История
Ответ на билет №1
Русь изначальная
А. Ранняя история славянских
народов; выделение восточного славянства.
1. Славяне — крупнейшая в Европе
группа родственных народов, объединенных
близостью языков и общностью происхождения.
Их численность — почти 300 млн. человек.
Предки славян, так называемые
праславяне, принадлежали к древней
индоевропейской семье народов, которые в IV—
III тысячелетии до н. э. расселились на
громадной территории Европейского
материка — от Европы до Индии. Ближайшими
родственниками славян по языку были балты
— предки литовцев, латышей и пруссов.
Соседями на юге и западе — германцы,
которых славяне называли общим именем “немцы”.
Восточными соседями — западноиранские
племена — скифы и сарматы. К этой же семье
относились индийцы, иранцы, древние хетты,
армяне, греки и римляне, кельты и др. народы.
2. Древнейшие исторические
сведения о славянах, известных тогда под
именем “венедов”, относятся к 1—11 вв. н. э. и
встречаются в трудах греко-римских
историков Плиния Старшего, Тацита, Птолемея
и др. Обширные сведения о славянах
содержатся в произведениях византийского
историка VI в. Прокопия Кесарийского и
готского историка Иордана. Они первыми
рассказали о появлении славян у границ
Византии и в Северном Причерноморье —
пределах Готской империи, об их быте,
обычаях, походах, отношениях с соседями.
Прокопий сообщает довольно подробные
сведения о славянском освоении Балканского
полуострова. Еще более важны сведения
историка Иордана. Он подразделяет славян на
три крупнейшие группировки — венедов,
антов и склавинов. В последние годы
археологи установили, что этим сведениям
можно доверять. Богатейшие сведения о жизни
древних славян содержатся в русских
летописях, и прежде всего в “Повести
временных лет”.
3. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу
между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы.
Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе,
в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке.
Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном
для всех древних славян языке — праславянском. Однако по мере расселения древние
славяне все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский
массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:
> западные славяне — поляки,
чехи, словаки;
> южные славяне — болгары, сербы,
хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы,
боснийцы;
> и самая большая, третья ветвь — восточные славяне —
это русские, украинцы, белорусы.
Б. Племенные союзы восточных
славян в VIII—IX вв., их занятия и социальные
отношения
1. В середине I тысячелетия
племена восточных славян занимали огромную
территорию от Онежского и Ладожского озер
на севере до северного Причерноморья на юге,
от предгорий Карпат на западе до междуречья
Оки и Волги на востоке.
2. В VIII—IX вв. у восточных славян
сложилось около 15 наиболее крупных союзов
племен или, как их называет летописец
Нестор, “племенных княжений”. Согласно “Повести
временных лет”, картина их расселения
выглядела следующим образом:
> поляне — по среднему течению
Днепра;
> древляне — на северо-западе, в
бассейне реки Припять и в Среднем
Поднепровье;
> славяне (славяне ильменские) —
по берегам реки Волхов и озера Ильмень;
> дреговичи — между реками
Припять и Березина;
> вятичи — в верховьях Оки, по
берегам Клязьмы и Москвы-реки;
> кривичи — в верховьях
Западной Двины, Днепра и Волги;
> полочане — по Западной Двине и
ее притоку реке Полота;
> северяне — в бассейнах Десны,
Сейма, Суды и Северного Донца;
> радимичи — на Соже и Десне;
> волыняне, бужане и дулебы — на
Волыни, по берегам Буга;
> уличи, тиверцы — на самом юге,
в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и
Прута;
> белые хорваты — в предгорьях
Карпат.
3. Рядом с восточными славянами
жили угро-финские племена: весь, карела,
чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их
отношения со славянами строились в
основном мирно.
4. Основу хозяйственной жизни
восточных славян составляло земледелие.
Славяне, жившие в лесостепной и степной
зонах, занимались пашенным земледелием с
двупольным и трехпольным севооборотом.
