Литература
Ответ на билет №41
Тема поэта и поэзии в
лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть
одного из стихотворений.
1. Слово о поэте.
2. Образ Музы в лирике А. Ахматовой:
— “Муза” - идея несовместимости
женского счастья и судьбы творца;
— неприятие мужчиной женщины-поэта;
— “Все расхищено...”- звучание “мы”
как голоса поколения;
— цикл “Венок мертвым”;
— посвящения друзьям:
О. Мандельштаму, М. Булгакову, Б.
Пастернаку, М. Цветаевой;
— “Реквием”;
— “Мужество”.
3. Ахматова-поэт — голос народа.
1. Анна Андреевна Ахматова —
величайшая поэтесса “серебряного века”.
Современники признавали, что именно
Ахматовой “после смерти Блока бесспорно
принадлежит первое место среди русских
поэтов”. До Ахматовой история знала много
женщин-поэтесс, но только ей удалось стать
женским голосом своего времени, женщиной-поэтом
вечного, общечеловеческого значения.
Именно она впервые в русской литературе
явила в своем творчестве универсальный
лирический характер женщины.
Начало творчества Ахматовой
связано с Царским Селом, где прошли ее юные
годы. Она почти физически ощущала
присутствие юного Пушкина в “садах Лицея”.
Он стал в ее поэзии и судьбе путеводной
звездой, он незримо присутствовал в ее
стихах. С Пушкиным Ахматова как бы вступает
в “особые, именно жизненно-литературные
отношения”. “Смуглый отрок” в аллеях
Царского Села перекликается со смуглой
ахматовской Музой:
Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой...
Ахматову роднит с Пушкиным
понимание фатальной трагичности пути
русского поэта. На протяжении всей жизни
она постоянно будет возвращаться к его
судьбе, а в страшном 1943 году напишет в
стихотворении “Пушкин”:
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
2. Своей поэзией Ахматова, как и
Пушкин, показала путь поэта, но поэта-женщины.
Этот трагизм был заявлен уже в раннем
стихотворении “Музе”, где она писала о
несовместимости женского счастья и судьбы
творца:
Муза-сестра заглянула в
лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.
Творчество требует полной
самоотдачи поэта, поэтому “Муза-сестра”
отнимает знак земных радостей — “золотое
кольцо”. Но невозможен и отказ от песни —
поэтической судьбы:
………………………………………..
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну;
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.
Трагизм ее героини усугубляется
еще и тем, что мужчина не понимает, не
принимает женщины-поэта:
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине —
нелепость…
Мужчина не может вынести силы и
превосходства женщины-поэта, он не признает
в ней творческого равноправия. Отсюда —
мотив убийства или попытка убийства
любимым ее песни-птицы. В сборнике “Четки”
она пишет:
Углем наметил на левом боку
Место, куда стрелять,
Чтоб выпустить птицу — мою
тоску
В пустынную ночь опять.
Начавшаяся в 1914 году первая
мировая война наложила отпечаток на все
творчество Ахматовой. Она, прежде всего,
изменила суть ахматовской Музы (“Все
отнято: и сила, и любовь...”):
Веселой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не
проронит,
А голову в веночке темном
клонит,
Изнеможенная, на грудь мою.
В стихах о трагическом времени
русского XX века, о его войнах и революциях
ахматовская Муза все настойчивее заявляет
о себе не как “я”, а как “мы”, видя себя
частью поколения. В стихотворении “Все
расхищено, предано, продано...” голос
лирической героини звучит теперь голосом
поэта земли Русской, общим голосом
поколения:
Все расхищено, предано,
продано,
Черной смерти мелькало
крыло,
Все голодной тоскою
изглодано,
Отчего же нам стало светло?
Ее Муза становится народным воплощением общенациональной скорби:
“дырявый платок” Музы, плат Богородицы и высокое самоотречение Ахматовой слились
в “Молитве”, написанной в Духов день 1915 года:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар
—
Так молюсь за Твоей
литургией
После стольких томительных
дней,
Чтобы туча над темной
Россией
Стала облаком в славе лучей.
Трагично сложилась судьба
Ахматовой в послереволюционные годы: она
пережила гибель мужей от рук режима,
репрессию сына, погибли в лагерях ее лучшие
друзья... Бесконечный список потерь. Жизнь в
те годы увенчала ее Музу венком скорби.
Ахматова создает цикл стихов “Венок
мертвым”, посвященный памяти тех, кто не
выдержал пыток режима, своим друзьям-поэтам
О. Мандельштаму, М. Булгакову, Б. Пастернаку,
М. Цветаевой:
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет,
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
Ахматовская Муза в те годы
становится национальным голосом вдов,
сирот и матерей, который достигает вершины
в “Реквиеме”:
...О них вспоминаю всегда и
везде,
О них не забуду и в новой
беде,
И если зажмут мой
измученный рот,
Которым кричит
стомильонный народ,
Пусть так же они поминают
меня
В канун моего погребального
дня...
Эпиграфом к “Реквиему” Ахматова
взяла стихи, написанные ею позже, в 1961 году:
Нет, и не под чуждым
небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
—
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к
несчастью, был.
Путь слияния с участью народа,
когда в череде памятных дат “нет ни одной
не проклятой”, помогает Ахматовой ощутить
свою преемственность с великими русскими
поэтами, чьи лиры звенели “как колокол на
башне вечевой”:
Здесь столько лир повешено
на ветки...
Но и моей как будто место
есть...
Поэтическое своеобразие
Ахматовой в том, что она особенно остро
ощущала боль своей эпохи, как свою
собственную. Отечественная война 1941—1945
годов прервала на время ужас сталинских
репрессий, но принесла новую беду:
Ленинградскую беду
Руками не разведу...
Я земным поклоном
В поле зеленом
Помяну...
(“Причитание”).
Стихотворение “Мужество”
звучит как клятва от имени всего народа:
Мы знаем, что ныне лежит на
весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на
наших часах,
И мужество нас не покинет...
………………………………………..
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя
пронесем,
И внукам дадим, и от плена
спасем
Навеки!
3. Ахматова стала голосом своего времени, она мудро, просто
и скорбно разделила судьбу народа. Она остро ощущала свою принадлежность двум
эпохам — той, что ушла, и той, что царствует. Ей пришлось хоронить не только
близких, но и свое время, оставив ему “нерукотворный” памятник стихов и поэм:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
Стихотворения Ахматовой —
всегда один миг, длящийся, незавершенный,
еще не разрешившийся. И этот миг, горестный
он или счастливый, — всегда праздник, так
как это торжество над повседневностью.
Ахматова сумела соединить в себе эти два
мира — внутренний и внешний, — связать свою
жизнь с жизнью других людей, принять на себя
не только свои страдания, но и страдания
своего народа. Ее Муза не прячется в
комнатный шепот, а рвется на улицу, на
площадь, как некогда некрасовская “Муза
мести и печали”:
Не лирою влюбленного
Иду прельщать народ —
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
В послевоенный период Ахматова
продолжала работать, творить: “Я не
переставала писать стихи. Для меня в них —
связь моя с временем, с новой жизнью моего
народа. Когда я писала их, я жила теми
ритмами, которые звучали в героической
истории моей страны”.
|