Литература
Ответ на билет №19
Основные мотивы лирики Н.А.
Некрасова. Чтение наизусть одного из
стихотворений.
1. Слово о поэте.
2. Тема поэта и поэзии.
3. Тема народа и нравственного идеала.
4. Пейзажная лирика.
5. Любовная лирика.
6. Заключение.
1. “Я лиру посвятил народу своему”,
— с полным правом сказал о себе Н.А.
Некрасов. Поэт жил в эпоху великих
преобразований, когда общественно-политические
реформы потребовали реформ в искусстве, в
том числе и поэзии. Такой глубочайшей
реформой было по своей сути творчество Н.А.
Некрасова, который повернул поэзию лицом к
народу, наполнив ее народным мироощущением
и живым народным языком. Он один из первых,
кто проложил дорогу демократической поэзии.
2. Тема поэта и поэзии
Тема предназначения поэта и
поэзии является традиционной для русской
литературы. Она прослеживается в
творчестве Державина, Кюхельбекера,
Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н.А. Некрасов
не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина
поэт — “пророк” находится над толпой в
борьбе за идеалы свободы, добра и
справедливости, идет к людям “глаголом
жечь сердца”, то у Лермонтова пророк уже
другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их
пороки, он не находит в себе сил для борьбы.
Поэту Некрасова — это пророк, которого к
людям “послал бог гнева и печали”, его путь
тернист, потому что поэт проходит этот путь
с карающей лирой в руках, негодуя и обличая.
Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь
таким образом невозможно:
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
…………………………………..
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
Но его позиция — это позиция
поэта-гражданина, сына своей Родины:
Не может сын глядеть
спокойно
На горе матери родной.
Поэтическим манифестом поэта
стало стихотворение “Поэт и гражданин”
(1856), написанное в форме диалога поэта с
читателем — гражданином, демократом по
своим убеждениям, который предъявляет
поэту требования от имени лучших людей
страны — эти требования отвечают духу
времени, духу самой жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не
остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила,
меткость,
Тому теперь не должно спать...
………………………………………..
Проснись: громи пороки
смело...
………………………………………..
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
………………………………………..
Будь гражданин! Служи
искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви...
Перед нами не поединок двух
противников, а взаимный поиск истинного
ответа на вопрос о роли поэта и назначении
поэзии в общественной жизни. Гражданин
убеждает поэта в том, что его роль в жизни
общества значительна и требует от него не
только художественного таланта, но и
гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
………………………………………..
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
И в поэзию XIX века входит Муза
Некрасова — сестра страдающего,
истерзанного, угнетенного народа:
Вчерашний день, часу в
шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
Муза — “печальная спутница
печальных бедняков”, “плачущая, скорбящая”,
“униженно просящая” за судьбу народа,
прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия
и Зла,
Труда и Голода она меня вела
—
Почувствовать свои
страданья научила
И свету возвестить о них
благословила...
В конце жизни поэт, обращаясь к
своей Музе, говорит:
О Муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа — и моя!
Поэт уверен, что его Муза не даст
“порваться долго” “живому, кровному союзу”
между ним “и честными сердцами” даже после
его смерти. В стихотворении “Элегия” поэт
размышляет о самых острых вопросах
современности, о молодежи, о своей судьбе и
судьбе народной. “Народ освобожден, но
счастлив ли народ?” Именно этой тревожной
мыслью проникнуто все стихотворение. Но
народ, о котором думает, пишет поэт,
безмолвствует:
...Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в
вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания
поэта —
Увы! не внемлет он — и не
дает ответа...
Стихотворение “Элегия” —
поэтическое завещание поэта-гражданина,
выполнившего свой долг:
Я лиру посвятил народу
своему.
Быть может, я умру неведомый
ему,
Но я ему служил — и сердцем
я спокоен...
3. Тема народа и нравcтвенного идеала
Народ и идея народного служения
стали для Некрасова главной очищающей
силой, источником нравственного обновления,
духовной опорой. “Он как бы лечился народом”,
— скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году
выходит стихотворение Некрасова “В дороге”.
Оно стало настоящим потрясением для
русской поэзии. Некрасов сделал
крестьянина главным героем лирического
стихотворения, изобразив его как человека с
индивидуальной судьбой. Таким образом, уже
в первом зрелом произведении поэта
проявились новаторские тенденции: глубокое
раскрытие внутреннего мира крестьянина,
сочетание индивидуального и типического,
эпические элементы, народный язык,
социальный критицизм, новизна способов
выражения авторского сознания.
Чтобы понять себя, осветить так
или иначе историю своей души, поэт
обращается к поре детства. Стихотворение “Родина”
(1846) — это попытка проанализировать влияние
крепостничества на формирование детской
души. Деспотизм и рабство не только
оставляли в детской душе страшные следы —
они рождали ненависть, сопротивление,
стремление вырваться из этого мира. Поэтому
так отрадно звучат в стихотворении строки:
И набок валится пустой и
мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу
ликовании
Глухой и вечный гул
подавленных страданий,
И только тот один, кто всех
собой давил,
Свободно и дышал, и
действовал, и жил.
Само название дано стихотворению
не без яда, так как родные места — это
прежде всего разнузданно-эгоистическая
жизнь господ и прозябание задавленных
страхом и нуждою рабов. Такая родина
вызывает горькие воспоминания:
Нет! в юности моей, мятежной
и суровой,
Отрадного душе
воспоминанья нет...
С детских лет Некрасов был близок
к крестьянам, рано открыл для себя “незримые,
невидимые миру слезы”, стоны и печаль:
Волга! Волга!.. Весной
многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью
народной
Переполнилась наша земля...
Народ страдает от стихийных
бедствий, болезней, несчастных случаев, от
произвола помещиков, чиновников, властей.
В стихотворении “Железная
дорога” голод согнал “массы народные” на
строительство дороги, но и здесь —
каторжный труд и нечеловеческие условия
существования, да еще и грабеж со стороны
начальства:
Мы надрывались под зноем,
под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с
голодом,
Мерзли и мокли, болели
цингой.
Грабили нас богатеи-десятники,
Секло начальство, давила
нужда...
В таких условиях человек,
истощенный физически, превращался в живого
мертвеца:
Губы бескровные, веки
упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено
стоявшие
Ноги опухли, колтун в
волосах...
А в стихотворении “Несжатая
полоса” Некрасов создает образ
измученного, изможденного постоянной
работой труженика, который, имея клочок
собственной земли, не в состоянии собрать
скудный, но необходимый для жизни урожай.
Особенно тяжела доля русской женщины,
например Орины, матери загубленного
царской службой солдата (“Орина, мать
солдатская”), старухи, потерявшей своего
единственного сына-кормильца (“Деревенские
новости”). Сердце Некрасова было с детства
уязвлено страданиями его матери, униженной
и замученной мужем-тираном, и судьбой своей
сестры, повторившей судьбу матери. Через
страдания близких он понял страдания всех
матерей, всех женщин, увидел их “святые,
искренние слезы”.
В стихотворении “Забытая
деревня” Некрасов показывает судьбы
женщин, рушащиеся по прихоти владельца
крепостных душ. Это бабушка Ненила, ждущая
“доброго барина”, чтобы попросить у него
немного леса для покосившейся избенки;
крепостная девушка Наташа, мечтающая выйти
замуж за вольного хлебопашца. Но самое
страшное в том, что эти простые желания
крестьянских женщин никогда не сбудутся:
барин забыл о своей деревне, живет в городе,
а без его решения изменить ничего нельзя.
Такая же тяжелая участь выпала и
на долю детей, лишенных детства и
вынужденных с младенческих лет трудиться.
“Плач детей” (1860) вызывает содрогание и
ужас. Целый день дети вертят колеса на
фабрике:
Где уж нам, измученным в
неволе,
Ликовать, резвиться и
скакать!
Если б нас теперь пустили в
поле,
Мы в траву попадали бы —
спать.
Но не только жизнь русского
крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь
городской бедноты. Он подчеркивает трагизм
городской повседневности и обыденности.
Ужас этой жизни в том, что городские Драмы
становятся обычным явлением жизни людей.
Поэт замечает, что в современном обществе
перевернута шкала нравственных ценностей
(“Нравственный человек”, “Еду ли ночью по
улице темной...”). В стихотворении “Размышления
у парадного подъезда” (1858) Некрасов с
гневом и негодованием говорит о судьбе
народа. Владельцу роскошных палат,
считающему “жизнью завидною” “волокитство,
обжорство, игру”, он противопоставляет
горемычную жизнь крепостного крестьянина.
“Деревенские русские люди” пришли в
лаптях издалека к важному вельможе
пожаловаться на свое разорение, но их
прогоняет швейцар, так как вельможа “не
любит оборванной черни”. Драматизм картины
основан на контрасте между бесправным и
нищим положением народа и паразитической,
роскошной жизнью богачей и вельмож. Песня-стон
проходит у Некрасова через весь цикл
народной лирики:
Где народ, там и стон... Эх,
сердечный.
Что же значит твой стон
бесконечный?
Страдания народа, вылившиеся в “бесконечный
стон”, повсюду:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и
хранитель,
Где бы русский мужик не
стонал?..
Печалью и гневом проникнуты
стихи Некрасова о народе. Сколько же можно
терпеть?!
Ты проснешься ль,
исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты ухе совершил,
—
Создал песню, подобную
стону,
И духовно навеки почил?..
Понять нужды народа и повести его
за собой призваны “народные заступники”,
“учителя народа”, “сеятели” правды:
Сейте разумное, доброе,
вечное...
Тема заступничества за народ
звучит и в стихах, посвященных памяти
Белинского, Чернышевского, Добролюбова,
Гоголя. Некрасов воспевает их высокие
нравственные качества, мудрый ум и волю.
Народные заступники-страдальцы, несущие в
себе боль о человеке, боль о России, идут
ради общего блага на жертвы. Они проносятся
“звездой падучей”, но без них “заглохла б
нива жизни”.
Что же является залогом будущего
благополучия? Русский национальный
характер, богатырские силы народа, который:
Вынесет все — и широкую,
ясную
Грудью дорогу проложит себе...
4. Пейзажная лирика
Вся лирика Некрасова проникнута
чувством любви не только к русскому народу,
“которому пределы не поставлены”, но и к
родной земле, с ее бескрайними нивами,
зелеными лесами, суровыми зимами.
Некрасовский мир — это не только “страшный”
мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и
надежды связан у Некрасова прежде всего с
природой.
Любовь к полям и лесам своей
родины зародилась у Некрасова в ранние
детские годы. Он восхищался родной
ярославской природой, красотой ее зеленых
просторов:
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера.
Некрасов тосковал и томился от
бездействия на чужбине, но стоило поэту
вдохнуть знакомые с детства запахи родных
дорог, лугов, лесов, увидеть могучие
просторы Родины, как он переживал
творческое возрождение:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным
летом,
И вновь душа поэзией полна,
Да, только здесь могу я быть
поэтом!
Трепетной любовью и
проникновенным чувством наполнено у
Некрасова описание весны в стихотворении “Зеленый
шум”:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой.
Пейзажи у Некрасова могут о
многом поведать читателю, создать
определенное настроение, передать чувство
или переживание героя. В поэме “Кому на
Руси жить хорошо” в начале главы “Сельская
ярмарка” мы видим весенний пейзаж в
восприятии крестьянина:
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.
Согнало снег, а зелени
Ни травки, ни листа!
Вода не убирается,
Земля не одевается
Зеленым ярким бархатом
И, как мертвец без савана,
Лежит под снегом пасмурным
Печальна и нага.
Унылый, печальный пейзаж создает
настроение грусти, тоски, беспросветности.
