Литература
Ответ на билет №45
Сатирические
стихотворения В.В. Маяковского. Основные
темы, идеи, образы. Чтение наизусть одного
из стихотворений.
1. Слово о поэте.
2. Сатирические стихи
дореволюционного периода:
— “Гимны”;
— “Нате”;
— “Вам”.
3. Послереволюционный период:
— “О дряни”;
— “Прозаседавшиеся”.
4. Активная позиция поэта-борца.
1. Владимир Маяковский вошел в
нашу жизнь “через лирические томики, как
живой с живыми говоря”. Определяющими
словами для его творчества стали слова из
стихотворения “Домой” (1925):
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо...
“Штык-перо” помогал поэту
писать стихи обо всем в равной степени
талантливо и необычно. Поэтому его поэзия
так многолика: от плакатов РОСТА с краткими
и меткими подписями до поэмы о всей стране
— “Хорошо!”. От антивоенных стихов до
нежных, возвышенных поэм про любовь.
Маяковский — поэт-гигант; его поэзия
неуемна, неистова.
2. Большое место в многогранном
поэтическом творчестве Маяковского
занимает сатира. Сатира — вид комического,
наиболее беспощадно осмеивающий
несовершенство мира, человеческие пороки. И
задача этого вида искусства, по словам
великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина,
“провожать в царство теней все отживающее”.
В годы, предшествующие революции,
Маяковский отвергает буржуазный мир. “Долой
вашу любовь”, “долой ваше искусство”, “долой
вашу религию”, “долой ваш строй!” — таков
пафос его поэмы “Облако в штанах”.
Сатирическими стихами дореволюционного
периода стали его знаменитые “Гимны”: “Гимн
судье”, “Гимн взятке”, “Гимн обеду”... В
самих названиях многих гимнов заложено
комическое несоответствие, ведь гимн — это
торжественная песнь, посвящать которую в
честь обеда или взятки просто смешно. В “Гимне
судье” Маяковский едко высмеивает
общественный строй России, хотя местом
действия названа далекая страна Перу.
Страной этой правят унылые судьи,
враждебные всему живому:
Глаза у судьи — пара
жестянок
мерцает в помойной яме.
Судьи сами не умеют радоваться
жизни и запрещают это делать другим,
стремятся все регламентировать, сделать
бесцветным, унылым. Так, под взглядом судьи
вылинял оранжево-синий павлиний хвост.
Народ под властью злобных судей дан в
образе каторжан. Освободить каторжников
можно, только устранив судей, которые “мешают
и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу”. Это
как мораль басни.
Особенно ненавистен Маяковскому буржуазный мир — мир “жирных”:
“Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая”, — вспоминает
поэт свое голодное отрочество и юность в Москве, куда семья переехала после
смерти отца. В “Гимне обеду” он создает гротескный образ буржуа — это “желудок
в панаме”. В стихотворении “Нате!” в сатирическом ключе представлен мир “жирных”
обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей”. С сарказмом поэт говорит
о пристрастии мещан к вещам, об их бездуховности и пошлости. Маяковский издевается
над мещанами, которые потребительски относятся к духовным ценностям:
Все вы на бабочку
поэтичного сердца
взгромоздитесь, грязные, в
калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет
тереться,
ощетинит ножки стоглавая
вошь.
Все в стихотворении, начиная с
названия “Нате!” и кончая последними
словами, сориентировано на прямое
обращение к враждебной аудитории с целью
вызвать скандал:
А если мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не
захочется — и вот,
я захочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир
и мот.
Грубыми словами клеймит
Маяковский и буржуазию, развязавшую
мировую бойню и наживающуюся на ней,
равнодушную к смертям и увечьям жертв войны,
в стихотворении “Вам”.
В “Гимне ученому” ученый — “двуногое
бессилие” “с головой, откусанной начисто”,
у которого “ни одного человеческого
качества”:
Вгрызлись в букву едящие
глаза, —
ах, как букву жалко.
Отгородившись от жизни, ее
требований и проблем, этот “ученый”
становится обывателем, существом,
равнодушным ко всему: времени года, любви,
политике, даже будущему, тому, “что растет
человек глуп и покорен”. Наука такого
деятеля так же бесполезна и
бесперспективна, как “труд” критика (“Гимн
критику”), способного только чужое “белье
ежедневно прополаскивать в газетной
странице”.
Едкие образы “Гимнов”
запоминаются сразу — “желудок в панаме”
из “Гимна обеду”, люди “из мяса” — “Гимн
здоровью”, “козы” — взяточники.
Грибоедовские и гоголевские мотивы
воскресают в “Гимнах”, посвященных
взяточникам:
И нечего доказывать — ищите
и берите,
Умолкнет газетная нечисть
ведь.
Как баранов, надо стричь и
брить их.
Чего стесняться в своем
отечестве?
3. Если в предреволюционные годы
острие сатиры было направлено против “жирных”,
против бесчувственной к словам поэта “толпы”,
то когда революция свершилась,
сатирической мишенью для Маяковского стали
ее враги. Безоговорочное отрицание
буржуазного мира позволило Маяковскому с
восторгом принять революцию, а острие
сатиры он направил против тех, кто мешал
строить коммунизм — бюрократов и мещан. Уже
в 1920—1921 годах появилось первое
стихотворение “О дряни”, обличающее “мурло
мещанина” нового советского времени.
Символом и спутником бюрократа в быту, по
Маяковскому, становится “оголтелая
канарейка”. Даже серп и молот — модные
эмблемы, без которых нельзя “фигурять” “на
балу в Реввоенсовете”. В 1922 году выходит в
свет стихотворение “Прозаседавшиеся”,
новое сатирическое произведение. Тенденция
к увеличению бюрократического аппарата
наметилась уже в первые годы советской
власти. С невероятной быстротой стали
возникать учреждения, погрязшие в
непрерывных заседаниях, собраниях,
имитирующие кипучую деятельность, но
далекие от истинных нужд народа. Используя
прием доведения качества до абсурда,
Маяковский придумывает “Объединение ТЕО и
ГУКОНА”, т. е. театральное объединение
соединяет с Главным управлением
конезаводов. И наоборот,
Главкомполитпросвет разбивает на четыре
организации: Глав, Ком, Полит, Просвет. И
чтобы уж совсем высмеять нелепость этого
явления, он называет учреждение по буквам
алфавита:
“Пришел товарищ Иван Ваныч?”
—
“На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”.
Если количество заседаний
преувеличено, то в вопросе, обсуждаемом на
собрании, явное преуменьшение — “покупка
склянки чернил Губкооперативом”.
Фантастично зрелище сидящих на заседании
половин людей — “до пояса здесь, а
остальное там”, — так как служащим
приходится буквально разрываться между
заседаниями.
4. Эти два стихотворения открыли целую галерею
омерзительных образов в сатире середины 20-х годов. Но с бюрократизмом
и мещанством Маяковский продолжал бороться всю жизнь. Целые
циклы стихов он посвятил бюрократам, карьеристам, взяточникам,
подхалимам, подлецам. Персонажи стихов — “пережитки прошлого”,
но как живут эти “пережитки”! О своей активной позиции борца
с этими “пережитками” он говорит в стихотворении “Сергею Есенину”
(1926):
Дрянь
пока что
мало поредела.
Дела много —
только поспевать.
Надо
жизнь
сначала переделать.
Переделав —
можно воспевать.
Боль за новую страну делает
сатиру Маяковского злой, едкой, ядовитой. “Дрянцо”
хлещите рифм концом” — и поэт хлещет:
подлизу приспособленца:
Лижет ногу,
лижет руку,
Лижет в пояс,
лижет ниже <...>
А язык?!
На метров тридцать
догонять
начальство
вылез -
мыльный весь,
аж может
бриться,
даже
кисточкой не мылясь.
(“Подлиза”)
Хлещет сплетника, для которого
весь мир — огромная замочная скважина,
хлещет “властителя” с его фальшивым
бюрократическим аппаратом и т. д. V В
стихотворении “Мрачное о юмористах” (1929)
Маяковский призывает других поэтов — “присоединяйтесь!”
— атакуйте!
Чтоб
не скрылись,
хвост упрятав,
крупных
вылови
налимов —
кулаков
и бюрократов,
дураков
и подхалимов.
Стремясь “выволочь республику
из грязи”, поэт не только разоблачал,
высмеивал пороки современности, но и
предсказал живучесть “дряни” всякого рода.
|