География
Ответ на билет №6
1. Закономерности размещения
минеральных ресурсов и страны,
выделяющиеся по их запасам. Проблемы
рационального использования.
Минеральные ресурсы - это
природные вещества минерального
происхождения, используемые для получения
энергии, сырья, материалов и служащие
минерально-сырьевой базой хозяйства.
Масштабы использования
минеральных ресурсов колоссально выросли в
последние десятилетия (3/4 добытых в XX веке
полезных ископаемых добыто после 1960 года).
Ежегодно из недр Земли
извлекается более 100 млрд. тонн
минерального сырья и топлива.
К сведению: в средние века люди
извлекали из земной коры лишь 18 химических
элементов и их соединений, в XVII веке - 25, в XVIII
в. - 29, в XIX в. - 47, в начале XX века - 54, во второй
половине - более 80 элементов.
Как же размещены различные виды
минеральных ресурсов? Отчего это зависит?
1) Топливные ресурсы: имеют
осадочное происхождение, приурочены
главным образом к окраинам и прогибам
древних платформ:
а) угольные бассейны и страны-лидеры
по их запасам: Ленский и Канско-Ачинский
бассейны (Россия), Аппалачский (США), Рурский
бассейн (Германия) и т.д.
К сведению: на Земном шаре
известно более 3.6 тыс. угольных бассейнов и
месторождений, которые в совокупности
занимают 15 % территории земной суши.
б) нефтегазоносные бассейны и
страны-лидеры по их запасам: Западно-Сибирский
и Волго-Уральский бассейны (Россия),
Техасский и Калифорнийский (США),
Персидский (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак,
Иран, Кувейт), Сахарский бассейн (Ливия) и т.д.
К сведению: нефтегазоносных
бассейнов разведано более 600, из них
разрабатывается 450, а общее число нефтяных
месторождений достигает 35 тысяч.
2) Рудные минеральные ресурсы:
встречаются чаще всего в пределах разломов
платформ и подвижных складчатых областей
земной коры:
а) страны, выделяющиеся по
запасам железной руды: США, КНР, Индия,
Россия, Бразилия, Либерия, Гвинея и др.
б) страны, выделяющиеся по
запасам алюминия (бокситы): Франция, Италия,
Индия, Суринам, США, Россия, страны Западной
Африки и др.
в) страны, выделяющиеся по
запасам медных руд: Замбия, Заир, Чили, США,
Канада;
г) страны, выделяющиеся по
запасам свинцово-цинковых руд: США, Канада,
Австралия;
д) страны, выделяющиеся по
запасам оловянных руд: Малайзия, Индонезия,
Боливия, Бразилия, Таиланд.
3) Нерудные полезные ископаемые:
имеют широкое распространение; к ним
относятся:
а) апатиты (Россия);
б) сера (Польша, Мексика);
в) калийные соли (США, Бразилия);
г) известняки, доломиты
повсеместно и т.д.
Проблемы, связанные с
потреблением природных ресурсов:
1) истощение доступных
месторождений;
2) нарушение экологии окружающей
среды в результате добычи и
транспортировки ресурсов (горные отвали,
карьеры) и т.д.
Пути решения экологических
проблем:
1) комплексное освоение
ископаемого сырья;
2) повторное использование
ресурсов;
3) глубокая утилизация
промышленных и бытовых отходов;
4) применение ресурсосберегающей
техники и т.д
2. Общая экономико-географическая
характеристика одной из стран Западной
Европы (по выбору учащегося).
Франция - одно из самых
экономически развитых государств Европы.
Рассмотрим характеристики
данной страны:
1) Площадь территории - 551.6 тыс.
квадратных километров; столица - Париж; в
административном плане страна разделена на
96 департаментов, в т.ч. Париж - на правах
отдельного департамента.
2) Экономико-географическое
положение: страна находится на западе
Европы; граничит с государствами, имеющими
достаточный экономический уровень: Испания,
Италия, ФРГ, Бельгия, Швейцария и др.
Франция имеет удобное положение
по отношению к транспортным магистралям,
сухопутные пути густо пронизывают всю
территорию Западной Европы.
Огромное значение в устройстве
страны играет наличие морской границы (Северное
и Средиземное моря, Бискайский залив).
3) Природные условия и ресурсы:
а)
- рельеф: преобладание равнинных
территорий, на юго-востоке - горы;
- минеральные ресурсы: ими страна
небогата - скромные запасы каменного угля
и природного газа, скудные ресурсы нефти,
руд цветных и редких металлов, хотя есть
крупные запасы железных руд;
б)
- почвы: окультурены, плодородны (бурые
лесные, коричневые, серо-коричневые);
- земельные ресурсы: большая часть земель
занята под пашни;
в)
- климат: умеренный климатический пояс,
средние температуры зимы от 0 до +8
градусов, средние летние температуры +16 -
+24 градуса, осадки от 250 до 1000 мм;
- агроклиматические ресурсы:
благоприятны для выращивания поздних
зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы,
на юге - маслин и оливок;
г)
- воды: реки - Гаронна, Луара, Рона и др.;
- водные ресурсы: страна хорошо
обеспечена, широко используется энергия
горных рек;
д)
- леса: зона смешанных и широколиственных
лесов, жёстколистных вечнозелёных лесов
и кустарников;
- лесные ресурсы бедны, большая часть
естественных лесов преобразована в
антропогенные;
е)
- рекреационные ресурсы во Франции
богатейшие: объекты природы (Средиземноморское
побережье, живописные ландшафты, горные
курорты), архитектурно-культурные
достопримечательности (Версаль, Париж,
Лувр, Триумфальная Арка, Собор Парижской
Богоматери и т.д.). Франция - страна
туризма.
