Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок  и др.Гостевая книгаОбратная связь
экзамены
тематические планы
поурочное планирование
методическая копилка
информационные технологии в школе
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование для кабинетов химии, физики, географии, биологии и др.

 

География

Ответ на билет №14

1. “Демографический взрыв”. Проблема численности населения и её особенности в разных странах. Демографическая политика.

В истории развития человеческого общества наиболее высокие темпы прироста населения наблюдаются во второй половине XX века.

К сведению: ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек. Соответственно каждую секунду появляются трое, каждую минуту - 175, каждый час - 10.4 тысячи, а каждые сутки - 250 тысяч новых “землян” (это примерно равно количеству людей в таких городах, как Рыбинск, Братск или Черновцы). Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц - население такой страны, как Австрия или Тунис.

Такое резкое увеличение численности населения получило название “демографического взрыва”.

Прежде всего он является результатом резкого снижения смертности во всех возрастных группах.

Рождаемость же либо сохранилась на неизменном уровне (во многих развивающихся странах), либо снизилась, но не в такой степени, как смертность.

“Демографический взрыв” произошёл в основном в странах Азии, Африки и Латинской Америки (90 % всего прироста населения мира). Это повлекло за собой возникновение многих проблем в этих регионах - безработицы, нехватки продуктов питания, трудностей с жильём и медицинского обслуживания. В некоторых таких странах проводится демографическая политика на снижение рождаемости.

Демографическая политика - это система различных мер (экономическое стимулирование, административно-правовые меры, половое воспитание и т.п.), предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение прироста населения, на решение специфических для данной страны общественных проблем.

К сведению: КНР (Китай) - самая многолюдная страна мира. Цель её правительства - резко приостановить прирост населения, “вывести” страну на семью с одним ребёнком. В результате годовой прирост населения снизился с 28 человек на тысячу жителей до 10-11, т.е. стал ниже среднемирового.

В противоположность государствам с высокой рождаемостью в отдельных странах проявляется естественная убыль населения - депопуляция.

В основном это характерно для развитых стран Европы, Америки, в которых демографическая политика направлена на увеличение прироста населения (денежные выплаты, льготы для семей с двумя и более детьми, запрещение абортов (ФРГ) и др.).

2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

Химическая промышленность играет большую роль в развитии мирового хозяйства, т.к. позволяет расширять сырьевую базу производства и строительства, обеспечивая их материалами с заранее заданными свойствами и экономя тем самым традиционные виды сырья (металлы, древесину и т.д.).

Кроме того, с помощью минеральных удобрений и пестицидов она увеличивает эффективность сельского хозяйства.

Будучи одним из загрязнителей окружающей среды, химическая промышленность в тоже время создаёт технологии, способные использовать или обезвреживать производственные отходы.

Состав химической промышленности:

1) горно-химическая отрасль: добыча сырья - апатитов, фосфоритов, серы, каменных и калийных солей, селитры;

2) основная химия: производство минеральных удобрений, хлора, соды, кислот, щелочей;

3) химия органического синтеза (производство синтетического каучука, пластмасс, синтетических смол, химических волокон) и переработка полимерных материалов (изготовление шин, изделий из пластмасс и т.п.);

4) микробиологическая промышленность (разведение отдельных видов грибов, бактерий и т.д.).

Размещение химической промышленности:

В мировой химической промышленности сложились 4 главных региона: США, зарубежная Европа, СНГ и Япония.

В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, основной химической продукции, но в особенности отрасль органического синтеза и полимерных материалов.

В развивающихся странах до недавнего времени данная отрасль хозяйства была представлена в основном добычей сырья.

Но после энергетического кризиса химическая промышленность стала быстрее развиваться в государствах Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в богатых ресурсами нефти и газа.

Крупные нефтехимические центры находятся в странах Персидского залива, Северной Америки, в Мексике, в Венесуэле.

Сложилась такая ситуация, что производство продуктов органического синтеза и полимерных материалов концентрируется в развивающихся странах, тогда как выпуск сложной наукоёмкой продукции - в США, Западной Европе и Японии.

Химическая промышленность и окружающая среда:

Развитие химической и нефтехимической промышленности нередко приводит к загрязнению воздуха, воды, почвенного покрова продуктами этих производств, особенно опасны крупные аварии на таких предприятиях, утечки сырья из трубопроводов, при транспортировке по воде и железной дороге и т.д.

К сведению: в декабре 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупная авария на химическом заводе, принадлежащем американской компании. В результате 2.5 тысячи горожан погибли и десятки тысяч пострадали (ожоги, травмы и т.д.).

3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

Для характеристики данного показателя для любой из стран мира необходимо:

Во-первых: воспользоваться картами (“Минеральные ресурсы мира”, “Энергетика мира” и т.д.) или статистическими материалами (которые должен предоставить учитель на экзамене), где указан перечень природных ресурсов выбранного государства.

Во-вторых: по нижеприведённому плану ответа охарактеризовать один из природных ресурсов, и вычислить ресурсообеспеченность по нему данной страны.

В-третьих: сделать соответствующий вывод.

Рассмотрим ресурсообеспеченность Венесуэлы:

I. Страна обладает следующими природными ресурсами: нефтью, газом, железной рудой, алмазами.

II. Выбираем один из выше перечисленных ресурсов, например, - нефть.

Теперь, используя выше указанные карты или доступные статистические материалы, находим ресурсообеспеченность по нему по такому плану:

1) определяем размеры запасов нефти, они составляют 8.7 млрд. тонн;

2) находим количество годовой добычи (потребления) - 130 млн. тонн;

3) вычисляем величину ресурсообеспеченности в количестве лет: делим показатель запасов на соответствующий параметр добычи (потребления): 8.7 млрд.т/130 млн.т/г. = 66.9 лет.

III. Делаем вывод о ресурсообеспеченности Венесуэлы нефтью: страна обладает высоким показателем запасов данного сырья, но в связи с использованием современного уровня добычи этого ресурса хватит всего лишь на 66.9 лет или того меньше, если увеличится скорость и объём его потребления.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение