Литература
Ответ на билет №2
Чацкий против фамусовского общества. Чтение
наизусть отрывка из комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
1. Основная проблематика комедии.
2. Идейный смысл и конфликт
комедии.
3. Фамусов и “век минувший”.
4. “Житья подлейшие черты”.
5. Любовный конфликт в комедии.
6. В чем трагедия Чацкого? И.А.
Гончаров “Мильон терзаний”.
7. Значение комедии А.С.
Грибоедова “Горе от ума”.
1. Комедия А.С. Грибоедова “Горе
от ума” была написана после Отечественной
войны 1812 года, в период подъема духовной
жизни России. В комедии поставлены
злободневные общественные вопросы того
времени: о государственной службе,
крепостном праве, просвещении, воспитании,
о рабском подражании дворян всему
иностранному и презрении ко всему
национальному, народному.
2. Идейный смысл комедии
заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов,
мировоззрений: старого, крепостнического, и
нового, прогрессивного, в разоблачении
всего отсталого и провозглашении передовых
идей того времени. Конфликт комедии —
конфликт между Чацким и фамусовским
обществом, между “веком нынешним и веком
минувшим”.
3. Что же собой представляют
враждующие стороны? Общество в комедии
получило название фамусовского по фамилии
Павла Афанасьевича Фамусова. Он типичный
представитель своего общества, обладает
всеми достоинствами, ценящимися в нем:
богатством, связями; он является примером
для подражания.
Фамусов — чиновник, но к своей
службе относится лишь как к источнику
дохода. Его не интересуют смысл и
результаты труда — только чины. Идеалом
этого человека является Максим Петрович,
который “пред всеми знал почет”, “на
золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”.
Фамусов, как и все общество, восхищается его
умением “сгибаться в перегиб”, “когда же
надо подслужиться”, так как именно эта
способность помогает в Москве “дойти до
степеней известных”. Фамусов и его
общество (Хлестовы, Тугоуховские, Молчалины,
Скалозубы) представляют собой “век
минувший”.
4. Чацкий, напротив, это что-то
новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее
перемены. Он представитель “века нынешнего”.
Это выразитель передовых идей своего
времени. В его монологах прослеживается
политическая программа: он разоблачает
крепостничество и его порождения:
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину,
невежество, лжепатриотизм. Он дает
беспощадную характеристику фамусовскому
обществу, клеймит “прошедшего житья
подлейшие черты”. Монолог Чацкого “А судьи
кто?..” рожден его протестом против “Отечества
отцов”, так как не видит в них образца,
которому следует подражать. Он осуждает их
за консерватизм:
Сужденья черпают
из забытых газет
Времен Очаковских
и покоренья Крыма...
за страсть к богатству и роскоши,
добываемым “грабительством”, ограждая
себя от ответственности круговой порукой и
подкупом:
Защиту от суда в друзьях
нашли, в родстве,
Великолепные соорудя
палаты,
Где разливаются в пирах и
мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие
черты!
Да и кому в Москве не
зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Крепостников-помещиков он
называет “знатными негодяями” за
бесчеловечное отношение к крепостным. Один
из них, “тот Нестор негодяев знатных”
променял своих верных слуг, которые “и
жизнь и честь его не раз спасали”, на три
борзые собаки; другой негодяй “на
крепостной балет согнал на многих фурах от
матерей, отцов отторженных детей”, которые
затем были все “распроданы поодиночке”. В
фамусовском обществе внешняя форма как
показатель карьерных успехов важнее
просвещения, бескорыстного служения делу,
наукам и искусствам:
Мундир! один мундир! он в
прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и
красивый,
Их слабодушие, рассудка
нищету...
Все блага и привилегии, которыми
пользуется фамусовское общество,
достигаются холопством, раболепием перед
вышестоящими и хамской спесью перед
нижестоящими. Это наносит огромный
нравственный урон обществу, лишая людей
чувства собственного достоинства.
5. В комедии Фамусов и Чацкий
противопоставлены друг другу: с одной
стороны, серые, ограниченные, заурядные,
Фамусов и люди его круга, а с другой —
талантливый, образованный,
интеллектуальный Чацкий. Воздух, которым
дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи,
обмана, “покорности и страха”. Общество
Фамусова погрязло в невежестве, лени,
приверженности всему иностранному, не
хочет и не может развиваться, ведь иначе
разрушатся идеалы “прошедшего житья”, и
поэтому оно боится всего нового,
прогрессивного, воплощенного в личности
Чацкого, несущей свежие идеи. Дерзкий ум
Чацкого сразу настораживает привыкшее к
спокойствию московское общество. “Отцы” и
“судьи” не привыкли к возражениям и
критике, они не хотят никаких перемен.
Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и
она начинается с первых же минут встречи
Фамусова и Чацкого. Чацкий резко осуждает
принятую в Москве систему воспитания
дворянской молодежи:
Что нынче, так же, как
издревле,
Хлопочут набирать учителей
полки,
Числом поболее, ценою
подешевле?
Не то чтобы в науке далеки,
В России под великим
штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом.
А Фамусов высказывает мысль:
Ученье — вот чума, ученость
— вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и
дел, и мнений.
Отношение Фамусова и Чацкого к
службе тоже противоположно. Чацкий
основной целью видит служение делу. Он не
приемлет “прислуживание старшим”,
угождение начальству:
Служить бы рад,
прислуживаться тошно.
Для Фамусова же служба — дело
легкое:
А у меня что дело, что не
дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Противоречиями во взглядах между
“веком нынешним” и “веком минувшим”
пронизана вся комедия. И чем больше
общается Чацкий с Фамусовым и его
окружением, тем большая разделяет их
пропасть. Чацкий резко отзывается об этом
обществе, которое, в свою очередь, называет
его “вольтерьянцем”, “якобинцем”, “карбонарием”.
6. Чацкий вынужден отречься даже
от любви к Софье, понимая, что она его не
любит и не видит в нем идеала, оставаясь
представительницей “века минувшего”.
Каждое новое лицо в комедии пополняет
фамусовское общество, а значит —
становится в оппозицию Чацкому. Он пугает
их своими рассуждениями и идеалами. Именно
страх заставляет общество признать его
сумасшедшим. И это было лучшим средством
борьбы с вольномыслием. Но перед тем как
навсегда уйти, Чацкий в гневе говорит
фамусовскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть
успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
7. Кто же Чацкий — победитель или
побежденный? И.А. Гончаров в статье “Мильон
терзаний” говорит:
“Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей. Он
вечный обличитель лжи...” Драма Чацкого в
том, что он видит трагизм в судьбе общества,
но повлиять ни на что не может.
8. А.С. Грибоедов поднял в своей
комедии важные вопросы эпохи: вопрос о
крепостном праве, о борьбе с
крепостнической реакцией, о деятельности
тайных политических обществ, о просвещении,
о русской национальной культуре, о роли
разума и прогрессивных идей в общественной
жизни, о долге и достоинстве человека.
|