Литература
Ответ на билет №38
Поэзия “серебряного
века” (общий обзор). Чтение наизусть одного
из стихотворений.
1. Основные литературные
направления на рубеже XIX и XX веков:
а) реализм:
б) модернизм.
2. Символизм:
а) старая школа;
б) новая школа.
3. Акмеизм.
4. Футуризм:
а) кубофутуристы
б) эгофутуристы.
5. Значение поэзии “серебряного
века”.
1. На рубеже XIX и XX веков
радикально изменились буквально все
стороны жизни России — экономика, политика,
наука, технология, культура, искусство.
Новая эпоха историко-культурного развития
отличалась стремительной динамикой и
острейшим драматизмом. Переход от
классической литературы к новому
литературному направлению сопровождался
далеко не мирными процессами в
общекультурной и внутрилитературной жизни,
неожиданно быстрой сменой эстетических
ориентиров, кардинальным обновлением
литературных приемов. Особенно динамично
развивалась в это время русская поэзия.
Позднее поэзия этой поры получила название
“поэтический ренессанс”, или “серебряный
век”. Эпитет “серебряный” подразумевает
индивидуальность и особое сияние (не блеск!),
одухотворенность целого созвездия
неповторимых художников слова этого
времени. Возникнув по аналогии с понятием “золотой
век”, традиционно обозначавшим пушкинский
период русской литературы, это
словосочетание поначалу использовалось
для характеристики вершинных явлений
поэтической культуры XX века — творчества А.
Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой,
О. Мандельштама и других блестящих мастеров
слова. Однако постепенно термин “серебряный
век” стали относить ко всей художественной
культуре России конца XIX — начала XX века:
это символизм, акмеизм, “неокрестьянская”
и частично футуристическая литература. В
писательской среде возникла тяга к
объединению между близкими по
мировоззрению и эстетике литераторами,
художниками, философами. Поэтому новые
литературные направления, как правило,
развивались из деятельности небольших
писательских кружков, объединявших
писателей со сходными взглядами на поэзию,
искусство. Именно разная оценка
возможностей и предназначения человека
разводит поэтов по разным руслам единой
литературы. Реализм на рубеже веков
продолжал оставаться масштабным и
влиятельным литературным направлением. Модернистскими
принято считать прежде всего три
литературных течения, заявивших о себе в
период с 1890 по 1917 год. Это символизм,
акмеизм и футуризм.
2. Символизм —самое крупное из модернистских течений, возникших
в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д. С. Мережковским.
Центральное место в поэзии он отводил символу.
а) На начальном этапе своего
существования символизм отражал
декадентские тенденции — уныние, страх
перед жизнью, неверие в возможности
человека:
Мы — над бездною ступени,
Дети мрака, солнца ждем,
Свет увидим и, как тени,
Мы в лучах его умрем.
Д. Мережковский
К группе декадентских поэтов
принадлежали З. Гиппиус, В. Брюсов, Н.
Минский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
б) Но затем в символизм влились
новые поэты, существенно обновившие облик
течения: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и
другие. С их приходом многие из символистов
пересмотрели свои взгляды на литературу, и
символизм стал важным фактором русской
культурно-духовной жизни. Для творчества
символистов новой школы характерно
стремление к высшему идеалу, вера в высокое
предназначение искусства и призыв к
объединению людей. Они проповедовали
слитность творчества и религии, культ формы
(символа), музыкальность стиха:
Среди миров, в мерцании
светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с
другими...
И. Анненский
Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
3. Акмеизм. В литературное объединение “Цех поэтов” вошли Н.
Гумилев, С, Городецкий, М. Кузмин, О. Мандельштам, А. Ахматова. Поэты-акмеисты
выступали за художественное освоение многообразного и яркого земного мира. Они
противопоставляли мистическим устремлениям символизма “стихию естества”, декларировали
конкретно-чувственное восприятие “вечного мира”, возврат слову его изначального
смысла.
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имен.
Назвать, узнать, сорвать
покровы
И праздных тайн, и ветхой
мглы —
Вот первый подвиг. Подвиг
новый —
Живой земле пропеть хвалы.
С. Городецкий
Наиболее авторитетными
учителями для акмеистов стали поэты,
сыгравшие заметную роль в символизме, — М.
Кузмин, И. Анненский, А. Блок. Можно сказать,
что акмеисты наследовали достижения
символизма, нейтрализуя его крайности. Для
акмеистов оказалась неприемлемой излишне
настойчивая тенденция к восприятию
реальности как знака непознаваемого, как
искаженного подобия высших сущностей.
Очень большое значение акмеисты придавали
категории памяти. Память стала важнейшим
эстетическим компонентом в творчестве А.
Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама.
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце
берегу.
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не
могу...
А. Ахматова
Но вступая, обновленный, в
неизвестную страну,
Ничего я не забуду, ничего не
прогляжу.
И, чтоб помнить каждый подвиг —
и возвышенность,
и степь,—
Я к серебряному шлему прикую
стальную цепь.
И. Гумилев
Молись, музыкант
встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты
брошенный,
Подхватывай легкий мяч!
О. Мандельштам
4. Футуризм —это самое крайнее по эстетическому радикализму
течение. Футуристы тяготели к формальному экспериментаторству и выступали против
выражения общественных тенденций в искусстве. Для их поэзии характерен дух анархического
бунтарства. Они могли дробить слово, создавать новое, комбинировать его с другими
словами. Дух бунтарства у футуристов присутствовал не только при “освистывании”
всего, что не соответствовало нормам футуристического направления, но и в создании
стихов.
а. Кубофутуристы (В. Хлебников, Д. Бурлюк,
В. Каменский, В. Маяковский) стремились к созданию трудной
игры слов:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик...
В. Хлебников
б. Эгофутуристы (И. Северянин) выступали
как поэты изысканной общедоступности:
Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно,
искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И
берусь за перо!
5. Русская поэзия “серебряного века” явила
блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи
редко замыкались в пределах литературной школы или течения.
Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими
индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
Великие художники своего времени,
отличавшиеся друг от друга не только стилем,
но и мироощущением, художественным вкусом,
поэты “серебряного века” сыграли видную
роль в развитии и обновлении русского стиха.
|