История
Ответ на билет №29
Преобразования в
области культуры и быта при Петре 1
А. Наука и просвещение
1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области
просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями
в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими
государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному
устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы,
картографы, просто грамотные люди.
2. Были открыты школы: навигацкая,
которая с 1715 г. стала приготовительным
классом для созданной Морской академии в
Петербурге, артиллерийская, инженерная,
медицинское училище, школа для подготовки
переводчиков при Посольском приказе. Много
молодых людей отправлялось на учебу за
границу. Для детей провинциальных дворян и
чиновников были созданы 42 “цифирные”
школы, где 2 тысячи недорослей обучались
грамоте, арифметике. По государеву указу 1714
г. запрещалось жениться тем дворянам,
которые не окончат хотя бы “цифирной”
школы. В горных школах учились дети
мастеровых, а в гарнизонных — солдатские
дети. Из предметов на первом месте были
математика, астрономия, инженерное дело,
фортификация. Богословие преподавали
только в епархиальных школах, где обучались
дети духовенства.
3. Появились новые учебники, самый знаменитый — “Арифметика”
Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского
был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.
В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета “Ведомости”, сообщавшая
о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700
г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно
ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.
4. При Петре I началось создание
первого в России музея — Кунсткамеры,
положившей начало сбору исторических и
естественнонаучных коллекций. Царь повелел
доставлять туда “старинные и
необыкновенные вещи”: скелеты вымерших
животных, древние рукописи, старинные пушки,
заспиртованных монстров, анатомические
коллекции. Здесь же имелась богатая
библиотека, книжный фонд которой включал 11
тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для
свободного посещения. Огромное значение
для развития науки имело создание
Петербургской академии наук, открытой в 1725
г. Ее важнейшей особенностью было то, что
она создавалась государством и с самого
основания находилась на его содержании в
отличие от стран Западной Европы, где
академии сами изыскивали средства на свое
содержание. Создается ряд работ по истории:
“Гистория Свейской войны”, соавтором
которой был Петр I, “Ядро российской
истории” Манкиева.
5. Петр I мечтал проложить
торговый путь из Индии в Европу через
российскую территорию. Многочисленными
научными экспедициями были составлены
карты западного побережья Каспийского моря.
Аральского, Азовского морей, бассейна Дона.
Русские побывали на Камчатке и Курилах.
Появился “Атлас Всероссийской империи” И.
К. Кирилова, проводились геологические
изыскания. С. У. Ремезов составил “Чертежную
книгу Сибири”. Незадолго до смерти Петр
подписал инструкцию командору В. И. Берингу,
который должен был установить, существует
ли пролив между Азией и Америкой.
Б. Архитектура. Искусство.
Литература
1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко
использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,
Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по
плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые
здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2—3 этажа, фасадом
на улицу, каждый из них имел свой облик.
2. Петр I пригласил знаменитого
итальянского архитектора Доменико Трезини,
который построил Летний дворец царя, здание
Двенадцати коллегий и Петропавловский
собор. Это было удлиненное прямоугольное
здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней
и шпилем. Высота шпиля — 112 м, выше
колокольни Ивана Великого.
3. В Петербурге сложился особый
архитектурный стиль, который называется
русским барокко. Органическое соединение
западных и русских художественных традиций
в единый стиль сделало Петербург одним из
красивейших городов мира. Начиная с 1720-х
годов доминирующую роль в
градостроительстве начинают играть
русские зодчие. И. К. Коробов построил в
Москве Гостиный двор, архитектор И. П.
Зарудный — церковь “Меншикова башня”. Под
руководством русского архитектора П. М.
Еропкина был составлен генеральный план
Петербурга.
4. В начале XVIII в. на смену
иконописи приходит светская живопись.
Художники-портретисты стремились передать
индивидуальность характеров, внутренний
мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина,
которому сам Петр помог стать художником,
отправив его учиться в Италию, а затем
сделал придворным художником. Кисти
художника принадлежит множество портретов
современников: канцлера Головкина, купца Г.
Строганова, писал он и царя. Художник Андрей
Матвеев по указу царя проходил обучение в
Голландии. Он создал религиозную
композицию в Петропавловском соборе. Самая
известная картина художника — “Автопортрет
с женой”.
5. До Петра I в России не было
общедоступного театра. Правда, при царе
Алексее Михайловиче недолго действовал
придворный театр. По распоряжению Петра I в
Москве на Красной площади была построена “комедиальная
храмина”, где немецкие актеры ставили
спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской
академии шли любительские спектакли на
библейские или античные темы.
6. Изменился круг чтения, особенно
у горожан, в литературе появился новый
герой — смелый, образованный
путешественник. Таков, к примеру, герой “Гистории
о российском матросе Василии Кариотском”.
7. Вице-президент Синода Феофан
Прокопович в своих произведениях
прославлял победы русского оружия, Петра
Великого, власть которого объявлял “никаким
законам не подлежащей”, т. е. безграничной.
Были опубликованы письма боярина Федора
Салтыкова из Англии Петру I, в которых он
излагал мысли о том, что государство должно
заботиться о развитии торговли,
промышленности, об интересах дворянства, о
просвещении народа.
В. Изменения в дворянском быту
1. После возвращения “великого
посольства” из Европы Петр I начал вводить
одежду европейского образца. Царские указы
предписывали брить бороды, одеваться не в
длиннополое русское платье, а в короткие
европейские кафтаны, носить башмаки.
Продавцам длиннополого платья и сапог и
лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на
каторгу и конфискация имущества. Царь
собственноручно стриг бороды и обрезал
длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил
лишь священникам и крестьянам, остальные за
ношение бороды платили огромные пошлины.
Подданные обязаны были также пить чай и
кофе, курить табак.
2. В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи — торжественные
приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения
на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи,
чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось
являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где
молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению.
Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец
затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения
стало “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”, составленное
неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье,
в гостях, в общественных местах, на службе.
3. Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян
и простых горожан оставалась прежней. Возник глубочайший разрыв между
образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие
крестьянина к любому образованному человеку.
|