Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

История

Ответ на билет №46

Экономическое развитие России во второй половине XIX в. (в пореформенное время)

А. Промышленное развитие России в 60— 80-е годы XIX в.

1. Отмена крепостного права (1861) привела к бурному росту производительных сил страны, развитию внутреннего рынка, железнодорожного строительства, росту городов. Либеральные реформы 60—70-х годов значительно улучшили политические и правовые условия для развития капиталистической экономики. Расслоение крестьянства вело к развитию капиталистического рынка. Богатым крестьянам требовалось все больше сельскохозяйственных машин, орудий, удобрений и т. п. Приобретение их на рынке способствовало росту спроса на средства производства. Крестьяне, существовавшие в основном на “заработки”, приобретали теперь и предметы потребления на рынке, стимулируя тем самым развитие рынка потребительских товаров. Неимущие крестьяне продавали свою рабочую силу как предприятиям сельскохозяйственного, так и промышленного производства. Железнодорожное строительство нуждалось в металле, топливе, рабочей силе. К 80-м годам завершился переход от мануфактуры к фабрике. Машинная техника вытеснила ручную в основных сферах промышленности и на транспорте.

2. Но в 60-х годах, вместо ожидаемого подъема, возник некоторый спад в промышленности. Он объяснялся следующими причинами:

> происходила перестройка производства после реформы;

>вкладывались крупные капиталы в промышленность, но от дача последовала позже;

> многие отрасли, особенно металлургия, суконные фабрики, которые ранее применяли труд посессионных и приписных крестьян, переходили с принудительного труда на вольнонаемный; часть рабочих уходила с заводов, производство сокращалось; лишь через 10 лет эти предприятия сумели восстановиться;

> из-за Гражданской войны в Америке возникли трудности в снабжении хлопком текстильной промышленности.

Но спад был временным явлением, и в 70-х годах последовал бурный подъем промышленности, особенно крупной.

3. Экономическому подъему способствовало развитие банковской системы. Был открыт Государственный банк для финансирования частных предприятий. Создавались коммерческие банки, которые оказывали огромное влияние на экономику пореформенной России. По инициативе купца В. А. Кокарева были созданы Московский купеческий банк и Волжско-Камский банк для финансирования промышленности.

4. Стали накапливаться крупные частные капиталы. Помещики получили в виде выкупа 1 млрд. рублей и значительную часть средств вложили в железнодорожное строительство и промышленность. Особенно интенсивно развивались текстильная и пищевая промышленность, которые не требовали больших капитальных вложений. За 20 лет потребление тканей и сахара в стране выросло в 2 раза, начался экспорт сахара за рубеж.

5. К старым промышленным отраслям прибавились новые — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. В конце 70-х годов выплавка чугуна возросла в 10 раз, особенно в Донбассе и Кривом Роге. В Баку резко увеличилась добыча нефти. С конца 70-х годов подвижной железнодорожный состав стал преимущественно отечественным.

6. Несмотря на быстрое развитие, российская промышленность значительно отставала от передовых стран по размерам производства на душу населения, в техническом отношении — по темпам роста производства. Вместе с тем к 70-м годам прошлого века Россия в определенной степени была уже втянута в мировую капиталистическую систему, и в 1873 г. ее впервые затронул мировой промышленный кризис. В начале 80-х годов в стране резко снизились темпы производства по следующим причинам: огромные средства были истрачены на войну с Турцией 1877—1878 гг.; выкупные платежи крестьян, огромные налоги ограничивали покупательную способность населения; произошло снижение цен на зерно на мировом рынке. Но после спада вскоре вновь начался экономический подъем.

Б. Железнодорожное строительство

1. Важным условием для развития экономики является создание мощной инфраструктуры — шоссейные и железные дороги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. Строительство железных дорог началось еще при Николае I (1851 г., Петербург—Москва). 60—70-е годы вошли в историю страны как период “железнодорожной горячки”. Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х годов — 22 тыс. км. Крупнейшие текстильные районы (Шуя, Иванове, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.

2. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е годы, когда министром путей сообщения был С. Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали. К 1904 г. строительство в основном было закончено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тоннеля. Позже, по настоянию П. Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916).

3. В общей сложности строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока продолжалось около 80 лет. В это дело бьыи вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В результате сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись переселенцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное значение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-стратегических задач.

