Литература
Ответ на билет №26
Мысль семейная в
романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
1. Семья как основа основ.
2. “В доме Ростовых любовный
воздух”. Жизнь сердца.
3. Семья Болконских. Жизнь разума.
4. Семья Курагиных - мир “светской
черни”
— антитеза - прием раскрытия
основной идеи Льва Толстого.
5. Семья - гармония жизни.
1. В романе “Война и мир” автор
показывает пятнадцатилетний пласт жизни
многих людей в период великих потрясений и
перемен в России. Наряду с изображением
грандиозных исторических событий, с
философскими размышлениями автора
значительное внимание в романе уделяется
семье как основе основ. В центре романа
стоят три семьи: Ростовы, Болконские,
Курагины. Вместе с этими семьями мы
переживаем все события от начала романа до
его конца, видим их трудные и счастливые
минуты.
2. Первый раз мы встречаемся с
семейством Ростовых на именинах графини.
Сразу же попадаешь в атмосферу радушия,
любви и доброжелательности, так как “в доме
Ростовых любовный воздух”. Граф и графиня
— добрые и простые люди, всей душой и
сердцем открытые детям. Они рады каждому,
кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где
царят мир, взаимопонимание и уважение, —
это счастье. В семье все откровенны друг с
другом: искренне веселятся и плачут, вместе
переживают жизненные драмы. Все дети в
семье чувствуют родительскую нежность и
ласку. Наташа — искренняя, бескорыстная,
очаровательная девочка, готовая любить
весь мир. Младший сын Петя — добрый, честный
и по-детски наивный. Соня —девушка нежная и
чувствительная. Несмотря на то что она не
родная дочь в этом доме, ей здесь очень
уютно, потому что ее так же трепетно любят,
как и других детей. Эта семья — поистине
удивительный мир, хотя ей далеко до полной
гармонии. Странное, холодное и
эгоистическое поведение старшей дочери
Ростовых Веры никак не вяжется с
обстановкой в семье. “Что-то графинюшка
намудрила”, — считает отец. По роману мы
знаем, что в молодости лучшей подругой
графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние
чувствуется в воспитании Веры (своего сына
Бориса она воспитала эгоистичным, холодным
человеком). Видимо, своего первого ребенка
мать воспитывала так, как того требовал
свет, а не по велению собственной души. Все
члены семьи Ростовых необычайно близки
друг другу Даже дворовые люди Тихон,
Прокофий, Прасковья Саввишна очень преданы
семье Ростовых и ощущают себя с ними единой
семьей. Но Толстой показывает нам эту семью
и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы
тесно переплетаются с судьбами тысяч
русских дворянских семей во время войны 1812
года.
До последней минуты Ростовы
остаются в Москве. Но наступает час, когда
нужно принять решение: ехать или остаться.
Ростовы решают уезжать, дано распоряжение
грузить подводы. Но в доме остаются раненые,
люди, защищавшие город. И перед старшим
Ростовым встает вопрос: как поступить —
оставить нажитое добро (приданое детей) и
отдать подводы армии или уехать с добром, не
обращая внимания на душераздирающие
просьбы и стоны раненых. Но вмешательство
Наташи решает проблему. Она кричит с
искаженным лицом, что гадко и стыдно
оставлять беспомощных людей на милость
врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв
только самое необходимое, а подводы отдают
под раненых.
3. Несколько иную картину представляет семья Болконских. Толстой
показал три поколения этой семьи: князь Николай Андреевич, его дети — Андрей
и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение передавались в этой семье
такие качества, как чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм.
Но эта семья строится на ином основании, чем семья Ростовых. В семье Балконских
царит разум, а не чувство. Старый князь Болконский, считающий, что на свете
“есть только две добродетели — деятельность и ум”, всегда следует своим убеждениям.Он
постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то
занимается с дочерью. Эти черты присущи и его сыну, князю Андрею. Желание принести
пользу людям заставляет князя Андрея участвовать в работе со Сперанским, вести
преобразования в деревне и постоянно искать свое место в жизни. От отца, участника
походов Суворова, князю Андрею передался дух патриотизма. Старший Болконский,
узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь своей стране.
Он, несмотря на возраст, становится главнокомандующим ополчения и отдается этому
делу всей душой. У Андрея любовь к Родине и жизнь слиты воедино, он хочет совершить
подвиг во имя России. Во время войны 1812 года, несмотря на то, что князь Андрей
дал себе слово никогда не участвовать в военных походах, становится снова в
строй, воюет на передовой. Отношения княжны Марьи с отцом складываются по-другому.
Николай Андреевич очень любил свою дочь, но всячески скрывал свои чувства, порой
слишком сурово обращаясь с ней. От такого отношения к себе княжна Марья очень
страдала. Только перед смертью, в последние минуты жизни, в первый и последний
раз Николай Андреевич ощутил то высшее и одновременно мирское родство с дочерью,
которое, по мнению Толстого, и есть духовность и которое без душевной боли за
себя и других никому просто так не дается. Марья — воплощение удивительной,
самоотверженной любви. Воспитание, данное ей отцом, приучило ее жертвовать всем,
что у нее есть, ради других людей. Третье поколение Болконских — Николенька,
сын князя Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже
тогда он внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то особая, независимая,
сложная и сильная работа чувства и мысли.
4. Что же касается семьи Курагиных,
то они оказываются способными только
разрушать. Анатоль становится причиной
разрыва искренне любящих друг друга Наташи
и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера,
погружая его в пучину лжи и фальши. Лживые и
эгоистичные, Курагины сеют вражду и раздор
между людьми. Глава этой семьи, князь
Василий, насквозь фальшивый,
неестественный, алчный, порой даже грубый.
Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и
интриг. Самое главное в его жизни — деньги и
положение в обществе. Он готов ради денег
даже совершить преступление (сцена смерти
старого графа Безухова). Мир Курагиных —
мир “светской черни”. Автор, используя
прием антитезы, прямо противопоставляет им
семьи Ростовых и Болконских. И здесь мы
угадываем ту же самую антитезу, что
заключена в заглавии романа — “Война и мир”.
5. Только тем, кто жаждет единения,
Толстой дарует в финале своей эпопеи
обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами
предстают счастливые семьи Наташи и Пьера,
Марьи и Николая. В них соединились лучшие
черты лучших семейств. Наташа своей любовью
к мужу создает ту удивительную атмосферу,
которая вдохновляет и поддерживает его, и
Пьер счастлив, любуясь чистотой ее чувств,
той чудесной интуицией, с которой она
проникает в его душу. Они готовы вместе идти
до конца по дороге жизни, сохраняя
возникшую между ними гармонию.
В семье Ростовых Николай — хороший хозяин,
опора семьи. Графиня Марья вносит в семью
свою духовность, доброту и нежность. Их брак
так же счастлив, как и брак Пьера и Наташи.
Мы видим, что в своем романе Толстой уделяет
достаточно много внимания “мысли семейной”,
так как считает, что прочная семья — основа
государства, России.
|