Литература
Ответ на билет №11
Герои романтических
поэм М.Ю. Лермонтова (на примере одного
произведения).
1. Последнее слово Лермонтова-романтика.
2. Тема и идейный пафос поэмы М.Ю.
Лермонтова “Мцыри”.
3. Образ главного героя поэмы.
4. Основные противоречия образа
Мцыри.
5. Образ героя поэмы —
художественное обобщение.
1. Ученые спорят: “Мцыри” или “Демон”
— последнее слово Лермонтова-романтика,
какая из этих поэм идейно-эстетически выше?
Оба произведения принадлежат к вершинам
достижения мировой романтической поэмы.
Вначале был создан “Демон” (начата поэма в
1829 году; последняя редакция в 1839 году). Поэма
“Мцыри” появилась в 1840 году.
2. Тема поэмы “Мцыри” — любовь к
жизни, любовь к свободе, любовь к родине.
Основной идейный пафос ее — протест против
порабощающей человека душной неволи,
поэтизация борьбы как наиболее
естественного выражения человеческих сил,
призыв к свободе. Для человека, рожденного
свободным, любые оковы несут в себе гибель.
3. Образ главного героя
романтической поэмы трактуется автором
необычно. Мцыри лишен внешних признаков
исключительности; это слабый юноша. Ореола
загадочности и таинственности,
титанических индивидуалистических черт,
характерных для романтического героя, в нем
нет. Сама исповедь героя помогает ему
максимально точно передать малейшее
душевное движение. Он не только
рассказывает о своих действиях и поступках,
но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым,
услышанным. Рассказывая о своих
побуждениях, намерениях, желаниях, об
удачах и поражениях, он одинаково честен и
искренен перед собой. Мцыри исповедуется не
для того, чтобы облегчить душу или снять
грех за свой побег, а для того, чтобы вновь
пережить три блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных
дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм
характерно присутствие исключительной,
противоречивой личности, отношение которой
к окружающему миру неоднозначно.
Исключительность и сила Мцыри выражены в
тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я Взглянуть
на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет
родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри
не мог примириться с неволей, жизнью среди
чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по
общению с людьми, близкими ему по обычаям,
по духу, стремится попасть на родину, где, по
его мнению, “люди вольны, как орлы” и где
его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы
власть,
Одну — но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в
чужую в надежде обрести волю и спокойствие,
а порывает с чуждым ему миром монастыря —
символом несвободной жизни, чтобы достичь
края отцов. Родина для Мцыри — это символ
абсолютной свободы, он готов все отдать за
несколько минут жизни на родине.
Возвращение на родину — одна из его целей,
наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри
уходит из монастыря в ужасную ночь, когда
разыгралась буря, но это его не страшит. Он
как бы отождествляет себя с природой: “О, я
как брат обняться с бурей был бы рад”. В
течение “трех блаженных дней”,
проведенных Мцыри на воле, раскрылось все
богатство его натуры: свободолюбие, жажда
жизни и борьбы, упорство в достижении
поставленной цели, несгибаемая сила воли,
мужество, презрение к опасности, любовь к
природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы
рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Исключительные черты Личности
героя романтических поэм помогает раскрыть
присутствие любовного сюжета в этих поэмах.
Но данный мотив Лермонтов исключает из
поэмы, так как любовь могла стать
препятствием для героя на пути к достижению
цели. Встретив у ручья молодую грузинку,
Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за
ней и соединиться с людьми. Оказавшись в
очень важной для романтического героя
ситуации — в ситуации выбора, Мцыри не
изменяет своей цели: он хочет попасть на
родину и, может быть, найти отца и мать.
Отказавшись от любви, герой предпочел ей
свободу.
И еще одно испытание предстояло
пройти Мцыри — схватка с барсом. Он выходит
победителем в этой схватке, но ему уже не
суждено попасть на родину. Он умирает в
чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел
поражение в споре с судьбой, но три дня,
прожитые им на свободе, олицетворяют собой
его жизнь, если бы она протекала на родине.
Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы
признать свое поражение и умереть, никого
не проклиная и сознавая, что причина
неудачи заключена в нем самом. Мцыри
умирает, примиряясь с окружающими его
людьми, но свобода осталась для него
превыше всего. Он просит перед смертью
перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне
пришлет,
Пришлет с прохладным
ветерком...
4. Противоречивость образа Мцыри
в пафосе жизнеутверждения при обреченности
на гибель. С одной стороны, в Мцыри
нераздельно слились мятежно-могучая сила,
твердая, как сталь, воля, героическая
мужественность и душевность, мягкость,
лирическая нежность. Его гордое
одиночество в монастырском плену —
средство самозащиты, выражение протеста.
С другой стороны, герой
романтической поэмы Лермонтова необычен
тем, что перед нами человек, не бегущий от
мира людей, а, наоборот, открытый миру и
людям. Он стремится найти родственную душу,
но не находит ее среди людей. Этот
вольнолюбивый герой близок к природе, но
единение с природой приводит к борьбе с ней.
Мцыри — абсолютно положительный герой,
наделенный могучим духом, жаждой борьбы,
физической подвижностью, и при этом “он
страшно бледен был и худ” “и слаб и гибок,
как тростник”.
Подробная психологическая
обрисовка внутреннего облика Мцыри,
изображение обстоятельств, сформировавших
его характер, — все это реалистические
тенденции поэмы.
5. Образ Мцыри — художественное
обобщение. В нем воплотилось недовольство
прогрессивных людей самодержавно-крепостническим
деспотизмом, их протест и стремление к
свободе. Но образ Мцыри стал и упреком этому
же поколению 30-х годов, которое “вянет без
борьбы”.
|