В. Промышленный переворот. Русские предприниматели

1. Промышленный переворот в России начался в конце 30-х годов XIX в., он имел 2 стороны:

> техническую — переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным;

> социальную — формирование промышленного рабочего класса и класса буржуазии.

Промышленный переворот продолжался 50 лет и завершился в конце 80-х годов XIX в.

2. К 80-м годам сформировались основные промышленные районы России:

> Московский;

> Петербургский;

> Прибалтийский;

> Уральский;

> Южный (Донбасс и Криворожье);

> Бакинский.

Самым мощным бь1Л Московский район, где была развита кустарная промышленность, которая постепенно превращалась в мануфактуру, а затем в фабрику. Москва и Прибалтика были также крупнейшими центрами текстильной промышленности. В Петербурге получило развитие машиностроение. На Урале изначально развивалась горнорудная и угольная промышленность. К этим старым промышленным районам прибавились новые: Южный — угольно-металлургический и Бакинский — нефтедобывающий.

3. В пореформенное время в России появилось много талантливых предпринимателей. Купец Бахрушин основал в Москве кожевенную фабрику; его потомки стали крупными кожевенными и текстильными фабрикантами. Они тратили огромные суммы на строительство приютов и больниц для рабочих. К этой семье принадлежал и театральный деятель А. А. Бахрушин, который на основе своих коллекций создал в Москве частный литературно-театральный музей, носящий сегодня его имя.

Г. Города, население во второй половине XIX столетия

1. Свидетельством капиталистического развития России после реформы 1861 г. стал рост городского населения. Согласно официальной статистике в конце века в России было 932 города, в которых проживало 13,5% всего населения страны. Социальная структура городского населения была такова: 11% — крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники; 13 — зажиточные мелкие предприниматели и торговцы; 24 — мелкие ремесленники и лавочники и 52% — рабочие. В каждом городе была также прослойка люмпен-пролетариата — людей без паспорта, без дома, а нередко и “без имени” — так называемое “социальное дно”.

2. Самый крупный город России в конце XIX в. — Петербург с населением 700 тысяч человек. Это был капиталистический город с развитой промышленностью и резкими социальными контрастами. Среди богатых особняков располагались ночлежные дома. Вторым по численности городом была Москва — 600 тысяч жителей. Самые большие сибирские города — Томск и Иркутск (до 30 тысяч жителей). В развитии этих и других сибирских городов значительную роль сыграл Большой Сибирский тракт.

3. В России была высокая степень концентрации промышленности, т. е. преобладали крупные предприятия. Более 50% рабочих было занято на крупных предприятиях — самая высокая концентрация в мире.

4. Положение рабочего класса было очень тяжелым, как и во всех странах в эпоху начального капитализма. Рабочий день достигал 15 часов. Заработки были низкими, штрафы высокими. Широко применялся малооплачиваемый женский и детский труд. Плохими были жилищные условия. Все это заставляло рабочий класс бороться за улучшение своего положения.

Д. Особенности развития помещичьего хозяйства. Два пути аграрного развития России

1. В отличие от промышленности развитие сельского хозяйства в пореформенное время не было достаточно успешным. Правда, за 20 лет экспорт хлеба из России увеличился в 3 раза (1-е место в мире). Цены на хлеб были высокими. Но сельскохозяйственное производство росло в основном за счет распашки новых земель, то есть развивалось экстенсивным путем, в то время как только интенсивный путь развития обеспечивает рост производства сельскохозяйственной продукции благодаря повышению производительности труда, внедрению новой техники, более совершенной агрономии, селекции. Основными производителями товарного хлеба оставались помещичьи хозяйства.

2. Но реформа 1861 г. тяжело отразилась на значительной части помещиков. Они с трудом перестраивали свои хозяйства на капиталистические начала. Помещики владели огромным количеством земли: 30 тысяч крупных помещиков имели 70 млн. десятин земли, почти столько же, сколько ее имели 10,5 млн. крестьянских дворов. Чтобы вести сельское хозяйство по-новому, помещику требовались орудия, машины, удобрения и т. п. На это нужны были большие деньги. Деньги нужны были и для оплаты труда батраков. И хотя помещики получили от государства огромный выкуп за землю, большинство из них эти деньги просто растратили. Поэтому после реформы они чаще продавали землю или отдавали в аренду, чем использовали сами в своем хозяйстве. За аренду помещичьей земли крестьяне платили деньгами или отработкой.

