Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

Литература

Ответ на билет №4

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

1. Слово о поэте.

2. Вольнолюбивая лирика.

3. Тема поэта и поэзии.

4. Философская лирика.

5. Пейзажная лирика.

6. Тема дружбы и любви.

7. Значение лирики А. С. Пушкина.

1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. “Муза Пушкина”, по словам В. Г. Белинского, “была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов”. На протяжении всего своего творческого пути поэт был с “веком наравне”, оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма — все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике “поэзию во всей ее очаровательной красоте”, научил уважать и любить литературу.

2. Первая четверть XIX века — время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами — Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении “Лицинию” (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде “Вольность”, в стихах “К Чаадаеву” и “Деревня”. Ода “Вольность” (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле.

Поэт призывает “на тронах поразить порок” и к воцарению Закона:

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Ненавидя тиранию, он восклицает:

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Ода “Вольность” написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,— это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с “самовластьем”:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. “Гнет власти роковой” противостоит порывам “нетерпеливой души”. Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

В стихотворении “Деревня” (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя — беззаконие, произвол, рабство, обнажил “страдание народов”. В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть “Деревни” — приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает “везде следы довольства и труда”, так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается “от суетных оков”. Безграничность горизонта — естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня “открыла” свободу и которого сделала “другом человечества”, способен ужаснуться “барству дикому” и “рабству тощему”. Поэт негодует:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Этот “грозный дар” мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение

“Деревня”:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далекой “звездой пленительного счастья”, а “прекрасной зарей”. От пылкого послания “К Чаадаеву” и горького гнева “Деревни” Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением (“Кто, волны, вас оставил...”), к кризису 1823 года (“Сеятель”), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Сравнив народ со стадом, автор говорит о том, что человеку, не понимающему, что такое свобода, она не нужна. Лишь внутренняя свобода — истинная, и к ней надо стремиться.

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании “Дельвигу” (1821) Пушкин подтверждает:

Одна свобода мой кумир...

В послании “В. Л. Давыдову” (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение “Кинжал”. Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд,

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

……………………………………

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет...

В ссылке в Михайловском Пушкин под впечатлением юга пишет элегию “К морю”, где в сознании поэта слились стихия моря и свободы. Мятежная свобода моря рождает в воображении поэта образы Наполеона, Байрона:

…………………………………

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец...

В элегии “К морю” жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием “судьбы людей”, которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно — сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях “Зачем ты послан был и кто тебя послал?”, “К Языкову”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Заступники кнута и плети” и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание “Во глубине сибирских руд” (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А в стихотворении “Арион” свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою...

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении “Памятник”, подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что “в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

3. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании “К другу стихотворцу” (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать...
Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки.
Лачужка под землей, высоки чердаки -
Вот пышны их дворцы, великолепны залы...
Их жизнь — ряд горестей...

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного “угрюмого рифмотворца” (“К Галичу”, 1815), “скучного проповедника” (“Моему Аристарху”, 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе “пламенный восторг”. Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на “священную” область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как “детище” вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: “Что ж изберете вы?” — поэт отвечает: “Свободу”. Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение “Пророк” (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: “Глаголом жечь сердца людей”. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт — избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только “Бога глас” дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. “Открылись вещие зеницы” для того, чтобы видеть окружающий мир, “жало мудрыя змеи” дано вместо языка, а вместо трепетного сердца — “угль, пылающий огнем”. Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чутко слышит и видит. “Бога глас” повелевает “жечь сердца людей” поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении “Поэт” (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, “божественный глагол до слуха чуткого коснется”, поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

В стихотворениях “Поэту”, “Поэт и толпа” Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от “толпы”, “черни”, понимая под этими словами “светскую чернь”, людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплодна:
Какая польза нам от ней?

Такое отношение “непосвященной” толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес...

……………………………………

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

Поэзия — удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. “Звуки сладкие” и “молитвы”, красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение “Поэту” (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение “Эхо”, 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.

В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда “нет отзыва”. Для поэта главное — служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти “толпы” и “черни”.

Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836):

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.

4. Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Жизнь поэта в лирике увидена “сквозь магический кристалл” прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829), “Телега жизни” (1823), “Анчар” (1828), “Сцена из Фауста” (1825), “О нет, мне жизнь не надоела...” и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска (“Зимняя дорога”), мучает душевная неудовлетворенность (“Воспоминание”, 1828; “Безумных лет угасшее веселье”, 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед (“Предчувствие”, 1828).

Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла...” поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении “Элегия” (1830) трагические нотки первой части

Мой путь уныл,
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнующее море...

сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:

Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении “К Чаадаеву” (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении “...Вновь я посетил...” (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, “молодой семьи”, “племени младого, незнакомого”, навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня...

Но поэт не поддается унынию и находит опору в “лелеющей душу гуманности”, видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум...

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином, наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.

5. Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям.

Поэзия для Пушкина — это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в “вечной красоте” этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как “Редеет облаков могучая гряда”, “Погасло дневное светило...”, “К морю” и другие. В стихотворении “Погасло дневное светило” (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к “брегам печальным туманной родины”. Сумрак вечера превратил море в “угрюмый океан”, который навевает грусть, тоску и не излечивает “прежних сердца ран”.

А в стихотворении “К морю” (1824) поэт рисует “торжественную красу” моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит “скучный, неподвижный брег”. Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со “свободной стихией”, поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы...

В стихотворении “Зимнее утро” (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером “вьюга злилась”, подруга поэта “печальная сидела”, но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении “Осень” (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года — осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту осень мила “красою тихою, блистающей смиренно”, “из годовых времен он рад лишь ей одной”. Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне...

……………………………………………

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

“Гаснет краткий день”, но “пробуждается поэзия”. “Пробуждается поэзия” только тогда, когда сам поэт “жизни полон”.

А. С. Пушкин написал стихотворение “...Вновь я посетил...” (1835) во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний — эту “связь времен” — грядущим поколениям.

Стихотворение “...Вновь я посетил...” пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.

6. В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина — счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в стихотворении <19 октября” (1825) дружба для поэта — защита от “сетей судьбы суровой” в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость “дома опального”. Дружба противостоит гонениям судьбы.

...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.

……………………………………………

Мы встретились и братски обнялись.
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

Дружба для Пушкина — щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше уз дружбы для поэта нет ничего.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен —

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много его друзей и знакомых. “Повешенные повешены, — писал он, — но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна”. Поэт пишет друзьям своим стихотворение “Во глубине сибирских руд...”, поддерживая их в трудные минуты, и послания “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину”, “К Языкову” и другие. В стихотворении “19 октября” (1827) глубокое переживание за судьбы друзей вдохновляет Пушкина:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И та мрачных пропастях земли!

Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение “Была пора: наш праздник молодой...”. Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец; время меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам.

Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром — нет! — промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?

Любовная лирика Пушкина — это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта — “святыня” (стихотворение “Красавица”).

В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание (“Певец”, “К Морфею”, “Желание”).

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь — слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения (стихотворения “Редеет облаков летучая гряда”, “Ночь”). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность. Стихотворение “Я помню чудное мгновенье...” (1825) — гимн красоте и любви. Любовь не только обогащает, но и преображает человека. Это “чудное мгновенье” — стихия человеческого сердца. Любовь оказывается не убитой ни томленьями “грусти безнадежной”, ни “тревогой шумной суеты”. Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Явление “гения чистой красоты” внушило поэту и восхищение идеалом, и упоение любовью, и просветленное вдохновение. Без любви нет жизни, божества и вдохновенья.

Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: “Не пой, красавица, при мне...” (1828), “Я вас любил...” (1829), “На холмах Грузии...” (1829), “Что в имени тебе моем-?..” (1830), “Прощание” (1830). Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств — безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделенная, — огромное счастье, облагораживающее человека.

7. Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории. Окруженный толпой врагов, которые не могли простить ему смелую независимость, сдавленный железным контролем Николая I, он не сдался, не отступил и до конца продолжал следовать своей “дорогою свободной”. Он знал, что его подвиг смогут оценить будущие поколения и с думой о них создавал свои бессмертные произведения. В начале творческого пути в одном из стихотворений он вопрошал:

Мои летучие посланья

В потомстве будут ли цвести?..

А незадолго до смерти, как бы подводя итог своего творчества, выразил твердую уверенность в том, что к нему “не зарастет народная тропа”. Мечта Пушкина о “нерукотворном памятнике” сбылась, а его творчество во всех поколениях будет пробуждать “чувства добрые”. Лирика Пушкина дала все основания Гоголю сказать:

“Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение