Литература
Ответ на билет №17
Конфликт двух
мировоззрений в романе И.С. Тургенева “Отцы
и дети”.
1. Общественно-политическая
обстановка в России 60-х гг.
2. Конфликт непримиримых
мировоззрений:
а) П. П. Кирсанов—типичный
представитель своей эпохи;
б) Евгений Базаров — разночинец-демократ.
3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова;
ее значение для идейных противников.
4. Духовное одиночество Базарова.
5. Переосмысление жизни Базаровым.
6. Трагизм и величие положения
Базарова.
1. События, которые И.С. Тургенев описывает в романе, происходят
в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху
реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку
речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии
дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции,
выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее
будущее.
Философские раздумья о смене
поколений, о вечном движении жизни и вечной
борьбе старого и нового звучали не раз в
произведениях русских писателей и до
Тургенева (“Горе от ума” А. С. Грибоедова).
Подобные мысли и чувства, наряду со спорами
о крестьянской общине, о нигилизме, об
искусстве, об аристократизме, о русском
народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть
еще и общечеловеческие проблемы, над
которыми размышляет автор.
2. В центре романа — фигура
разночинца Базарова, воплощающая тип
человека новейшего поколения. “Отцы”
представлены братьями Кирсановыми и
родителями Базарова. Рассмотрим позиции
наиболее ярких представителей
непримиримых мировоззрений “отцов” и “детей”
— Павла Петровича Кирсанова и Евгения
Базарова.
а) Павел Петрович был типичным
представителем своей эпохи и среды, в
которой прошла его молодость. Он следовал “принсипам”
везде и во всем, продолжая даже в деревне
жить так, как он привык жить. Ему лет сорок
пять, он всегда выбрит, ходит в строгом
английском костюме, воротничок его рубашки
всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и
чистое, но желчное. “Весь облик Павла
Петровича, изящный и породистый, сохранил
юношескую стройность и то стремление вверх,
прочь от земли, которое большей частью
исчезает после двадцати годов”. По
внешности и по убеждениям Павел Петрович “аристократ
до мозга костей”. Он сохранил неизменными
свои аристократические привычки:
переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил
в назначенный час “свой какао”, доказывал
в спорах необходимость “принсипов”.
Каковы же его “принсипы”? Во-первых, он
придерживался тех же взглядов на
государственное устройство, что и
большинство дворян его времени, не
переносил инакомыслия. Он любил
порассуждать о русских крестьянах, но при
встрече с ними нюхал носовой платок,
смоченный одеколоном. Толкуя о России, о “русской
идее”, употреблял огромное количество
иностранных слов. Он с пафосом говорит об
общественном благе, о служении отечеству,
но сам сидит сложа руки, удовлетворившись
сытой и спокойной жизнью.
б) Павлу Петровичу
противопоставлен главный герой романа —
разночинец-демократ Евгений Базаров. Если
Павел Петрович говорит о себе: “Мы люди
старого века... без принсипов шагу ступить,
дохнуть нельзя”, то Базаров о себе скажет:
“Мы действуем в силу того, что мы признаем
полезным... В теперешнее время полезнее
всего отрицание, — мы отрицаем”. По
убеждениям Базаров нигилист, то есть “человек,
который не склоняется ни перед какими
авторитетами, который не принимает ни
одного принципа на веру”, — так о нигилизме
говорит Аркадий под влиянием Базарова.
Политические взгляды Базарова сводятся к
резкой критике существующего положения в
стране. Он трезво судит о людях как о
существах, соединяющих в себе потребности
душевные и телесные, а нравственные
различия объясняет “безобразным
состоянием общества”: “Исправьте общество,
и болезней не будет”. В суждениях его
чувствуется смелая мысль, стройная логика.
Но все, что лишено
материалистического объяснения, Базаров
отрицает. Если Павел Петрович — человек
дворянской культуры, то Базаров — человек
знания. Вечным принципам, принятым на веру,
он противопоставляет реальные знания и
научный эксперимент. Природу он понимает
как “мастерскую”, в которой человек — “работник”.
3. Антагонизм воззрений Павла
Петровича и Базарова раскрывается в
горячих спорах между ними. Но в спорах с
Базаровым Павел Петрович не может победить
нигилиста, не может поколебать его
нравственные устои, и тогда он прибегает к
последнему средству решения конфликта — к
дуэли. Базаров принимает вызов полоумного
“аристократишки”. Они стреляются, и
Евгений ранит Кирсанова. Решить их
противоречия дуэль не смогла. Автор
подчеркивает нелепость поведения Павла
Петровича, потому что смешно и бессмысленно
полагать, что можно силой заставить молодое
поколение думать так же, как и поколение “отцов”.
Они расстаются, но каждый из них остается
при своем мнении. Правда, Павел Петрович
вынужден был признать благородство
Базарова, который оказал ему помощь после
ранения: “Вы поступили благородно...”
Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в
противнике человека, его достоинства и
недостатки. Он обнаруживает, что не так уж
непреодолима пропасть между ним и Павлом
Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и
по достоинству оценил благородство
Базарова.
4. Николай Кирсанов также не в
силах противостоять Базарову, так как это “рыхлая”
и “слабая” натура. Ему вполне достаточно в
жизни Пушкина, виолончели и Фенички.
Старики Базаровы тоже не
понимают своего сына. Жизнь стремительно
движется вперед, и между ними и их сыном
неизбежно возникает пропасть. Василий
Иванович, отец Базарова, это осознает и
склоняет голову перед молодежью: “Конечно,
вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами
угнаться? Вы ведь нам на смену пришли”.
5. Базаров в романе стоит
особняком, как личность, он неизмеримо
значительнее других героев. Даже Одинцова,
незаурядная, умная, пытливая, красивая, но
эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она
лишь помогла открыть ему в самом себе те “тайники”,
о которых Базаров не подозревал. Он не
только страдает от любовной неудачи, но и по-новому
мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не
отрицанием прошлого, а остро болезненным
постижением пресекающейся жизни, отнятых
целей веет от прощальных слов умирающего
Базарова.
6. Своим романом “Отцы и дети”
Тургенев открыл для всех эпох важный
процесс смены отживающих форм сознания
новыми, трудность их прорастания, мужество
и самоотречение передовых людей,
трагичность их положения и величие их духа.
|