3. Формы оплаты крестьянами арендованной земли — яркое выражение переходного состояния от феодально-крепостнических методов хозяйствования к капиталистическим:

> отработки — крестьянин за полученную в аренду землю отрабатывал на барской земле своим инвентарем. Это была своего рода барщина, с той лишь разницей, что крестьянин был лично свободен и вступал с помещиком в договорные отношения;

> испольщина — за аренду земли крестьянин отдавал половину урожая;

> издольщина — за аренду земли крестьянин отдавал от 1/3 до 2/3 урожая.

4. Переход от феодальных форм хозяйствования к капиталистическим длился около двух десятилетий. Многие помещики не смогли перестроить свои хозяйства на капиталистический лад. Другие сумели приспособиться к условиям рынка. Смогли это сделать и многие разбогатевшие крестьяне, нередко вчерашние крепостные. Те, кто хотели и могли вести хозяйство по-новому, использовали наемную силу, сельскохозяйственные машины, применяли передовые агротехнические приемы и т.п. Сложились районы сельскохозяйственной специализации: Центрально-черноземные губернии, Заволжье и Поволжье — зерновые районы; Прибалтика, север России — районы молочного хозяйства; северо-запад, Украина — технических культур.

5. Истории известны два пути развития сельского хозяйства после феодализма: прусский и американский.

Прусский путь — помещичье хозяйство медленно перестраивается на капиталистический лад; сохраняются крепостнические пережитки.

Американский путь — ликвидация феодальных пережитков, создание фермерского хозяйства, где используется труд батраков.

Развитие сельского хозяйства в России в пореформенное время пошло в основном по прусскому пути.

Е. Крестьянская община

1. После реформы началось интенсивное расслоение деревни. Выделялись богатые крестьяне (20% семей), которые имели значительное количество земли, скота (нс меньше 4 лошадей), машины, батраков. Эта часть зажиточных крестьян вела, по существу, предпринимательское, капиталистическое хозяйство. Появились также бедняки — безлошадные и однолошадные крестьяне. Они зачастую соединяли занятие земледелием с разными промыслами, в том числе с работой по найму. Именно в этой категории крестьян происходил процесс “раскрестьянивания”. Основой их существования была продажа своей рабочей силы. Они составляли рынок рабочей силы как для предпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности. Ежегодно в город уходило 5—6 млн. крестьян, что создавало условия для быстрого развития промышленности. Но основу деревни составляли середняки — двух-, трехлошадные крестьяне, имевшие хороший дом, орудия производства.

2. Сельская община, которая существовала еще со времен Киевской Руси, получила в 1861 г. название сельского общества. Она распределяла земельные наделы, собирала налоги, следила за порядком.

3. Орган управления общины — сельский сход, который избирал старосту. Крестьяне владели землей чересполосно: имели хорошие и плохие полосы на пригорках и в низинах. Земля распределялась по числу мужчин в семье. Если умирал мужчина, то надел отбирался. Если рождался мальчик, он получал надел; это называлось частным переделом. Рост крестьянского населения в силу естественного прироста, увеличение численности мужского населения вели к сокращению размера надела в расчете на душу мужского пола. Нехватка надельной земли заставляла одних крестьян арендовать землю на кабальных условиях, других — продавать землю зажиточным крестьянам. Все эти процессы свидетельствуют о постепенном переходе сельского хозяйства на капиталистические рельсы. Однако помещичье землевладение остается главным тормозом на этом пути.

4. Таким образом, российская экономика в пореформенное время в целом развивалась по пути капитализма. Однако темпы и степень этого развития в разных отраслях были неодинаковы. Наиболее успешно процесс организации капиталистического производства шел в промышленности. В 80-е годы завершился технический переворот в главных отраслях промышленности: преобладающими стали машинное производство и паровая тяга. Значительно вырос товарооборот в промышленности, чему немало способствовали строительство железных дорог, быстрое развитие водного парового транспорта. Но и после промышленного переворота Россия оставалась аграрной страной, сохранялось множество крепостнических пережитков и отсталых форм хозяйствования. Капиталистическое переустройство сельского хозяйства шло довольно медленно. Именно решение аграрного вопроса станет основным в общественно-политическом развитии России в начале XX в.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение