История
Ответ на билет №15
Культурная и духовная
жизнь России в XIV-XVI вв.
А. Русское народное творчество.
Литература. Летописи.
1. С XIV в. начинается возрождение
русской культуры, обусловленное
освобождением русских земель от ордынского
ига, образованием Русского
централизованного государства и успехами
хозяйственного развития. Постепенно
начинает складываться общерусская
культура.
2. Устное народное творчество XIV—XV
вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр.
— отражало представление русских людей о
своем прошлом. Окончательно складывается
киевский былинный цикл о Владимире Красное
Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей
темой произведений устного народного
творчества в этот период становится борьба
против монголо-татарского нашествия и
ордынского ига. Среди них особенно
выделяются сказания о рязанском богатыре
Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о
Куликовской битве. Расцветает новый жанр
устного народного творчества —
исторические песни. В них, в отличие от
былин, герои и события были взяты из
реальной жизни.
Фольклорных записей XVI в. не
сохранилось, но о народных песнях, сказках
упоминают документы, например Стоглав,
соборные послания. В “Сказке о Барме-Ярыжке”
простой человек добывает для царя Ивана
Грозного знаки царского достоинства. В
сказках “Умный мальчик-судья”, “Мудрая
дева” прославляются ум и смекалка простого
народа. Большое число сказок и песен
идеализирует образ Ивана Грозного — борца
с боярами и защитника бедных.
Летописные повести XVI в. также
посвящены главной теме — борьбе русского
народа с иноземными захватчиками. Наряду с
изображением реальных событий они содержат
элементы фольклора. Например, в “Сказании о
царстве Казанском” говорится о взятии
Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV
изображается совершенно идеальным
человеком. Вопреки литературным канонам
автор повести прославляет героизм врагов-казанцев.
В популярной повести “О прихождении
Стефана Батория в Псков” рассказывается,
как король “лютый зверь” обложил город со
всех сторон, но Бог услышал молитвы
псковичей, они отбили много атак, и поляки
отступили от Пскова. Некоторые сказания
рисуют родословную московских правителей
от вавилонских, византийских и римских
императоров. В них явственно
прослеживается идея преемства власти
московских князей от князей владимирских и
киевских, обосновывается право московских
князей на самодержавную форму правления.
3. В литературе главными темами
были героическая и биографическая (жития). В
повести “Житие святого Александра
Невского” князь изображен идеальным
правителем; немало повестей посвящено
князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во
многих произведениях говорится о борьбе с
Ордой: “Задонщина”, “Тохтамышево
разорение 1382 года” и др. Автор “Задонщины”
образно сравнивает Куликовскую битву с
походом князя Игоря против половцев (1185). В
“Сказании о Мамаевом побоище” автор
поэтически описывает саму битву.
В житиях митрополитов Петра,
Алексея прославляется деятельность этих
сторонников возвышения Москвы, описываются
их подвиги. Русская литература затрагивает
и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В
конце XV в. на основе муромских сказаний
возникает замечательное произведение “Повесть
о Петре и Февронии”. Крестьянская девушка
Феврония исцелила муромского князя Петра
от тяжелой болезни, стала его супругой. Они
претерпели много испытаний, но любили друг
друга и умерли в один день.
4. В конце XIII в. возобновляется
местное летописание в Ростове Великом,
Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи
составляются при дворах князей,
митрополитов, в монастырях. В них находят
отражение жизнь, быт и взгляды бояр,
духовенства и даже простых людей. Например,
новгородские летописи часто описывали
восстания “меньших” людей против “больших”.
В XIV—XV вв. больше всего летописей
составляется в московских монастырях,
переписываются Евангелия, жития святых,
поучения.
Б. Религиозная и общественно-политическая
мысль на Руси. Публицистика в XVI в.
1. Развитие и укрепление
Российского государства сопровождалось
усилением позиций церкви во всех сферах
духовной жизни. В XVI в. идеологическая
деятельность церкви приобрела широкий
размах. Церковь развернула борьбу со
всякого рода инакомыслием, установила
жесткую регламентацию всей духовной жизни.
Церковь следила за правильностью понимания
учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков.
