Литература
Билет №30
Основные темы и идеи
произведений А. П. Чехова: “Крыжовник”, “Ионыч”,
“Попрыгунья”, “Дама с собачкой”, “Дом с
мезонином” (по выбору учащегося).
1. Основная идея творчества А. П.
Чехова.
2. Рассказ А. П. Чехова “Ионыч”:
а) идеалы юности;
б) духовная деградация героя;
в) картины смерти заживо.
3. Причины духовного падения
Дмитрия Старцева.
1. Антон Павлович Чехов (1860—1904) по
праву считается мастером короткого
рассказа, новеллы-миниатюры. Все его
рассказы не только очень реалистичны, но в
них заложен глубокий философский смысл. “Пошлость
пошлого человека” — это то, против чего всю
жизнь боролся писатель, эта тема прошла
через все творчество Чехова. Протест против
“обыденщины” — главное в его
произведениях.
Судьбы героев его рассказов
очень разные, но всех их объединяет одно:
проблема духовной деградации человека,
тема смысла жизни.
2. В рассказе “Ионыч”, героем
которого является Дмитрий Ионыч Старцев,
Чехов исследует процесс духовной
капитуляции человека перед темными силами
жизни.
а) Дмитрий Старцев был назначен
врачом в земскую больницу. Он хороший врач,
честно выполняет нелегкие свои обязанности:
проводит год “в трудах и одиночестве”, не
имея свободного часа. Это юноша с идеалами и
желанием чего-то высокого. Он терпеть не
может “картежников, алкоголиков, хрипунов”
— обывателей города С. Старцев выгодно
отличается и горячими движениями души, и
пылкостью чувств от жителей города. Долгое
время те раздражали его “своими
разговорами, взглядами на жизнь и даже
своим видом”. В разговоре “о политике или
науке” обыватель становится в тупик или “заводит
такую философию, тупую и злую, что остается
только рукой махнуть и отойти”. Дмитрий
знакомится с семьей Туркиных, “самой
образованной и талантливой в городе”,
влюбляется в Екатерину Ивановну — Котика —
миловидную девушку. Это чувство оказалось
за все время его жизни в городе “единственной
радостью и... последней”. Ради своей любви
он готов, казалось бы, на многое. Поверив не
очень умной шутке Котика, он даже идет ночью
на свидание к ней на кладбище. Когда же
Котик уехала из города, он страдал всего три
дня. б) Огонек в его душе погас. К 35—36 годам
он уже превратился в Ионыча — ожирел,
потерял совесть и стал похож не на человека,
а на языческого бога. Физическое ожирение
приходит к Старцеву незаметно. Он перестает
ходить пешком, страдает одышкой, любит
закусить. Подкрадывается постепенно и
моральное “ожирение”. Он по опыту знал, что
с обывателями можно играть в карты,
закусывать и говорить только о самых
обыденных вещах. Но постепенно Старцев
привык к такой жизни и втянулся в нее. А если
ему не хотелось говорить, он больше молчал,
за что получил прозвание “поляк надутый”.
Теперь же, несмотря на свою нелюдимость,
раздражительность, тяжелый характер, он уже
не пугает обывателей. И его перестали звать
“надутый”, а зовут по-родственному — “Ионыч”.
Когда Котик возвратилась, то жила надеждой
на любовь Старцева. Ей так хотелось видеть в
нем “лучшего из людей”, она “пристально и
с любопытством” вглядывается в него,
обращает на него “грустные, благодарные,
испытывающие глаза”. Екатерине Ивановне
хочется найти человека, который позвал бы
ее куда-то из этого дома, ставшего чужим,
открыл бы ей какую-то высокую цель в жизни.
Но это уже не прежний молодой человек,
который мог прийти ночью на свидание на
кладбище. Он слишком обленился духовно и
нравственно, чтобы любить и иметь семью.
Огонек в душе Ионыча погас окончательно.
Беспросветным бездушием веет от его слов,
когда он получает письмо от Екатерины
Ивановны. “Он прочел письмо, подумал и
сказал Паве:
- Скажи, любезный, что сегодня я не
могу приехать, я очень занят. Приеду, скажи,
так дня через три”. Произнесена самая
банальная, расхожая фраза, а за нею -
оледенение души. И, чтобы сделать последний
штрих в этой картине смерти заживо, Чехов
приводит еще одну, последнюю, фразу Ионыча,
относящуюся к предмету его бывшей любви: “И
когда, случается, по соседству за каким-нибудь
столом заходит речь о Туркиных, то он
спрашивает:
- Это вы про каких Туркиных? Это
про тех, что дочка играет на фортепьянах?
Вот и все, что можно сказать про
него”.
в) Приговор произнесен очень
просто. А ведь это ужасный приговор.
Праздное, механическое любопытство звучит
в вопросе Ионыча, вконец опустившегося
обывателя.
Что же его волнует в конце жизни?
Главным развлечением доктора, в “которое
он втянулся незаметно, мало-помалу”, было
по вечерам вынимать из карманов бумажки, а
потом, когда денег стало слишком много,
рассматривать дома, предназначенные к
торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не
смог бы объяснить, зачем ему одному столько
денег. Старцев и сам знает, что “стареет,
полнеет, опускается”, но ни желания, ни золи
к борьбе с обывательщиной у него нет.
Жизненный путь завершен.
3. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился
в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, “проходит
тускло, без впечатлений, без мыслей”. Да и сам Старцев растерял все лучшее,
что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.
Отчего же так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы,
простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и мелок
в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих
убеждениях, не способен их отстаивать, — а кончается идейным и нравственным
отступничеством, полной духовной деградацией.
|