Ничего хорошего не ждут крестьяне от такой
весны. Совсем другая картина возникает
перед нами в начале поэмы “Саша”. Природа,
отраженная в Сашином сознании,
одухотворена, она как бы обретает
поэтические черты самой героини:
Сосны вершинами машут
приветно —
Кажется, шепчут, струясь
незаметно,
Волны под сводом зеленых
ветвей:
“Путник усталый! бросайся
скорей
В наши объятья: мы добры и
рады
Дать тебе сколько ты хочешь
прохлады”.
Сашина счастливая безмятежная
доброта распространяется на весь
окружающий мир:
Полем идешь — все цветы да
цветы
В небо глядишь — с голубой
высоты
Солнце смеется. Ликует
природа!
Всюду приволье, покой и
свобода.
Некрасов очень тонко чувствовал
природу. В стихотворении “Рыцарь на час”
он нарисовал осязаемый пейзаж тихой лунной
ночи:
Даль глубоко прозрачна,
чиста,
Месяц полный плывет над
дубровой,
И господствуют в небе цвета
Голубой, беловатый, лиловый.
Воды ярко блестят средь
полей,
А земля прихотливо одета
В волны белого лунного
света
И узорчатых, странных теней.
Но этот пейзаж резко
контрастирует с “внутренним голосом”
поэта.
В пейзажной лирике Некрасова
картины природы то подчеркивают страдания
крестьянства, то контрастируют с гнетущими
картинами жизни людей. В стихотворении “Железная
дорога” прекрасны картины осени:
Около леса, как в мягкой
постели,
Выспаться можно — покой и
простор! —
Листья поблекнуть еще не
успели,
Желты и свежи лежат, как
ковер.
Но воспоминания о тех, кто строил
эту дорогу и “гроб обрел здесь себе”, не
дают успокоиться поэту. Показывая правду,
поэт надеется на понимание тех, кто придет
после него в жизнь.
Или вспомним эпилог поэмы “Мороз,
Красный нос”, погружение Дарьи в
заколдованный сон зимней русской природы:
Ни звука! И видишь ты синий
Свод неба, да солнце, да лес.
В серебряно-матовый иней
Наряженный, полный чудес...
Она входит в этот сказочный мир
природы и остается в нем навечно,
освобождаясь от всех бед. Там у нее есть все
а здесь ничего.
Пейзаж русской земли
соответствует в поэзии Некрасова размаху
русской души: та же безграничность, широта.
Природа возвращает “гармонию жизни”:
Мать-природа! иду к тебе
снова
Со всегдашним желаньеммоим —
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.
5. Любовная лирика
Лирика Некрасова во многом
автобиографична. В цикле стихов, обращенных
к жене Авдотье Яковлевне Панаевой (“Поражена
потерей невозвратной...”, “Я не люблю
иронии твоей...”, “Да, наша жизнь текла
мятежно...” и др.), поэт правдиво раскрывает
свои душевные переживания:
Я мучился: я плакал и
страдал,
В догадках ум испуганный
блуждал,
Я жалок был в отчаянье
суровом...
Он не смягчает, не сглаживает
собственные противоречия и терзания,
анализируя самые сокровенные чувства:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка
готова!
Облегченье взволнованной
груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и
мучит!
………………………………………..
Если проза в любви
неизбежна,
Так возьмем и с нее долю
счастья:
После ссоры так полно, так
нежно
Возвращенье любви и участья...
В любовной лирике герой берет на
себя вину в наступлении охлаждения,
мучительно кается в разрыве отношений,
трагически переживая страдания любимой им
женщины:
Пока еще кипят во мне
мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки
неизбежной!
………………………………………..
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет
тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...
Однако личную судьбу, личные
слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с
судьбой и слезами всего народа. И его
предсмертная мечта
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти
народные
К ней проложили пути.
6. Поэзия Н.А. Некрасова — это
поэзия глубокого анализа, сильного чувства,
высоких идей. Она. заставляет читателя
думать, искать новое, протестовать против
неправды. Путь многих героев Некрасова
тернист и труден, но они верят в правоту
своего дела, в неизбежность победы нового
над старым.
Поэт сумел создать такие
лирические шедевры, которые совмещают в
себе и глубокие размышления, и гневную
сатиру, и высокую патетику.
|