Первой русской ересью было
стригольничество. Ересь стригольников
возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове.
Стригольники критиковали
недостойное поведение духовенства:
пьянство, назначение на церковную
должность за плату. Они не признавали
некоторых православных таинств, например
обряд причащения. По их убеждению, это
противоречит разуму и является
бессмысленным. В Новгороде состоялись
казни еретиков-стригольников.
2. В конце XVa. новгородское низшее
духовенство заявило, что не признает
догмата о троичности Бога, отрицает
священность икон и саму церковную
организацию. Против них выступил игумен
Иосиф Волоцкий (его сторонники стали
называться иосифлянами). Он заявил, что
еретиков надо заключать в тюрьмы и
предавать лютой казни. В то же время так
называемые нестяжатели во главе с Нилом
Сорским считали, что с еретиками надо
полемизировать, а не расправляться, что их
надо миловать. Борьба иосифлян с
нестяжателями проходила не только по
вопросу об отношении к церковным догмам:
первые отстаивали их незыблемость и
требовали жестокой расправы с еретиками,
вторые допускали возможность полемики с
инакомыслящими и их помилование. Борьба
двух группировок в православной церкви
отражала разные взгляды на великокняжескую
власть. Иосифляне провозглашали великого
князя наместником Бога на земле. Из этого
круга церковников вышла теория “Москва —
третий Рим”, обосновывавшая вселенские
претензии Московской митрополии.
Противоположная группировка утверждала,
что Божья власть выше светской. Наконец,
нестяжатели в отличие от иосифлян считали,
что монахи должны существовать только “от
своих трудных подвигов”, т. е. кормиться
личным трудом, и отрицали необходимость
монастырского землевладения как средства
для поддержания всей обители. В 1504 г.
церковный собор приговорил еретиков к
смертной казни. Многие были сожжены на
костре.
В XVI в. церковь все более
подчиняется княжеской светской власти.
Продолжается борьба между иосифлянами и
нестяжателями. Последние выступали против
массовых казней, призывали церковь,
монастыри отказаться от права владения
крестьянами и землей. Но в 1531 г.
руководители нестяжателей были осуждены
церковным собором.
До нашего времени дошли сведения
о деле боярина Матвея Башкина, который
отпустил на волю своих холопов, считая, что
Священное Писание запрещает порабощать
людей. Сильвестру стало известно, что
Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до
царя. Башкин был арестован, предан анафеме и
казнен.
3. В XVI в. в России было много
талантливых публицистов, среди них — Федор
Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и
сам Иван Грозный. Федор Карпов,
образованный человек, сокольничий, считал,
что правители должны нести в мир правду,
искоренять зло. Замечательным русским
мыслителем XVI в. был Иван Пересветов,
который в челобитных Ивану Грозному
изложил свои политические взгляды. Он
выступал сторонником сильной царской
власти, централизации управления, призывал
ограничить власть бояр и поддерживать
дворян. Сильная царская власть, по его
мнению, должна управлять на основе
определенных законов. Талантливым
писателем-публицистом был князь Андрей
Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и
обратился с тремя посланиями к Ивану
Грозному, позже написал знаменитую “Историю
о великом князе Московском”. Курбский —
враг “лютости” царя, который не только не
считается с теми, кто верой и правдой служил
отечеству, но и подвергает страшным мукам,
проливает их кровь. В ответных посланиях
Грозный отстаивал незыблемость
самодержавной власти, считая
бояр своими подданными,
утверждал, что его власть Божественного
происхождения и в своих действиях он ни
перед кем не подотчетен. Послания Грозного
в то же время пронизаны юмором и сарказмом,
его литературный стиль отличается
лаконичностью, яркостью художественных
образов. По указанию царя создаются большие
летописные своды — Воскресенская,
Никоновская летописи со множеством
документов. В них вошли специально
отобранные и интерпретированные известия
местных летописей. Один из списков
Никоновской летописи представлял собой
роскошный лицевой свод, который украсили 16
тысяч иллюстраций.
В. Живопись
1. Русская живопись в XIV—XV вв.
достигла невиданного расцвета. Образы
святых стали средством передачи
человеческих чувств. Человек и его духовный
мир — центральная тема русской живописи.