4) Население:
а) численность - 56.5 млн. человек;
б) плотность населения большая -
от 10 до 600 чел./кв. км (особенно в районе
Парижа);
в) тип воспроизводства - II;
рождаемость, смертность, естественный
прирост - низкие;
г) старение населения;
д) женщины преобладают над
мужчинами по численности;
е) национальный состав:
- французы - 82.3 %, народности:
каталонцы, корсиканцы, эльзасцы;
- итальянцы; португальцы;
бретонцы; фламандцы; баски; есть выходцы из
Алжира;
ё) основная религия - католицизм;
ж) уровень урбанизации около 75 %;
крупнейшие города: Париж, Лион, Марсель,
Бордо и др.;
з) много мигрантов из стран
Восточной Европы и Алжира;
и) высококвалифицированные
трудовые ресурсы.
5) Экономика:
а) промышленность: её структура
типична для наиболее развитых стран мира.
Высокоразвитая промышленность
Франции занимает передовые позиции в мире в
атомной энергетике, производстве
автомобилей, самолётов, морских судов,
вооружения, оборудования для АЭС, тканей,
одежды, парфюмерии и др.
Однако, по целому ряду
показателей (прежде всего - по общему объёму
промышленного производства) Франция
заметно уступает промышленности США,
Японии, ФРГ.
Крупнейшие индустриальные
центры: Париж, Марсель, Гавр, Дюнкерк, Лилль,
Страсбург, Нант, Тулуза.
б) сельское хозяйство: в нём явно
преобладает животноводство (крупный
рогатый скот, свино- и птицеводство,
животноводство на горных пастбищах);
растениеводство (пшеница, сахарная свекла,
виноградарство, садоводство и т.д.).
По объёму производства мяса,
молока, сбору пшеницы, сахарной свеклы
Франции принадлежит первенство среди стран
Западной Европы.
в) транспорт: основной
грузооборот во внутренних перевозках
приходится на автомобильный транспорт;
основные магистрали сходятся к Парижу,
Марселю.
Франция имеет крупный морской и
пассажирский флот.
Развит авиационный транспорт.
6) Внутренние различия:
экономически более развиты север и запад
страны; менее развита восточная часть.
7) Внешние экономические связи:
Франция активно участвует в экономической
интеграции в пределах Единого европейского
пространства; развивает экономические
связи с другими регионами.
3. Сравнительная характеристика
транспортных систем двух стран (по выбору
учителя).
Охарактеризуем транспортную
систему ФРГ и Пакистана.
Начнём с ФРГ:
На всей территории страны очень
густая транспортная сеть; развиты все виды
транспорта:
а) автомобильный преобладает (около
84.2 % в общем грузообороте; густота сети
дорог с твёрдым покрытием - более 110 км на 100
кв. км территории;
б) железнодорожный (около 9 % в
общем грузообороте);
в) воздушный (около 6.8 % в общем
грузообороте);
г) речной: получил развитие в
основном во внутрирайонных перевозках на
реках: Рейн, Эльба, Дунай;
д) морской: крупнейший порт с
грузооборотом от 20 до 90 млн. тонн - Гамбург
на Северном море;
е) трубопроводный (передача нефти
и газа).
Наибольшее развитие получил
автомобильный вид транспорта.
Теперь рассмотрим транспорт
Пакистана:
Транспортная сеть редкая и
размещена неравномерно; она имеет
древовидную форму, “точкой роста” которой
служит морской порт, это связано с историей
освоения и колонизации территории
англичанами, которые предпочитали вывозить
сырьё из страны, не развивая транспортной
сеть, а осваивая только прибрежные районы.
Преобладают 4 вида транспорта (перечисление
по нисходящей):
а) морской: крупнейший порт -
Карачи в Аравийском море;
б) речной: главная артерия - Инд;
в) железнодорожный;
г) газопроводный.
Последние развиты в меньшей
степени.
Большое значение и
распространение имеет гужевой транспорт (лошади,
мулы), особенно вдали от прибрежных районов.
Сходство транспорта ФРГ и
Пакистана - в хорошем развитии морского
вида, однако, его значение внутри самих
стран различно; широко используется речной
транспорт в обоих государствах.
Главные различия связаны с более
низким уровнем экономического развития
Пакистана, о чём свидетельствует слабое
развитие железнодорожного, автомобильного
и, особенно, воздушного транспортов.
Сравнение транспортных систем государств
в 3-ем вопросе данного билета наиболее
представительно рассматривать на примерах
развитых и развивающихся стран разных
регионов.
|