История
Ответ на билет №42
Общественное движение
в России при Николае 1 (1825-1855 гг.)
А. Особенности и направления
общественного движения 30—50-х годов XIX в.
1. Общественное движение 30—50-х
годов имело характерные особенности:
> оно развивалось в условиях политической реакции (после
поражения декабристов);
> революционное и
правительственное направления
окончательно разошлись;
> его участники не имели
возможности реализовать свои
идеи на практике.
2. Можно выделить три направления
общественно-политической мысли этого
периода:
> консервативное (лидер — граф С.
С. Уваров);
> западники и славянофилы (идеологи
— К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И.
Аксаковы, Ю. Самарин и др.);
> революционно-демократическое
(идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М.
Петрашевский).
Б. Кружки 20—30-х годов
1. В условиях политической
реакции, наступившей после разгрома
восстания декабристов, новой формой
общественной борьбы в России стало
создание кружков передовой, в основном
студенческой, молодежи. Наиболее активно
действовали студенческие кружки в
Московском университете. С ним связаны
первые шаги антиправительственной
деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена,
Н. П. Огарева.
2. В 1830 г. около В. Г. Белинского,
сына военного врача, сложился студенческий
кружок “Литературное общество 11-го нумера”,
названный по номеру комнаты в
университетском общежитии, где жил
Белинский. Основное ядро кружка составляли:
П. Я. Петров, сын учителя, ставший
впоследствии известным ориенталистом; Н. Л.
Григорьев, с которым Белинский учился в
Пензенской гимназии; Д. С. Протопопов, автор
критической статьи о Лажечникове,
напечатанной позднее в “Современнике”; М.
Б. Чистяков, сын сельского священника,
впоследствии автор “Очерка теории изящной
словесности”. За антикрепостническую
драму “Дмитрий Калитин” Белинский в 1832 г.
был исключен из университета, начал активно
выступать в печати как литературный критик
и публицист.
3. Большую популярность приобрел
кружок Н. В. Станкевича, объединявший
студенческую молодежь, интересующуюся
философией и искусством. В кружок входили:
друг и единомышленник Станкевича Я. М.
Неверов, впоследствии занявшийся
преподавательской работой; молодые поэты В.
И. Красов и И.П. Клюшников; будущий
славянофил К. С. Аксаков; будущий теоретик
русского анархизма М. А. Бакунин; историк Т.
Н. Грановский и др. Члены кружка изучали
философию Шеллинга, Канта, стремились
использовать прогрессивные элементы
немецкой идеалистической философии в
разработке идей общественного развития
России. Но взгляды Станкевича, как и его
друзей, не выходили за рамки идеализма и
либерализма. По его мнению, только
распространение знаний может привести к
освобождению народа от крепостной
зависимости.
4. Другим центром передовой
дворянской молодежи был кружок Герцена—Огарева.
В состав кружка входили: публицист Н. И.
Сазонов; врач и поэт-переводчик Н. X. Кетчер;
поэт В. И. Соколовский, автор философских
поэм, и др. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на
Воробьевых горах в Москве клятву бороться с
самодержавием за волю, за освобождение
народа и остались верны ей до конца жизни.
Кружок просуществовал недолго. Летом 1834 г.
Герцен, Огарев, другие участники кружка
были арестованы и высланы из Москвы.
Некоторые члены кружка были отданы под
надзор полиции.
В. Консервативное направление.
Либеральное направление. Западники и
славянофилы
1. После подавления восстания
декабристов встает вопрос о дальнейших
путях развития России, вокруг него
завязывается длительная борьба различных
течений. В решении этого вопроса намечаются
основные линии размежевания общественных
групп.
2. В начале 30-х годов получило
оформление идеологическое обоснование
реакционной политики самодержавия —
родилась теория “официальной народности”.
Ее принципы были сформулированы министром
просвещения С. С. Уваровым в знаменитой
триаде, выражающей вековые основы русской
жизни: “православие, самодержавие,
народность”. Самодержавие трактовалось
как гарант нерушимости Русского
государства. Именно в самодержавной России,
по утверждению сторонников этой идеологии,
господствует наилучший порядок вещей,
согласный с требованиями религии и
политической мудрости. Православие
провозглашалось основой духовной жизни
народа. Под “народностью” понималось “единение”
царя с народом, предполагающее отсутствие в
русском обществе основы для социальных
конфликтов. Следует отметить, что за
народность выступали представители всех
направлений общественного движения в
России, но вкладывали в это понятие
совершенно различное содержание.
Официальная идеология стремилась
представить самодержавно-крепостнический
режим соответствующим “народному духу”, и
народность в данном случае трактовалась
как приверженность народных масс к “исконно
русским началам” — самодержавию и
православию. Теоретиками официальной
идеологии были профессора Московского
университета С. П. Шевырев и М. П. Погодин,
издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин.
3. Либерально-оппозиционное
направление в русской общественной мысли в
России второй четверти XIX в. представляли
два общественных течения: славянофилы и
западники.
Славянофилы — представители
либерально настроенной дворянской
интеллигенции, выступали за принципиально
отличный от западноевропейского путь
развития России на основе ее мнимой
самобытности (патриархальность,
крестьянская община, православие). В этом
они как бы сближались с представителями “официальной
народности”, однако их никак нельзя
смешивать. Славянофильство было
оппозиционным течением в русской
общественной мысли. Славянофилы выступали
за отмену крепостного права (сверху),
ратовали за развитие промышленности,
торговли, просвещения, сурово критиковали
существовавшую в России политическую
систему, выступали за свободу слова и
печати. Однако основной тезис славянофилов
сводился к доказательству самобытного пути
развития России, а точнее, к требованию “идти
по этому пути”. Они идеализировали такие “самобытные”,
по их мнению, учреждения, как крестьянская
община и православная церковь. Они
отрицательно относились к
преобразовательной деятельности Петра I, но
не потому, что хотели вернуться назад, к
допетровским порядкам. Наоборот, они звали
“идти вперед”, но по истинному, “самобытному”
пути, с которого “свернул” развитие России
Петр I. Но поскольку, по их мнению,
петровская европеизация России коснулась,
к счастью, только верхушки общества —
дворянства и власти, надо все внимание
обратить на народ (крестьянство). Поэтому
такое большое внимание славянофилы уделяли
изучению быта и жизни “простого” народа,
считая, что “он только и сохраняет в себе
народные, истинные основы России, он только
один не порвал связи с прошедшей Русью”.
В кружок славянофилов входили
братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья
К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Самарин,
позднее С. Аксаков (известный русский
писатель, отец братьев Аксаковых), Ф.
ЧижовиД. Валуев. Славянофилы внесли
существенный вклад в развитие русской
культуры, оставив богатое наследие по
вопросам философии, литературы, истории,
богословия, экономики.
4. Западничество также возникло
на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники
противопоставляли себя славянофилам в
спорах о путях развития России. Они считали,
что Россия должна идти по тому же
историческому пути, что и все
западноевропейские страны, и критиковали
теорию славянофилов о самобытном пути
развития России. Они возвеличивали Петра I и
рассматривали его деятельность как первую
фазу обновления России, считали, что вторая
фаза должна начаться проведением реформ
сверху, которые избавят Россию от
социальных потрясений. Хотя западники и
отрицательно относились к крепостному
праву и полицейским порядкам николаевского
режима, они были убежденными противниками
революционной ломки этих порядков. Их
идеалом была конституционно-монархическая
форма правления по западноевропейскому
образцу, с определенными политическими
гарантиями свободы слова, печати и др.
По своему социальному
происхождению и положению большинство
западников принадлежало к дворянам-помещикам
и дворянской интеллигенции. В числе
западников находились известные
профессора Московского университета —
историки Т. Грановский, С. Соловьев,
правоведы М. Катков, К. Кавелин и др. В
западники зачислялись и представители
демократических убеждений — Белинский,
Герцен, Огарев.
Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое
направление
1. На рубеже 30—40-х годов XIX в.
складывается революционно-демократическое
направление русской общественной мысли.
Представителями этого направления
являются В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П.
Огарев, “левое крыло” кружка петрашевцев.
В этот период представители
различных идейных течений увлекались
западноевропейской философией, особенно
классической немецкой. При этом теоретики
разных направлений заимствовали из богатой
сокровищницы немецкой философии различные
ее составляющие в зависимости от
идеологических и политических пристрастий.
Белинскому и Герцену ближе всего был
гегелевский диалектический метод. Именно
он послужил Герцену в теоретическом
обосновании неизбежности революционного
преобразования феодально-абсолютистского
строя в России. Это нашло отражение в
своеобразной теории “русского социализма”.
