Литература
Ответ на билет №34
Герои ранних
рассказов М. Горького.
1. Слово о писателе. Романтические
идеи в раннем творчестве Горького.
2. Рассказ “Макар Чудра” —
утверждение идеала личной свободы.
3. Рассказ “Старуха Изергиль” —
осознание личности человека:
а) “бесплотное облачко”
человеческой жизни;
б) горящее сердце;
в) истоки славы и бесславия;
г) Изергиль — романтический
идеал свободы.
4. “В жизни... всегда есть место
подвигам” (вера автора в прекрасное
будущее).
1. Максим Горький вступил в
литературу в период духовного кризиса,
который поразил российское общество на
рубеже веков. Мечты о гармонии между
человеком и обществом, которые вдохновляли
писателей XIX века, остались
нереализованными; до предела обостряются
социальные и межгосударственные
противоречия, грозящие разрешиться мировой
войной и революционным взрывом. Безверие,
уныние, апатия для одних стали нормой, для
других — толчком к поиску выхода. Горький
отмечал, что писать он начал “по силе
давления... томительно бедной жизни”,
которой он стремился противопоставить свое
представление о человеке, свой идеал.
Раннее творчество М. Горького (90-е
годы ХIХ века — первая половина 1900-х годов)
идет под знаком “собирания” истинно
человеческого: “Я очень рано узнал людей и
еще в молодости начал выдумывать Человека,
чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые
люди... убедили меня, что я плохо выдумал
утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и
— это так понятно! — снова от них
возвращаюсь к Человеку”, — писал в это
время Горький. Рассказы Горького 90-х годов
можно разделить на две группы. Одни из них
основаны на вымысле: автор использует
легенды или сам сочиняет их. Другие —
рисуют характеры и сцены из реальной жизни
босяков (“Челкаш”, “Емельян Пиляй”, “Однажды
осенью”, “Двадцать шесть и одна” и др.).
Героям всех этих рассказов присуще
романтическое мироощущение.
2. Герой уже первого горьковского
рассказа “Макар Чудра” упрекает людей за
их рабскую психологию. Людям-рабам
противопоставлены в этом романтическом
повествовании вольнолюбивые натуры Лойко
Зобара и красавицы Рады. Жажда личной
свободы для них так сильна, что даже на
любовь они смотрят как на цепь, сковывающую
их независимость. Лойко и Рада своей
духовной красотой и силой страсти
превосходят всех окружающих, что и приводит
к напряженному конфликту, заканчивающемуся
гибелью героев. В рассказе “Макар Чудра”
утверждается идеал личной свободы.
3. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к шедеврам раннего
творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального
характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности. а) В рассказе
противопоставлены два легендарных сюжета и герои с диаметрально противоположными
жизненными позициями. Герой первой легенды — Ларра, сын женщины и орла. Он лишь
внешне похож на человека, являясь при этом сеятелем смерти и противопоставляя
себя жизни. Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой
ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, — все это обесценивает и
гордость, и красоту, изначально было присущие Ларре. Ларра — воплощенная бездуховность:
только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: “Я убил ее потому, мне
кажется, — что она меня оттолкнула... А мне было нужно ее <...> я один...
я не поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!” Нарушив закон бытия: “за
все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”,
Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка
самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от
него, — тень и имя “отверженный”: “он стал уже как тень и таким будет вечно!
Он не понимает речи людей, ни их поступков — ничего”. Судьбу Ларры определил
суд человеческий. Суть наказания — отторжение от людей. б) Герой второй легенды
— Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим
без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся
в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше,
когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела,
осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила
обычного человека в подвижника. Источник его подвига — глубокая вера в возможность
пробуждения в соплеменниках человеческого начала. “Горящее сердце” символизирует
заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям
о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет
идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели,
что “он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого
огня”, — потому-то и пошли они за ним, что “верили в него”. Писатель наделяет
обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко — установление
нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Поэтому и ведет он
свой народ из тьмы, холода и смерти — хаоса — к свету, солнцу, теплу — к гармонии.
Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке
и спасителе. “Осторожный человек” незаметно растаптывает угольки от горящего
сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном
и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости
и нравственной низости.
в) В обеих легендах люди племени
воплощают ту самую “томительно бедную
жизнь, лишенную благородных порывов,
духовных взлетов”. Им противопоставлены
герои сильные и свободные, но эти герои
противопоставлены и друг другу. Ларра
использует свою силу во зло людям, и потому,
даже обретая бессмертие, он страдает. Данко
отдает свою жизнь во имя людей и, умирая,
испытывает истинную радость. “Голубые
искры в степи” и “бесплотное облачко” —
эти явления наблюдают автор и старуха, и они
явились поводом к рассказу двух легенд о
славе Данко и бесславии Ларры.
г) Между двумя легендами в
рассказе показана история жизни Изергили.
Она тоже романтическая героиня, идеал ее —
свобода. Она гордый человек, живет так, как
ей хочется. Ради любимого человека она
способна на подвиги самопожертвование. В
этом она близка Данко. Вся жизнь ее — поиск
любви, а по сути попытка найти в жизни
личность яркую, способную на смелый
поступок. Но реальный мир небогат такими
людьми, и поиск оказался бесплодным.
Слабость, бесцветность окружающих людей
иссушили эту некогда красивую женщину, но
не убили ее мечту о гордом человеке.
4. “В жизни, знаешь ли ты, всегда
есть место подвигам”, — делится Изергиль с
рассказчиком своей сокровенной мыслью. Да и
сам автор верит в это, изображая
великолепные картины природы, окружающей
героев, и гордые, красивые фигуры молдаван:
“Они шли, пели и смеялись; мужчины —
бронзовые, с пышными, черными усами и
густыми кудрями до плеч... женщины и девушки
— веселые, гибкие, с темно-синими глазами,
тоже бронзовые”.
В ранних романтических
произведениях Горького формируется
концепция личности, которая получит свое
развитие в более поздних произведениях
писателя.
|