубокого
проникновения в историю Иешуа. История
Иешуа и Понтия Пилата, воссозданная в книге
Мастера, утверждает мысль о том, что
противоборство добра со злом — вечно, оно
кроется в самих обстоятельствах жизни, в
душе человека, способной на возвышенные
порывы и порабощенной ложными, преходящими
интересами сегодняшнего дня.
5. Булгаковская версия библейских
событий чрезвычайно оригинальна. Автор
изобразил не смерть и воскресение сына
Божьего, а гибель безвестного странника,
объявленного к тому же преступником. Да,
Иешуа был преступником в том смысле, что он
преступил казавшиеся незыблемыми законы
этого мира — и обрел бессмертие.
Эти два временных и
пространственных пласта связывает между
собой и другое грандиозное явление — гроза
и тьма, силы природы, охватывающие землю в
момент “мировых катастроф”, когда Иешуа
покидает Ершалаим, а Мастер со своей
спутницей — Москву. Каждый читатель романа,
закрывая последнюю страницу, задается
вопросом о том, так ли уж однозначно
определен конец всякой жизни, неизбежна ли
смерть духовная и как ее можно избежать.
|