Поражение революций 1848—1849 годов в Европе
породило неверие Герцена в революционные
возможности западноевропейских стран и
привело его к выводу, что в будущем
социализм утвердится вначале не в
европейских странах, а в России. Для этого
здесь есть необходимые предпосылки:
крестьянское общинное землевладение,
крестьянская идея равного права всех на
землю, мирское самоуправление и “коллективистское”
сознание русского крестьянина. Теория “русского
социализма” исходила из идеи “самобытного”
пути развития России к социализму, минуя
капитализм. При всей своей утопичности эта
теория объективно выражала насущные задачи
буржуазно-демократического преобразования
России. Она была направлена на свержение
крепостнического строя, ликвидацию
помещичьего землевладения и
последовательную демократизацию страны. В
этом состоят ее революционный смысл и
историческое значение “русского
социализма”.
Заметное место в освободительном
движении 40-х годов занимает кружок
петрашевцев. Его основал молодой одаренный
чиновник Министерства иностранных дел М. В.
Буташевич-Петрашевский, на квартире
которого с зимы 1845 г. собиралась молодая
интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие
чиновники, студенты старших курсов. Они
обсуждали новинки художественной и научной
литературы, говорили об общественно-политических
и философских проблемах. Кружок посещали
писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М.
Достоевский, молодой Л. Н. Толстой, художник
П. А. Федотов, композиторы М. И. Глинка и А.Г.
Рубинштейн. До 1847 г. деятельность кружка
носила полулегальный просветительский
характер. Но с 1847 г. характер собраний стал
существенно меняться: члены кружка перешли
к обсуждению острых политических проблем,
критиковали существующий строй, говорили о
необходимости отмены крепостного права,
свободы печати, введения в
судопроизводство адвокатов и присяжных
заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в
Европе особой популярностью у петрашевцев
пользовались идеи утопического социализма.
В марте—апреле 1849 г. петрашевцы приступили
к оформлению тайной политической
организации, готовились к печатанию
прокламаций. Но деятельность кружка не
получила развития.
В апреле 1949 г. петрашевцы были
арестованы и заключены в Петропавловскую
крепость. 21 человека приговорили к
расстрелу, в их числе Петрашевского и
Достоевского. В конце декабря 1849 г. на
Семеновской площади Петербурга состоялась
инсценировка смертной казни: был зачитан
смертный приговор, на головы осужденных
накинули белые колпаки, зазвучала
барабанная дробь, но в последний момент
подъехал флигель-адъютант с царским
приказом об отмене смертной казни и замене
ее ссылкой на каторгу.
Д. Петр Яковлевич Чаадаев
1. Своеобразным откликом на
николаевскую реакцию со стороны старшего
поколения дворянской интеллигенции яви
лось напечатанное в 1836 г. в московском
журнале “Телескоп” первое из цикла “Философических
писем” П. Я. Чаадаева. Русский философ,
публицист, участник войны 1812г., член
Северного общества, друг А. С. Пушкина,
Чаадаев выступил с едкой критикой всей
предшествующей и современной ему истории
России, в том числе православия,
самодержавия, крепостничества.
Рассматривая историческое развитие России,
он делал крайне пессимистические выводы
относительно ее настоящего и будущего. Он
писал, что Россия “отлучена от всемирной
истории”, “одиноки в мире, мы ничего не
дали миру, ничему не научили его”, говорил о
“застое” в России и “национальном
самодовольстве”. По определению Герцена,
публикация Чаадаева явилась “выстрелом,
раздавшимся в темную ночь”. Николай I
отозвался на статью так: “Нахожу, что
содержание оной — смесь дерзостной
бессмыслицы, достойной умалишенного”.
Журнал был закрыт, его редактор сослан,
пропустивший статью цензор отстранен от
должности и уволен в отставку. Чаадаев
официально был объявлен сумасшедшим и за
ним был установлен медико-полицейский
надзор. Ретроградные круги обрушились на
Чаадаева, но и прогрессивные деятели были
неоднозначны в своей оценке выступлений
Чаадаева. Они приветствовали сам факт
протеста автора против мрачной российской
действительности, но отрицательно
отнеслись к негативной оценке им прошлого
своей страны, к неверию в ее будущее.
|