Литература
Ответ на билет №3
Проблематика и идейный
смысл комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Чтение наизусть отрывка из комедии.
1. Конфликт комедии — конфликт
века.
2. Основные противоречия “века
нынешнего” и “века минувшего”:
— отношение к службе;
— отношение к просвещению;
— отношение к феодально-крепостнической
системе.
3. Зарождение новых,
прогрессивных сил будущего:
— двоюродный брат Скалозуба;
— родственник Тугоуховской;
— Чацкий.
4. Чацкий — победитель или
побежденный?
5. Значение комедииА.С.
Грибоедова “Горе от ума”.
1.Комедия “Горе от ума” была написана А.С. Грибоедовым в начале
XIX века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими изменениями
в социальной среде и характерным для этого времени быстрым нарастанием противоречий
между представителями двух веков. Грибоедов уловил главный общественный конфликт,
наметившийся после Отечественной войны 1812 года. В комедии ставятся самые жгучие
вопросы той поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения
между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство
дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость
и свобода личности, национальная самобытность.
2. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического,
и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых
идей того времени. Борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” — это борьба Чацкого,
передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских
мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они карьеристы
и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение.
Службу они рассматривают только как источник доходов, как средство получить
незаслуженные почести. Очень показательно признание Фамусова:
А у меня что дело, что не
дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
В обществе московских дворян
распространены такие явления, как
кумовство, семейственность. Фамусов
говорит:
Ну как не порадеть родному
человечку,
и не скрывает тот факт, что у него
...служащие чужие очень
редки:
Все больше сестрины,
свояченицы детки.
Это люди, лишенные чувства
гуманности, враги свободы, душители
просвещения, их сокровенное желание — “забрать
все книги бы да сжечь”. Один из них
выменивает на три борзые собаки толпу своих
слуг, которые “и честь и жизнь его не раз
спасали”. Другой, ради пустой забавы,
сгоняет на крепостной балет “от матерей,
отцов отторженных детей”, а затем
распродает их поодиночке.
3.Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю
феодально-крепостническую систему,А.С. Грибоедов ясно видел и положительные
общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных стремлений
и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный брат, набравшийся
“каких-то новых правил”, пренебрег следовавшим ему чином, оставил службу и “в
деревне книги стал читать”. Княгиня Тугоуховская рассказывает, что ее родственник,
учившийся в педагогическом институте, “чинов не хочет знать!”. Фамусов, имея
в виду широкое распространение вольномыслия, называет свое время “ужасным веком”.
Но с наибольшей полнотой пробуждение национального, общественного самосознания
воплощено в образе Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин
против крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды,
беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что
стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и выступает пламенным
пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов писал: “В моей комедии
25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек разумеется в противоречии
с обществом, его окружающим”. Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден,
что его мечтания осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям
по духу.
4. В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого
сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги, которую
вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми, в нем усиливается
чувство отчужденности от общества, к которому он некогда принадлежал. Развязка
любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий оставляет неразрешенными
все противоречия и покидает Москву. В столкновении с фамусовским обществом Чацкий
терпит поражение, но, проигрывая, он остается непобежденным, так как понимает
необходимость борьбы с “веком минувшим”, его нормами, идеалами, жизненной позицией.
5. Изображая в комедии “Горе от
ума” социально-политическую борьбу
консервативного и прогрессивного лагерей,
общественные характеры, нравы и быт Москвы,
Грибоедов воспроизводит обстановку всей
страны. “Горе от ума” — это зеркало
феодально-крепостнической России с ее
социальными противоречиями, борьбой
уходящего мира и нового, призванного
победить. КомедияА.С. Грибоедова “Горе от
ума” — выражение идей первого этапа
русского освободительного движения.
|