2. Великим художником был Феофан
Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в.
в Новгород. Здесь он расписал церковь
Преображения на Ильиной улице, а в Москве —
церковь Рождества Богородицы,
Архангельский и Благовещенский соборы. На
фресках Феофана Грека лики святых полны
внутренних переживаний, сомнений, отражают
стремление к возвышенному. До нашего
времени дошли лишь иконы “Деисус” в
Благовещенском соборе.
3. В росписи Благовещенского
собора участвовал и яркий представитель
московской школы живописи Андрей Рублев.
Сначала он был монахом в Троицкой лавре,
потом перешел в московский Андроников
монастырь (где и похоронен). Из его работ
сохранилось немногое. Со своим другом
Даниилом Черным он расписывал Успенский
собор во Владимире, потом работал над
фресками Троицкого собора Троице-Сергиева
и собора Спасо-Андроникова монастырей.
4. Самая известная работа Рублева
— “Троица” (икона из Троицкого собора). На
иконе изображены три прекрасных юноши -ангела.
Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а
число “8” означало “вечную жизнь”. Икона
выражает идею согласия и человеколюбия,
нравственной чистоты и совершенства.
5. В XV в. на иконах помимо
традиционных сюжетов из Библии, житий
святых все чаще появляются пейзажи (леса и
горы), портреты, батальные сцены.
6. Из XVI в. до нас дошли фресковые
росписи храма Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря, созданные
знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они
отличаются утонченностью рисунка,
красочностью и нарядностью. Преобладает
иконопись новгородской и московской школ.
Постепенно расширяется тематика
живописного искусства, все активнее
проявляется интерес к темам из всемирной и
отечественной истории.
7. Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для
всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 “местночтимых”
угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона “Церковь
воинствующая” воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились
(но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены
сюжеты:“Выбор веры князем Владимиром”, “Крещение киевлян”, “Венчание Владимира
Мономаха”, композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов:
добро и зло, жизнь и смерть, времена года.
8. В конце XVI в. получают
известность иконы “строгановского письма”,
они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В
этой манере работали Чирин, Савин.
Г. Зодчество
1. Средневековое зодчество было
тесно связано с княжеской властью. Только у
богатого и сильного князя находились
деньги, чтобы строить каменные храмы и
укрепления. В конце XIV в. в Москве
насчитывались тысячи домов, особенно
выделялись хоромы великого князя, бояр,
дворян, высшего духовенства. Они частью
располагались в Кремле, частью — вокруг
него и в подмосковных селах. Москва
строилась по традиционному для
средневекового русского города радиально-кольцевому
принципу. К началу XV в. город занимал
территорию внутри нынешнего Бульварного
кольца, а в XVI в. — в границах современного
Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г.
Кремль обнесли стеной из белого камня, а при
Иване III были возведены стены из красного
кирпича. В 1485 г. была заложена первая
кремлевская башня — Тайницкая. Завершилось
строительство кремлевских укреплений и
башен к 1516 г., они существуют и поныне.
Строительство велось под руководством
итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари,
Марко Руффо, Алевизе Миланце.
2. В 1475 г. итальянец Аристотель
Фиораванти по приглашению Ивана III начал
строить в Москве главный собор Российского
государства — Успенский. За образец был
взят Владимирский Успенский собор, но
использовалась новая техника. В 1479 г.
Успенский собор был закончен. Здесь
находилась знаменитая икона Владимирской
Божией Матери. Успенский собор воплотил в
своих величавых формах мощь молодого
Российского государства.
3. Псковские зодчие возвели
замечательные церкви: Благовещения и
Ризоположения. В 1481—1491 гг. архитекторы
Руффо и Солари построили Грановитую палату
для приема иностранных послов. А в начале XVI
в. возведен был Архангельский собор —
усыпальница русских князей и царей.
4. В XVI в. получает распространение
строительство каменных церквей с шатровым
завершением. Подлинным шедевром шатрового
стиля стала церковь Вознесения в селе
Коломенском(1532). она господствовала над
местностью, была видна издалека, “чудна
высотою и красотою” (построена в честь
рождения будущего царя Ивана Грозного).