Основными орудиями труда были соха с
железным наконечником, серп, мотыга, но
применялся уже и плуг с лемехом. У славян
лесной зоны было подсечное земледелие, при
котором леса вырубались и сжигались, зола,
смешанная с верхним слоем почвы, служила
хорошим удобрением. В течение 4—5 лет
снимался хороший урожай, потом этот участок
забрасывался. Выращивали ячмень, рожь,
пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными
сельскохозяйственными техническими
культурами были лен и конопля.
Хозяйственная деятельность
славян не ограничивалась земледелием: они
занимались и скотоводством, разводили
крупный рогатый скот и свиней, а также
лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты
охота и рыболовство. Ценными мехами платили
дань, они являлись эквивалентом денег.
Занимались славяне и бортничеством —
сбором меда диких пчел. Из меда
приготовляли хмельные напитки.
Важной отраслью хозяйства было
производство железа. Его добывали из
железной руды, залежи которой часто
обнаруживали в болотах. Из железа
изготовляли железные наконечники для сохи
и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы.
Гончарство также было традиционной
отраслью хозяйства древних славян. Главной
формой посуды у славян на протяжении всего
Средневековья были горшки. Их использовали
для приготовления пищи, хранения продуктов
и в качестве ритуальной утвари: в
дохристианские времена умерших сжигали, а
прах помещали в горшок. На месте сожжения
насыпались курганы.
Низкий уровень развития
сельскохозяйственной техники обусловливал
и характер организации хозяйственной жизни.
Основной единицей хозяйственной жизни была
родовая община, члены которой сообща
владели орудиями труда, сообща
обрабатывали землю и совместно потребляли
полученный продукт. Однако по мере
совершенствования способов обработки
железа, изготовления сельскохозяйственных
орудий происходит постепенное вытеснение
подсечно-огневого земледелия пашенной
системой. Следствием этого явилось то, что
основной хозяйственной единицей стала
семья. На смену родовой общине пришла
соседская сельская община, в которой семьи
селились не по принципу родства, а по
принципу соседства. В соседской общине
сохранялась общинная собственность на
лесные и сенокосные угодья, пастбища,
водоемы. Но пашня делилась на наделы,
которые каждая семья обрабатывала своими
орудиями труда и сама распоряжалась
полученным урожаем. Дальнейшее
совершенствование орудий труда и
технологии выращивания различных культур
обусловило возможность получения
прибавочного продукта и его накопления. Это
привело к имущественному расслоению внутри
сельскохозяйственной общины, зарождению
частной собственности на орудия труда и
земельные угодья.
В. Религия восточных славян
1. Эпохе первобытнообщинного
строя у восточных славян соответствовала
языческая религия. Славянское язычество —
это целый комплекс верований,
представлений, обрядов, который пришел из
древнейших времен и в котором отразилась
полнейшая зависимость древних людей от сил
природы. Древние славяне представляли
окружающий их мир наделенным добрыми и
злыми духами. Боги и духи находились везде:
в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома,
в воде и в земле. Одни помогали человеку в
его производительной деятельности, другие,
напротив, тормозили ее. Славяне старались
со всеми найти общий язык, умилостивить
одних и напугать других.
2. Возникнув в глубокой древности,
когда еще только начало формироваться
человеческое сознание, славянское
язычество не осталось окаменевшим, а
развивалось вместе с первобытным обществом.
Ученые отмечают 4 этапа в развитии
славянского язычества.
На первом этапе, который
соответствует эпохе каменного века,
славяне приносили жертвы “упырям” и “берегынам”.
“Упыри” — злые духи — это вампиры, якобы
нападающие на людей и сосущие их кровь,
вредоносные покойники, умершие не своей
смертью, не погребенные и потому мстящие
живущим на земле. “Упырям” противостояли
добрые духи — “берегыны”.
Позднее, когда у древних славян
совершился переход от кочевого к оседлому
образу жизни, когда появилось земледелие, —
зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно
поверьям древних славян, Род — это творец
всей Вселенной. Он “вдувал” в людей жизнь,
повелевал небом, дождем, огнем, посылал на
землю молнии. Вместе с Родом выступали две
Рожаницы — богини плодородия.
