Литература
Ответ на билет №43
Тема Родины и природы
в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть
одного из стихотворений.
1. Русь деревенская.
2. Природа, ее краски,
одухотворенность.
3. Расставание с малой родиной.
4. Русь советская.
5. Счастье поэта.
6. Возвращение к родине, к
деревенской Руси.
7. Верность “чувству Родины”.
1. Во все века художники,
размышляя о красоте и убогости России,
свободолюбии ее народа и духовном рабстве,
вере и безверии, стремились создать свой
неповторимо-индивидуальный образ Родины.
Для Есенина родной край, родина — это
средняя Россия, село Константинове
Рязанской губернии, это Русь деревенская, с
крестьянским бытом и древними традициями,
ее сказками и песнями, с диалектными
словами, передающими своеобразие
крестьянского говора, с красочным миром
природы.
Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет,
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
В стихотворении “В хате” каждая
строчка наполнена деталями крестьянского
быта, к которым бережно и трепетно
относится поэт, так как это и есть та малая
родина, где его корни, любовь к которой он
пронесет через всю свою жизнь:
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.
………………………………………..
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
Деревня стала для Есенина
религией, а русская изба — своеобразным
храмом, поэт готов отказаться даже от
библейского рая во имя своей родины:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
………………………………………..
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий
Спас.
………………………………………..
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Пройдут годы, но и спустя десять
лет в “Руси советской” он напишет о своем
преклонении перед Россией:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.
2. Деревенская Россия для Есенина
— это не только крестьянская хата, но и
природа, которая ее окружает. Мир природы у
него необыкновенно красочен: здесь и “розовый
закат”, и багряные кусты, и снег лучистый, и
“алый свет зари”, и “вечер голубой”, и “синий
плат небес”, и “роща золотая” — все яркие
и нежные тона, переливы и переходы красок
впитала в себя русская природа.
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Поэт писал: “Россия — какое
хорошее слово. И “роса”, и “сила”, и синее
что-то”. Есенин, представляя Русь именно
голубой, синей, связывает святой ее образ с
небесами и водной гладью:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Есенинская Россия тихо дремлет
под звон колоколов “на туманном берегу”,
как небесно-голубой град Китеж:
Молочный дым качает ветром
села,
Но ветра нет, есть только
легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей
веселой,
Вцепивши руки в желтый
крутосклон.
Поэт чутко слышит и “шелесты в
овсе”, и как “звонно чахнут тополя”;
чувствует “запах меда от невинных рук”.
Природа живет своей жизнью, в ней все
движется, меняется: “заря на крыше, как
котенок, моет лапкой рот”, “вызванивают в
четки ивы”, “грядки красной водой поливает
восход”.
Используя прием олицетворения,
поэт уподобляет природу живому существу:
Тихо в чаще можжевеля по
обрыву.
Осень — рыжая кобыла —
чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Словесный образ, по мнению поэта,
отражает “узловую завязь природы с
сущностью человека”:
Облетает моя голова,
Куст волос золотистых вянет...
Каждый поэтический образ
определен жизнью, в нем слышится диалог
Поэта с Миром:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
3. Покидая деревню, “голубую Русь”,
поэт начинает чувствовать этот разрыв,
который с годами станет разрывом
трагическим:
Только я забыл, что я
крестьянин,
И теперь рассказываю сам,
Соглядатай праздный, я ль не
странен
Дорогим мне пашням и лесам.
4. Все дальше и дальше уходя от
своей малой родины, Есенин меняется сам,
меняется и его поэзия, ее язык. Исторические
события, изменившие всю жизнь России,
отразились и в есенинской поэзии.
Романтический образ “голубой Руси”
постепенно изменяется и вытесняется
образом Руси советской. Революция резко
повернула жизнь деревни, разрушая
многовековой уклад быта. Вернувшись в
родное село, он уже со стороны смотрит на
жизнь односельчан. Он приемлет все, но,
принимая новую Родину, не видит места для
своей лиры:
Моя поэзия здесь больше не
нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже
здесь не нужен.
Возвращение поэта в свой тихий
край состоялось после всех “бурь и гроз”
жизни. Он вспоминает “голубую Русь”,
дышащую запахами “меда и роз”:
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь,
после гроз...
5. Поэт пытается осмыслить всю
свою жизнь с позиций зрелого человека,
хочет разобраться в том, что произошло в
стране, и, казалось бы, принимает “все, что
было и не было”. В стихотворении “Неуютная
жидкая лунность” поэт пишет:
И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и
гроз,
Ни за что я теперь не желаю
Слушать песню тележных
колес.
Утверждая новую, стальную Русь,
поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в
скрипе тележных колес — песню. Не в силах
ужиться с этой новой реальностью, он
приходит к мудрому пониманию счастья: “Счастлив
тем, что я дышал и жил”.
6. В стихотворении “Не жалею, не
зову, не плачу...” лирический герой,
оглядываясь на свою жизнь, ощущает
тленность мира, но не чувствует трагической
обреченности. Прожив жизнь в неразрывном
единстве с природой, он воспринимает свой
уход как такой же естественный Процесс, что
и увядание в природе. Но кроме мотива
угасания в последних двух строках каждой
строфы слышатся прекрасные воспоминания о
молодости и всплывает нетленный образ “страны
березового ситца”. Так в последние годы
своей короткой жизни Есенин возвращается к
своей малой родине, к своей деревенской
Руси, которой остался верен до смертного
часа.
7. Поэзия Есенина отличается
необыкновенной целостностью, так как все в
ней — о России. “Моя лирика жива одной
большой любовью к родине. Чувство родины —
основное в моем творчестве”, — говорил
поэт. Образ России в лирике Есенина
меняется, как сама жизнь в стране, как ее
облик. Но остаются незыблемыми те ценности,
из которых и складывалось для Есенина
понятие России: деревня, русская природа,
люди, живущие вокруг, счастье “дышать и
жить”, — и одно сокровенное чувство не
исчезает, несмотря ни на что, — “чувство
Родины”.
|