История
Ответ на билет №18
Политическое развитие
России в XVII в.
А. Государственное управление в
России. Усиление самодержавия
1. После окончания Смутного
времени и избрания царем Михаила Романова в
стране сложилась новая политическая
обстановка. Заметную роль в управлении
государством играли Земские соборы,
которые решали вопросы внешней политики,
финансов, налогов. При царе Михаиле Земские
соборы собирались регулярно. Слабая еще
царская власть нуждалась в поддержке
различных социальных групп — боярства,
дворянства, духовенства, посадских и
служилых людей, крестьян.
В XVII в. царь правил совместно с Боярской думой, но боярство
не противопоставляло себя царю, а служило ему. В Думу входило 4 думных чина:
бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Число членов Думы было не
более 100. Формула ее решений гласила: “Царь указал, а бояре приговорили”. Положение
дворян в Думе укрепилось после отмены местничества в 1682 г. — теперь на высшие
должности назначались не по родовитости, а по решению царя. Но постепенно роль
Боярской думы начинает падать, царь принимает решения единолично. Начинает устанавливаться
самодержавная (абсолютная) форма правления. Этот процесс находит законодательное
закрепление в Соборном уложении 1649 г. Первые главы этого свода законов содержат
статьи о престиже государственной власти и преступлениях против нее, ограждаются
православие, личность государя и честь государева двора. Власть монарха усиливалась,
что означало движение по пути установления в России абсолютной монархии. Об
этом же свидетельствует и постепенное отмирание Земских соборов, последний из
которых собрался в 1653 г.
2. Органами государственного
управления являлись приказы. Количество их
доходило до 80. Они ведали определенной
отраслью управления, можно выделить
несколько групп приказов:
> приказы служилых людей;
> финансовые;
> судебные;
> военные;
> областные;
> дворцовые;
> посольские.
При царе Алексее Михайловиче был
учрежден Приказ тайных дел, который
контролировал деятельность других
приказов, им руководил не боярин, а царь. В
приказах трудились дьяки и подьячие,
выходцы из духовенства, купечества,
посадских людей. Так формировался аппарат
чиновничества — профессиональный аппарат
управления государством. К концу XVII в.
численность приказных людей достигла 3
тысяч человек. Дела приказами решались
долго, процветали взяточничество,
казнокрадство, мелочная опека сверху.
3. Основной административной
единицей страны были уезды, . которые
делились на станы и волости. Во главе уезда
стоял воевода, назначавшийся из Москвы.
Воевода — это одновременно военачальник,
администратор, судья, сборщик налогов,
полицейский. Содержало воевод местное
население, их общая численность составляла
около 2 тысяч человек.
Б. Вооруженные силы в XVII в.
1. Весь XVII век для России прошел в
тяжелых и длительных войнах. Дворянское
ополчение утрачивало свои боевые качества,
более сильное стрелецкое войско было
малочисленным. Дворяне часто уклонялись от
походов, стрельцы в мирное время занимались
торговлей, ремеслом, а не военной
подготовкой.
2. В 1630 г. началось создание “полков
нового строя”, которые формировались из
добровольцев. Во время войны в “полки
нового строя” набирали так называемых “даточных
людей”: каждые 25 крестьянских и посадских
дворов давали в армию одного “даточного”,
который служил пожизненно. Этим была
заложена основа будущей системы петровских
рекрутских наборов.
3. Были созданы пехотные, конные и
конно-пешие полки. Их вооружали за счет
казны, давали лошадей, платили жалованье. В
качестве дополнительной военной силы
использовались казаки Дона, Яика, Терека. К
концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26
конных полков, 4 тысячи орудий.
Подводя итоги, можно сказать, что в
политическом отношении Россия в XVII в.
постепенно превращается в абсолютную
монархию, формируется профессиональный
аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное
уложение 1649 года), которые направлены на
защиту интересов высших сословий.
|