Литература
Ответ на билет №16
Образ Базарова в
романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”,
отношение к нему автора.
1. Общественно-политическая
обстановка создания романа “Отцы и дети”.
2. И.С. Тургенев о своем герое.
3. Базаров — “новый человек”:
демократизм; суровая жизненная школа; “я
работать хочу”: увлечение естественными
науками; гуманизм героя; чувство
собственного достоинства.
Нигилизм Базарова.
4. Отношение автора к позиции Базарова.
5. Любовь в жизни Базарова и ее влияние на
взгляды героя.
6. Смерть и мировоззрение Базарова — главный
смысл финала.
1. Роман “Отцы и дети” был
написан И.С. Тургеневым в период
революционной ситуации в России (1859— 1862) и
отмены крепостного права. Писатель раскрыл
в романе перелом общественного сознания
России, когда дворянский либерализм
вытеснялся революционно-демократической
мыслью. Это размежевание общества и нашло
отражение в романе в лице Базарова,
разночинца-демократа (“дети”) и братьев
Кирсановых, лучших из дворян-либералов (“отцы”).
2. Сам Тургенев двойственно
воспринимал созданный им образ. Он писал А.
А. Фету: “Хотел ли я обругать Базарова или
его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я
не знаю, люблю ли я его или ненавижу!” А в
заметке по поводу “Отцов и детей” Тургенев
пишет: “Базаров — мое любимое детище... Это
самая симпатичная изо всех моих фигур”.
3. Личность Базарова, выразителя идей революционной демократии,
интересует Тургенева, ведь это герой времени, вобравший в себя отличительные
черты эпохи социального перелома. Тургенев выделяет в Базарове демократизм,
проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства.
С одной стороны, пример родителей, с другой — суровая жизненная школа, учеба
в университете на медные гроши. Эта черта выгодно отличает его от Кирсановых
и для Базарова является основным критерием оценки человека. Кирсановы — лучшие
из дворян, но они ничего не делают, не умеют взяться за дело. Николай Петрович
играет на виолончели, читает Пушкина. Павел Петрович тщательно следит за своей
внешностью, переодевается к завтраку, обеду, ужину. Приехав к отцу, Базаров
говорит: “Я работать хочу”. И Тургенев постоянно. подчеркивает, что “лихорадка
работы” характерна для деятельной натуры героя. Черта поколения демократов 60-х
годов — увлечение естественными науками. Окончив медицинский факультет, Базаров
вместо отдыха “режет лягушек”, готовя себя к научной деятельности. Базаров не
замыкается только в тех науках, которые имеют непосредственное отношение к медицине,
а обнаруживает обширные познания и в ботанике, и в агротехнике, и в геологии.
Понимая ограниченность своих возможностей вследствие плачевного состояния медицины
в России, Базаров все-таки никогда не отказывает в помощи нуждающимся, не считаясь
со своей занятостью: лечит и сына Фенички, и крестьян окрестных деревень, помогает
отцу. И даже смерть его произошла из-за заражения при вскрытии. Гуманизм Базарова
проявляется в его желании принести пользу народу, России.
Базаров — человек с большим
чувством собственного достоинства, ничуть
не уступает в этом отношении аристократам,
а в чем-то даже их превосходит. В истории с
дуэлью Базаров проявил не только здравый
смысл и ум, но благородство и бесстрашие,
даже способность иронизировать над собой в
момент смертельной опасности. Его
благородство оценил даже Павел Петрович: “Вы
поступили благородно...” У Но есть вещи,
которые Тургенев отрицает в своем герое, —
это нигилизм Базарова в отношении природы,
музыки, литературы, живописи, любви — всего
того, что составляет поэзию жизни, что
возвышает человека. Все, что лишено
материалистического объяснения, Базаров
отрицает.
Он считает прогнившим весь
государственный строй России, поэтому он
отрицает “все”: самодержавие, крепостное
право, религию — и то, что порождено “безобразным
состоянием общества”: народную нищету,
бесправие, темноту, невежество,
патриархальную старину, семью. Однако
положительной программы Базаров не
выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему:
“...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и
строить”, Базаров отвечает: “Это уже не
наше дело... Сперва нужно место расчистить”.
4. Когда Базаров клеймит
насмешкой дутые, отвлеченные “принсипы”,
он побеждает. И автор разделяет его позицию.
Но когда Базаров вступает в сферу
утонченных переживаний, которые он никогда
не принимал, от уверенности его не остается
и следа. Чем труднее приходится Базарову,
тем ощутимее и авторское сопереживание ему.
5. В любви к Одинцовой выразилась
способность Базарова к сильному чувству и
уважение к женщине, ее уму и характеру —
ведь самыми заветными мыслями он делился
именно с Одинцовой, наполняя свое чувство
разумным содержанием.
Тургенев отражает глубокие
психологические переживания героя,
страстную их напряженность, цельность и
силу. В любовном конфликте Базаров выглядит
крупной личностью. Отвергнутый, он
одерживает нравственную победу над
эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и
разрыв трагичны для Базарова. Любовь к
Одинцовой помогла Базарову пересмотреть
свои взгляды, переосмыслить свои убеждения.
У него появляется новый психологический
настрой: замкнутость, самоуглубленность,
тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С
болью говорит Базаров о краткости
человеческого существования: “Узенькое
местечко, которое я занимаю, до того
крохотно в сравнении с основным
пространством... и часть времени, которую
мне удается прожить, так ничтожна перед
вечностью...” Наступает сложная переоценка
ценностей. Впервые Базаров теряет веру в
свое будущее, но не отказывается от своих
стремлений и выступает против
успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными,
грязными деревнями становится предметом
его пристального внимания. Но он так и не
приобретает умения “рассуждать о делах и
нуждах” мужиков и только помогает в
лекарской практике отца деревенскому
населению. 6. Величие Базарова Тургенев
показал во время его болезни, перед лицом
смерти. В речи умирающего боль от сознания
близкого неминуемого конца. Каждая реплика,
обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных
страданий: “Вы посмотрите, что за
безобразное зрелище: червяк
полураздавленный” а еще топорщится. И ведь
тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда!
задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России...
Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная,
что умрет, он утешает родителей, проявляет
чуткость к матери, скрывая от нее грозящую
ему опасность, обращается с предсмертной
просъбой к Одинцовой — позаботиться о
стариках: “Ведь таких людей, как они, в
вашем большом свете днем с огнем не сыскать...”
Мужество и стойкость его
материалистических и атеистических
взглядов проявились в отказе от исповеди,
когда он, уступая мольбам родителей,
согласился принять причастие, но только в
бессознательном состоянии, когда человек
не отвечает за свои поступки. Писарев
отмечал, что перед лицом смерти “Базаров
становится лучше, человечнее, что является
доказательством цельности, полноты и
естественного богатства натуры”. Не
успевший реализовать себя в жизни, Базаров
только перед лицом смерти избавляется от
своей нетерпимости и впервые по-настоящему
ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и
многообразней его представлений о ней. В
этом заключается главный смысл финала. Об
этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,
большая, до половины выросшая из почвы,
сильная, злобная, честная — все-таки
обреченная на гибель, — потому что она все-таки
стоит еще в преддверии будущего”.
|