Выдающимся памятником этого
периода является собор Василия Блаженного (Покровский
собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по
приказу Ивана Грозного на Красной площади в
честь взятия Казани. Строили его зодчие
Барма и Постник Яковлев. Храм представляет
собой соединение девяти высоких храмов-башен,
увенчанных куполами, все они связаны между
собой внутренними переходами и окружены
обходной галереей. Ни один купол не
повторяет другой. Все купола как бы
сливаются в одно целое. Девятиглавый собор
увенчан шатром. Внутри храм невелик.
Интересен Софийский собор в Вологде,
который является упрощенным подражанием
Успенскому собору в Москве.
5. В XVI в. получает большой размах
крепостное строительство. Были построены
кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове,
стены Нижегородского кремля,
реконструированы стены Новгородского
кремля. В это время в Москве создается
вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный
район — Китай-город, и третья линия
каменных укреплений, протянувшаяся вокруг
Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий
Федор Конь построил крупнейшую крепость —
Смоленский кремль.
Д. Просвещение, научные знания,
книгопечатание в XVI в.
1. Центрами грамотности и
просвещения в XVI в. оставались монастыри,
церкви, где создавались училища, имелись
библиотеки рукописных и печатных книг. В
городах и деревнях появляются учителя — “мастера
грамоты” — монахи и дьяки. Ученики
осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы),
письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение,
вычитание. Обучение велось с розгой.
Появились руководства по грамматике
Максима Грека — “Начало грамоты греческой
и русской”, “Беседа о учении грамоте”, “Азбуковник”.
Первое пособие по арифметике — “Книга —
Арифметика, цифирная мудрость”. Большое
собрание рукописных книг имел Иван Грозный.
2. До середины XVI в. все книги на
Руси писались от руки. С 1553г. начинается
русское книгопечатание, возникает
Московский печатный двор (Никольская улица).
В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его
помощник Петр Мстиславец издали первую
русскую датированную печатную книгу “Апостол”
(о деятельности учеников Христа). Затем
последовали “Часослов” и другие книги,
которые отличались высоким уровнем
полиграфии.
Федоров был также и редактором,
делал свои переводы Священного Писания, за
что его преследовали. Иван Федоров и Петр
Мстиславец перебрались на Украину. Во
Львове ими был издан первый русский
печатный букварь с грамматикой. В Москве до
конца XVI в. было издано 20 названий
богословских книг. В деле просвещения был
сделан большой шаг вперед.
3. Научные знания в XVI в. носили
прикладной характер (исчисление налогов и т.
п.). Митрополит Зосима составил пасхалии —
специальные таблицы с указанием дат Пасхи и
других церковных праздников по годам.
Сочинения “Шестокрыл”, “Космография”
позволили вычислять лунные фазы, затмения
Солнца, Луны. Знания в области физики,
техники требовались мастерам-литейщикам,
оружейникам. В Москве был организован
Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил
знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м).
Солеварение, поташное производство,
лечебное дело требовали знаний из химии,
медицины, способов изготовления лекарств
из трав. Большой популярностью
пользовалась рукописная книга “Вертоград”,
переведенная с немецкого языка. В ней
содержались медицинские сведения, правила
личной гигиены и ухода за больными. Но в
целом практическая медицина еще во многом
была связана со знахарством.
Путешественники, дипломаты составляли
карты. Выходили словари — “Се татарский
язык”, “Толк языка половецкого”, “Славянские
слова”. При строительстве Покровского
собора использовались теоретические
знания по механике, математике.
4. С именем протопопа Сильвестра
связано оформление “Домостроя”. Это
произведение относилось к литературе
бытового жанра. Оно содержало целый кодекс
житейских правил, который требовал
беспрекословного подчинения мужу, отцу,
хозяину и узаконивал наказания как
основной метод воспитания. “Домострой”
содержал также полезные советы в духе
христианской морали. Здесь рассказывалось,
когда надлежит поститься, какие кушанья и
напитки употреблять. “Домострой” учил
вежливости, правилам поведения в гостях и
давал советы на бытовые темы: как
просушивать платье или уберечься от долгов...
|