Постепенно многие из функций
Рода перешли в “ведение” других богов. У
Рода появились “помощники” — Ярило и
Купала. Бог Ярило олицетворял
пробуждающуюся весну. Славянам он
представлялся в виде молодого красивого
юноши, который ездил по полям и селениям на
белом коне и в белой мантии. Купала
рассматривался как плодотворящее божество
лета. Его день отмечался 24 июня, а
предшествовали празднику “русалии” —
торжества, посвященные нимфам полей и вод.
Весьма почитался славянами бог
Волос (Велес) — покровитель скота и
скотоводства. Поклонение этому богу
возникло в период, когда древние славяне
научились приручать диких животных.
Считалось, что этот бог способствовал
накоплению богатства.
В VIII—IХ вв. складывается “божественная”
картина, где каждому божеству есть свое
место.
Сварог — властелин неба,
которому подчиняется вся Вселенная (сравним
с Зевсом у древних греков). У Сварога было
несколько детей.
Сварожич, сын Сварога, — бог огня,
покровитель кузнецов и кузнечного дела, а
также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой
версии — дочь) Сварога, олицетворяющий
собой солнце. По славянским поверьям,
Дажьбог живет далеко на востоке, в стране
вечного лета. Каждое утро на своей
светозарной колеснице Дажьбог совершает
круговой объезд по небу.
Хоре — божество, близко стоящее к
Дажьбогу и непосредственно с ним связанное.
Он представлялся белым конем, также
совершающим свой бег над землей с востока
на запад.
Стрибог — бог ветра, бури,
урагана и вообще всякой непогоды. Ему
поклонялись люди, чья деятельность
зависела от погодных условий: земледельцы,
путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) —
покровительница женщин, женского рукоделия,
а также торговли.
Симаргл (Семаргл) представлялся
священным крылатым псом. В назначении этого
божества разобраться не удалось до конца.
Ясно только, что он был божеством низшего
порядка, крылатый пес, который охранял
семена и посевы, считался богом подземного
царства.
Со временем, когда военные походы
заняли значительное место в жизни
восточных славян, одним из самых почитаемых
богов становится Перун — повелитель грома
и молний, покровитель князя, дружинников и
вообще военного дела. Постепенно Перун “захватывает”
верховную власть над остальными языческими
богами, “оттесняя” на второй план Сварога.
За последним остается право
покровительствовать ремесленникам,
занимающимся обработкой металлов.
3. В “Повести временных лет” под
980 г. говорится о том, что киевский князь
Владимир Святославич, захватив Киев и начав
в нем княжить, еще до крещения Руси поставил
на Горе, недалеко от княжеского дворца,
деревянные идолы богов: Перуна, Хорса,
Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши.
Однако среди богов не было Рода, Рожаниц,
Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые
объясняют такой выбор князя тем, что
языческий пантеон Владимира был
предназначен для моления не простых людей,
а киевской знати, которая проживала на Горе
и предпочитала поклоняться своим богам.
Языческая религия постепенно переставала
быть связующим звеном между различными
социальными группами в Киевской Руси. Рано
или поздно она должна была уступить место
другой религии, которая могла бы в той или
иной мере удовлетворить интересы всех
социальных прослоек.
4. Из древности до нашего времени
дошло много языческих Праздников и обрядов.
Новый год у славян начинался 1 января.
Накануне Нового года отмечался праздник
Коляды: молодые люди, ряженные в “шкуры”,
вывороченные тулупы, с рогами на голове,
масками на лицах, с шутками, танцами и
песнями ходили по дворам, поздравляли
хозяев и получали хорошие гостинцы. И
сегодня в некоторых местах сохранился этот
обычай. Повсеместно отмечается Масленица
как народный праздник проводов зимы. Дошел
до сегодняшних дней и праздник в честь
Ивана Купалы.
Рождения, свадьбы, похороны
сопровождались определенными обрядами,
многие элементы которых и сегодня
сохраняются в быту русских, украинцев,
белорусов.
|