Литература
Ответ на билет №40
Тема революции в поэме
А. А. Блока “Двенадцать”. Чтение наизусть
отрывка из поэмы.
1. Творческий путь А. Блока - путь
поиска истины.
2. Поэма А. Блока “Двенадцать”:
а) ветер революции;
б) особенности построения сюжета,
прием контраста;
в) герой поэмы.
3. Трагические противоречия
революции в поэме:
а) Петька и Катька;
б) преобразование буйной
вольницы а организованную волю.
4. Символика цвета в поэме.
5. Образ Христа и его значение.
6. Автор и его оптимистическая
позиция в финале поэмы.
1. Поэтический мир Блока — это
нелегкий путь поиска истины, стремление
найти идеал, попытка обрести гармонию
земного и небесного. Задолго до революции
поэт предчувствовал, “как зреет в сердце
гнев”, а “злость гнева есть мятеж”. Но в
блоковском понимании революции
отсутствует политическая оценка, он
воспринимает ее как стихию, которая должна
разжечь “мировой пожар” в душе каждого
человека, тем самым очищая ее. Поэт говорил:
“Всем телом, всем сердцем, всем сознанием —
слушайте Революцию”. Поэма “Двенадцать”,
написанная А. Блоком в январе 1918 года, стала
новой и высшей ступенью его творчества. Сам
поэт говорил: “...поэма написана в ту
исключительную и всегда короткую пору,
когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях — природы,
жизни и искусства”. Эта “буря во всех морях”
и нашла свое отражение в поэме. Блок в это
время искренне верил в “великие цели”
революции, в то, что она призвана “переделать
все”, “устроить так, чтобы все стало новым:
чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная
наша жизнь стала справедливой, честной,
веселой и прекрасной жизнью”.
2. Революцию с “красным петухом”
— поджогами помещичьих усадеб, с насилием,
грабежами, самосудами принимает Блок и в
поэме “Двенадцать” освящает именем Христа.
Он видит революцию как стихийное явление,
которое, подобно ветру, метели, буре, не
имеет цели и направления. Это природная
воля, которая до поры до времени таилась в
самых глубинных пластах народной жизни и,
подобно огненной лаве, вырвалась из недр,
уничтожая все на своем пути. Эта стихия
революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер!
На всем божьем свете!
“Ветер хлесткий” “гуляет”, “свищет”,
“и зол и рад” — “разыгралась чтой-то вьюга”,
“ох, пурга какая, спасе!” — сметает
ненавистные поэту плакатные фигуры “страшного
мира”, буржуазной пошлости.
Строя сюжет поэмы, Блок широко
использует прием контраста: “Черный ветер”
— “белый снег”. Резкое противопоставление
двух миров — “черного” и “белого”,
старого и нового — противоречия самой
истории, ее реалий. Гибнущий мир — это “барыня
в каракуле”, “буржуй”, “товарищ-поп”, “писатель-вития”,
уличные проститутки, которым неуютно под
ветром революции.
Мир “новой жизни” Блок
нисколько не идеализирует. Выразители
народной стихии, двенадцать
красногвардейцев, несут в себе крайности. С
одной стороны, это люди, сознающие свой
высокий революционный долг и готовые его
исполнить:
Товарищ, винтовку держи, не
трусь!
Пальнем-капулей в Святую Русь —
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
С другой — в их психологии еще
живы и отчетливо выражены настроения
стихийной “вольницы”:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба —
Гуляет нынче голытьба!
3. Блок видит революцию в ее
трагических противоречиях и пытается
понять ее смысл: несет ли революционная
стихия только разрушения или она
созидательна. В настоящем автор видит
разгул мрачных сил. В Петрухе, как и в
остальных красногвардейцах, подчеркнуто
разбойное, мятежное начало: “бубновый туз”
— знак каторжника. Но темные души Петьки и
Катьки в глазах поэта значительнее “среднего
человека”, лишенного высоких порывов и не
способного к страданию. Внутреннее
преображение Петьки возможно, но путь к
нему не прост. Герой переживает серьезные
испытания. Его любимая Катька становится
жертвой революции:
А Катька где? — Мертва,
мертва!
Простреленная голова!
Блок показывает страдания и боль
Петрухи. Личное и общественное приходят в
болезненное столкновение. Но
красногвардейцы стыдят потрясенного
Петьку:
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха понимает свой долг. Его личная трагедия перегорает
в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение, которое постепенно приобретает
направление и цель, что передает автор стихом в ритме марша:
В очи бьется
Красный флаг,
Раздается
Мерный шаг.
Таким образом, буйная вольница
превращается в поэме в ритмически
организованную волю.
4. Красный цвет в поэзии Блока
часто соотносится с состоянием тревоги и
сомнения, но здесь поэт значительно
расширяет его смысловые границы. Красный
флаг находится в руках Христа, поэтому он
становится символом нового времени, новой
веры. В финальной строфе есть важная деталь:
красный флаг становится кровавым флагом.
Значит, путь к свободной, новой жизни лежит
“сквозь кровь и пыль”, через смерть
человека. И здесь вспоминается убитая
Катька, которая погибла не от руки старого
мира, а от жестокости людей, идущих в новую
эпоху. По-видимому, Блок, отрицая старый мир,
не может принять до конца и новый.
5. В финальной главе поэмы возникает образ Христа. Необычно
появление такого образа в поэме, где звучит тема революции, где совершается
убийство женщины, но в то же время нельзя отрицать логичности и органичности
его возникновения. Образ Христа — это прежде всего высокий нравственный идеал,
способный привести людей к желанной гармонии. Он несет в себе Добро,Любовь,
Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит
воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие
свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока:
...Так идут державным шагом
—
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Таков конец поэмы: возвышенный и
светлый. Если начало поэмы было
представлено в цветовых контрастах, а ее
ход был окрашен исключительно черным
цветом, то здесь главным цветом становится
белый — символ высшей духовности. У Христа
“белый венчик из роз”. Это необычно, потому
что в традиционном изображении Христос
являлся в терновом венце, что
символизировало его муки и страдания. Для
Блока не это главное: поэту важнее, что
Христос как высший идеал нравственной
чистоты несет в жизнь новую веру. Белый цвет
— символ святости, чистоты, непорочности, а
ведь именно эти черты воплощает Христос.
6. Таким образом, блоковское
понимание революции получило свое
завершение: это нелегкий путь из мрака (“черная
злоба”) к свету (“святая злоба”), от
безверия (“Эх, эх, без креста”) к вере (“Господи,
благослови”), от опустошенности,
безысходности к обретению высшего идеала.
“Сквозь кровь и пыль” революционных бурь
Блок увидел впереди воплощение красоты и
гармонии.
|