Литература
Ответ на билет №13
Лирические отступления
в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
1. Что такое поэма в прозе?
2. Назначение и тематика
лирических отступлений в поэме:
— обобщение образа, его
узнаваемость;
— биографические отступления:
— Плюшкин;
— Чичиков;
— рассуждения о писателях;
— размышления о России, о народе;
—образ дороги.
3. Значение лирических
отступлений в поэме.
1 В. Г. Белинский назвал поэму Н.В.
Гоголя “Мертвые души” “творением,
выхваченным из тайника народной жизни,
творением глубоким по мысли, социальным,
общественным и историческим. Надо было быть
поэтом, чтобы написать такую поэму в прозе...
русским национальным поэтом во всем
пространстве этого слова”. Ни в рассказе,
ни в повести, ни в романе автор не может так
свободно вторгаться своим “я” в ход
повествования. Отступления, органично
введенные в текст, помогают автору
коснуться различных проблем и сторон жизни,
сделать более полным описание героев поэмы.
2. Гоголь иронически рассуждает о
“счастливой паре” Маниловых, занимающейся
угощением друг друга разными лакомствами и
не замечающей вокруг нищеты и опустения, о
“толстых” и “тонких”; о разнице между
Коробочкой и светской дамой. Цель этих
отступлений — обобщить образ, сделать его
узнаваемым, нарицательным.
Особую роль в поэме играют
биографические отступления. Биографии
Гоголь описывает только у двух персонажей:
Плюшкина и Чичикова. Оба героя выделяются
на фоне других: Плюшкин — крайней степенью
нравственной и физической деградации, а
Чичиков — своей необыкновенной
активностью. Цель этих отступлений —
показать, как формируются подобные
характеры. Плюшкин — образ-предупреждение.
Показывая разложение человеческой души,
автор говорит о разрушительном действии
времени на человека, который, как цветущий
сад, может стать заброшенным, запустелым.
Чичиков — человек нового мира,
борющийся за место под солнцем, за ним
будущее. Гоголь и показал “всю страшную,
потрясающую тину мелочей, всю глубину
повседневных характеров”, и высмеял их. Он,
конечно, сознавал, что правдивый рассказ не
всем придется по вкусу. Поэтому в поэме
появляются рассуждения о писателях. Язык
автора резко меняется, исчезает ирония,
появляются “невидимые миру слезы”.
Тема патриотизма и писательского
долга получает дальнейшее развитие в конце
поэмы, где Гоголь объясняет, почему он
считает необходимым показать зло и
обличить пороки. В доказательство автор
приводит рассказ о Кифе Мокиевиче и Мокии
Кифовиче, разоблачающий тех писателей,
которые не желают рисовать суровой
действительности, которые “превратили в
лошадь добродетельного человека, и нет
писателя, который бы не ездил на нем,
понукая и кнутом, и всем, чем попало”.
С темой писательского долга,
патриотизма тесно связаны лирические
отступления автора о России и народе. С
потрясающей глубиной Гоголь изображает
серую, пошлую крепостническую
действительность, ее нищету и отсталость.
Трагическая судьба народа особенно
достоверно высвечена в образах крепостных
людей, трактирных слуг.
Рисуя образ беглого крестьянина Абакума Фырова, возлюбившего
вольную жизнь. Гоголь показывает вольнолюбивую и широкую натуру, которая не
мирится с гнетом и унижением крепостной неволи, предпочитая ей трудную, но свободную
жизнь бурлака. Гоголь создал подлинно героический образ русского богатыря, имеющий
символический характер. России “мертвых душ”, вечно закусывающей, играющей в
карты, сплетничающей и строящей свое благополучие на злоупотреблениях. Гоголь
противопоставляет лирический образ народной Руси. На протяжении всей поэмы утверждение
простого народа как положительного ее героя сливается с прославлением Родины,
с выражением патриотических суждений. Писатель славит “живой и бойкий русский
ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности, удаль, сметливость,
любовь к свободе. Когда автор обращается к образам и темам народной жизни, к
мечте о будущем России, в авторской речи появляются грустные нотки, мягкая шутка,
неподдельное лирическое одушевление. Писатель выразил глубокую надежду на то,
что Россия поднимется к величию и славе. В поэме Гоголь выступил как патриот,
в котором живет вера в будущее России, где не будет собакевичей, ноздревых,
Чичиковых, маниловых... Изображая в поэме параллельно две Руси: поместно-бюрократическую
и народную. Гоголь в последней главе “столкнул” их и тем самым еще раз показал
их враждебность. Пламенно-лирическое отступление о любви и родине, о признании
ее великой будущности: “Русь! Русь!.. Но какая же непостижимая, тайная сила
влечет к тебе?.. Что пророчит сей необъятный простор?.. Русь!..”. — прерывается
грубым окриком фельдъегеря, скакавшего навстречу бричке Чичикова: “Вот я тебя
палашом!..” Так повстречались и разминулись прекрасная мечта Гоголя и окружающая
его безобразная самодержавная действительность. Важную роль в поэме играет образ
дороги. Сначала это символ человеческой жизни. Гоголь воспринимает жизнь как
тяжелый путь, полный лишений, в конце которого его ждет холодное, неприютное
одиночество. Однако писатель не считает ее бесцельной, он полон сознания своего
долга перед Родиной. Дорога — это композиционный стержень повествования. Бричка
Чичикова — символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского
человека. А проселочные дороги, по которым эта бричка колесит, не только, реалистическая
картина российского бездорожья, но и символ кривого пути национального развития.
“Птица-тройка” и ее стремительный лет противопоставлена бричке Чичикова и ее
однообразному кружению по бездорожью от одного помещика к другому. “Птица-тройка”
— символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом
масштабе.
Но эта дорога — уже не жизнь
одного человека, а судьба всего Русского
государства. Сама Русь воплощена в образе
птицы-тройки, летящей в будущее: “Эх, тройка!
птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у
бойкого народа ты могла только родиться, в
той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем
разметнулась на полсвета.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая
необгонимая тройка несешься?.. и мчится вся
вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься
ты? дай ответ. Не дает ответа... летит мимо
все, что ни есть на земле... и дают ей дорогу
другие народы и государства”.
3. Мы видим, что авторские
отступления помогают Гоголю создать полную
картину действительности России и выразить
убежденность, что Россию, обретшую свою
силу в народе, ждет великое будущее.
|