Образовательный портал Ucheba.com -  главная страница Повышение квалификации учителей
Каталог учебного оборудования, Перечень учебного оборудования РАО с комментариями, Минимальный перечень учебного оборудованияЭкзаменационные билеты, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе Психология, Дошкольное воспитание, Управление образованием, Внеклассная работа, Дополнительное образованиеПедагогическая пресса - Справочник руководителя образовательного учреждения, Игра и дети, Дошкольное воспитание, Иностранные языки в школе, Педсовет, Последний звонок   и др.Гостевая книгаОбратная связь
психология
дошкольное воспитание
управление образованием
внеклассная работа
дополнительное образование
Полезные ссылки
Дистанционное образование

Рекомендуем:

Учебное оборудование и учебные пособия

все события

Пожалуйста, присылайте свои вопросы на e-mail: portal@ucheba.com
Ответы мы будем публиковать как в журнале, так и на портале "Учеба"

Журнал "Педагогическая диагностика" совместно с порталом "Учеба" объявляет об открытии консалтинговой службы для:

практических психологов в образовании

классных руководителей

руководителей школы

по вопросам аттестации мониторинга образования, диагностики воспитания, различным аспектам организации тестирования обучаемости и готовности ребёнка к школе и другим направлениям диагностики.

- Каковы особенности диагностики социальных взаимодействий и межличностных отношений в закрытых учебных заведениях?

- Организация работы практического психолога с педагогическим коллективом школы

ВАШИ ВОПРОСЫ И НАШИ ОТВЕТЫ

На вопросы отвечает кандидат психологических наук Е.Е. Соловцова

Укажите, на какие нормативные документы должен опираться психолог образования?
Здравствуйте! Очень важно, что Вы задаете такой вопрос. Психолог образования - самая юридически незащищенная категория. Начинающему психологу образования, порой, приходится заниматься вопросами, не входящими в его компетенцию.
Должностные инструкции психолога образования прописаны в сборнике "Тарифно-квалификационные характеристики работников образования" (нормативно-правовые акты по образованию) (этот сборник есть в каждом образовательном учреждении), на основании которых прописывается функционал психолога того образовательного учреждения, в котором Вы работаете. Также, важным документом для психологической службы образования является сборник "Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога" за 2003 год, где прописано "Положение о психологической службе". В связи с юридической незащищенностью отряда психологов, важно формировать запросы от родителей и педагогов на ведение диагностики, консультирования и коррективных мероприятий. Имея такой запрос, психолог образования имеет право работать с клиентом. Бывает, родители учащихся опасаются, что ребенок попадет в руки психолога без их ведома (к сожалению, дискредитация этой профессии происходит), поэтому, выступая, например, на родительских собраниях, просите родителей письменного разрешения на работу с их ребенком, либо письменный отказ (родитель имеет на это право, так же как и сам ребенок). Обязательно ведите тетради учета мероприятий по работе с клиентами, что и когда рекомендовано, с какой проблемой обращался клиент, а также планы будущих мероприятий. Все это, а также ссылки на нормативные документы очень хорошо дано в следующих изданиях:
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 240 с.; Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1993. - 256 с.;
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.; Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с.
Недавно вышел интересный сборник Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. - М.: Айрис-Дидактика, 2004. (Купить можно эту книгу по адресу: г. Москва, проспект Мира, д.106.)

- Какие методики можно использовать для диагностики детей раннего возраста?
Есть замечательная методика для детей раннего возраста (до 2-х лет) Стреблевой (деревянный ящик с методичкой и рекомендациями по проведению). Приобрести можно в "КОГИТО" - Центр по адресу: г. Москва, ул. М. Ярославская, д.13 (тел.: 282 -01 - 00). В этом магазине можно приобрести очень интересную литературу по психологии Института психологии РАН. Недавно вышел интнресный сборник Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ., где даны сведения не только о нормативных документах, но и о методиках по работе с детьми. По исследованию темперамента дошкольников можно пользоваться методикой Блюминой Т.А. (см. ниже).

- Пожалуйста, подскажите тест для определения формулы темперамента у младших школьников
Наверное, Вы уже познакомились со статьей Спиревой Е.Н. в "Журнале практического психолога" за 2001 год (в интернете тоже есть эта информация), где рассматривается темперамент через призму поведенческих характеристик. Однако тест Кэри не единственный инструментарий к составлению психолого - педагогической характеристики ребенка и его темперамента. Есть тест Кеттелла (детский вариант), а также КОМПЛЕКС МЕТОДИК Блюминой Т.А. по определению темперамента ребенка. Блюминой Т.А. впервые была разработана универсальная систематика характеров-темпераментов, объединившая данные более 110 типологов за 25 столетий. Ею же предложена эффективная методика структурной диагностики типов темпераментов-характеров по таблицам. Можно также написать характеристику ребенка опираясь на ценные наблюдения людей, непосредственно работающих с ребенком.

Пишем характеристику

Очень часто психологам, социальным педагогам и классным руководителям приходится выступать на педагогических консилиумах, давая характеристику своим подопечным, иногда их приглашают на комиссию по делам несовершеннолетних с той же целью, при переводе учащегося в другое учебное заведение также требуют представить характеристику на учащегося и т.п. В подобных случаях не всегда возможно использование результатов тестирования. Написать характеристику не так сложно, но с чего начать, что нужно отметить, как написать грамотно и полно, да и времени порой недостаточно. Мы предлагаем Вам варианты (шаблоны) написания характеристик на учащихся, на наш взгляд, наиболее полно отражающих информацию о ребенке. Можно выписывать именно те пункты, которые характерны для того или иного учащегося, или же просто подчеркивать (выделять) строки в нижеследующих шаблонах. Каждый пункт информации о ребенке может иметь решающее значение в его адаптации к новому коллективу, изменившимся условиям обучения и быта, а также в установлении взаимоотношений с новыми педагогами. Безусловно, этот материал должен быть использован только во благо учащегося.
1 вариант - характеристика учащегося
2 вариант - программа изучения личности учащегося

- Какую методику лучше использовать для определения психологической готовности перехода детей из 4 в 5 класс
Ориентирую Вас на следующие источники:
- Бондаревская Р.С. "Организация диагностико - коррекционной и развивающей работы с учащимися 3-5 классов". - СПб, 1994 г.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. "Диагностика познавательной сферы ребенка". - Москва: Роспедагентство, 1994 г.

- Нужно провести исследование по теме: "Нарушение эмоциональной регуляции в детском возрасте (на примере детей с ЗПР)". Как вы думаете, какие методики могут быть максимально эффективными?
Когда вы пишете какую - либо исследовательскую работу, полезно обращаться к диссертационным исследованиям, где указаны и методики, и направления, и цели, и задачи исследования. Есть, например, исследование под руководством профессора, доктора психологических наук О.В. Дашкевича и его аспиранта К.И Дьяченко "Эмоционально - волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка". -- М., 1999.
Для исследования эмоциональной регуляции можно использовать универсальные методики, например:
- Стандартизированный опросник для многостороннего изучения личности (по Р.Б. Кеттеллу - "детский" вариант) (Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.)
- Методика изучения "самооценки" личности (по Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейну) (Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. / Под ред. В.Н. Панферова. - Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.)
- Методика диагностики межличностных отношений (по Т. Лири "Альманах психологических тестов". - М.: КСП, 1996. - 400 с.)
- Методика "Карта наблюдений" (особенно для детей с ЗПР) Д. Стотта (Рабочая книга школьного психолога./Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с ).

Также, интересны будут следующие работы:
Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям).- СПб.: "Респекс", 1995. - 192 с.;
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.- СПб.;
Зимбардо Ф. Застенчивость (Что это такое и как с ней справляться).- СПб.: Питер Пресс, 1995. - 256 с.;
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - ТОО Независимая фирма "Класс". 1993. - 222с.;
Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А.В. Семенович.- М.: МГПУ, 1998. - 80 с.;
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально - психологические и психотерапевтические аспекты. - Минск: Беларусь, 1988.;
Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 80 с.; Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.: Роспедагенство, 1995. - 128 с.; Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1997. - 288 с.;
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина, 1983. и др.

E-mail: portal@ucheba.com
Последнее изменение