Литература
Ответ на билет №25
Мысль народная в
романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Проблема роли народа и личности в истории.
1. Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2. Образ народа в романе —
толстовский идеал “простоты, добра и
правды”.
3. Две России.
4. “Дубина народной войны”.
5. “Мысль народная”.
6. Кутузов — выразитель
патриотического духа народа.
7. Народ — спаситель России.
1. Роман Л.Н. Толстого “Война и
мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей,
так как в нем отражены исторические события,
которые охватывают большой отрезок времени,
с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200
лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов,
Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин,
Багратион и др.), показаны все социальные
слои России того времени: высший свет,
дворянская аристократия, провинциальное
дворянство, армия, крестьянство, купечество.
2. В романе-эпопее, различные
элементы которого объединяет “мысль
народная”, образ народа занимает особое
место. В этом образе воплощен толстовский
идеал “простоты, добра и правды”.
Отдельный человек ценен лишь тогда, когда
он — неотъемлемая частица великого целого,
своего народа. “Война и мир” — это “картина
нравов, построенная на историческом
событии”, — писал Л.Н. Толстой. Тема
подвига русского народа в войне 1812 года
стала главной в романе. Во время этой войны
произошло объединение нации: независимо от
сословной принадлежности, пола и возраста
все были охвачены единым патриотическим
чувством, которое Толстой назвал “скрытой
теплотой патриотизма”, проявившимся не в
громких словах, а в поступках, часто
бессознательных, стихийных, но
приближающих победу. Это единение на основе
нравственного чувства глубоко спрятано в
душе каждого человека и проявляется в
тяжелую для родины пору.
3. В огне народной войны
происходит проверка людей, и мы отчетливо
видим две России: Россию народную,
объединенную общими чувствами и
устремлениями, Россию Кутузова, князя
Андрея, Тимохина — и Россию “военных и
придворных трутней”, враждующих между
собой, поглощенных своей карьерой и
безразличных к судьбам родины. Эти люди
утратили связь с народом, они лишь
изображают патриотические чувства. Их
ложный патриотизм проявляется в
высокопарных фразах о любви к родине и
ничтожных делах. Россия народная
представлена теми героями, которые так или
иначе связали свою судьбу с судьбой нации.
Толстой говорит о судьбах народных и
судьбах отдельных людей, о народном чувстве
как о мериле нравственности человека. Все
любимые герои Толстого — частичка людского
моря, составляющего народ, и каждый из них
по-своему духовно близок народу. Но не сразу
возникает это единение. Пьер и князь Андрей
идут по трудным дорогам в поисках народного
идеала “простоты, добра и зла”. И только на
Бородинском поле каждый из них понимает,
что истина там, где “они”, то есть простые
солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими
нравственными основами жизни, с простым и
добрым восприятием мира и людей переживала
те же патриотические чувства, что и весь
народ. Они оставляют в Москве все свое
имущество и отдают все подводы раненым.
4. Глубоко, всем сердцем понимают
русские люди смысл совершающегося.
Народное сознание как воинская сила
вступает в действие при приближении врага к
Смоленску. Начинает подниматься “дубина
народной войны”. Создаются кружки,
партизанские отряды Денисова, Долохова,
стихийные партизанские отряды под
предводительством старостихи Василисы или
какого-то безымянного дьячка, которые
топорами и вилами уничтожали великую армию
Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске
призывал солдат грабить его же лавку, дабы
врагу не досталось ничего. Готовясь к
Бородинскому сражению, солдаты смотрят на
него как на общенародное дело. “Всем
народом навалиться хотят”, — объясняет
солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые
рубахи, солдаты не пьют водки — “не такой
день”. Для них это был священный момент.
5. “Мысль народная” воплощена
Толстым и во множестве
индивидуализированных образов. Тимохин со
своей ротой так неожиданно атаковал врага,
“с такой безумною и пьяною решительностью,
с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что
французы, не успев опомниться, побросали
оружие и побежали”.
Те человеческие, моральные и
воинские качества, которые Толстой всегда
считал неотъемлемым достоинством русского
солдата и всего русского народа — героизм,
сила воли, простота и скромность, —
воплощены в образе капитана Тушина,
являющемся живым выражением народного духа,
“мысли народной”. Под непривлекательной
внешностью этого героя скрывается
внутренняя красота, нравственное величие. -
Тихон Щербатый — человек войны, самый
полезный боец в отряде Денисова. Дух
непокорности и чувство любви к своей земле,
все то бунтарское, смелое, что писатель
обнаруживал в крепостном крестьянине, он
собрал воедино и воплотил в образе Тихона.
Платон Каратаев вносит мир в души
окружающих людей. Он совершенно лишен
эгоизма: ни на что не ропщет, никого не
обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.
Высокий патриотический дух и
сила русской армии принесли ей
нравственную победу, и наступил перелом в
войне.
6. Выразителем патриотического
духа и подлинным полководцем народной
войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость
его заключается в том, что он понял закон о
невозможности одному человеку управлять
ходом истории. Главная его забота — не
мешать событиям развиваться естественно,
вооружившись терпением, подчиняться
необходимости. “Терпение и время” — таков
девиз Кутузова. Он чувствует настроение
масс и ход исторических событий. Князь
Андрей перед Бородинским сражением говорит
о нем: “У него не будет ничего своего. Он
ничего не придумает, ничего не предпримет,
но он все выслушает, все запомнит, все
поставит на свое место, ничему полезному не
помешает и ничего вредного не позволит. Он
понимает, что есть что-то значительнее воли...
А главное, почему веришь ему, — это то, что
он русский...”
7. Рассказав правду о войне и показав
человека в этой войне, Толстой открыл
героику войны, показав ее как испытание
всех душевных сил человека. В его романе
носителями подлинного героизма явились
простые люди, такие, как капитан Тушин или
Тимохин, “грешница” Наташа, добившаяся
подвод для раненых, генерал Дохтуров и
никогда не говоривший о своих подвигах
Кутузов, — именно тот народ, который,
забывая о себе, спасал Россию в годину
трудных испытаний.
|